Начало здесь:
Артур Флек на самом деле никудышный Джокер: раз блеснув как харизматичный маргинал, враждебный ненавистным империалистическим правилам, этакий Че Гевара 2.0, у которого тоже образовалось море поклонников, - долго сохранять фанатичный огонь в глазах он не смог. Флек почему-то не хочет сидеть в тюрьме, как какой-нибудь тупой революционер или реднек, заваливший пять человек. Не к тому стремился он, когда мочил гадов. Судьба в очередной раз злобно посмеялась над его благородными стремлениями.
Поймав за хвост такой удачный и ликвидный социологический образ, нужно им жить в полный рост, как те панки, рокеры или кубинские партизаны – дабы, как говорят специалисты, не утратить искренности, за которую тебя и полюбила публика. Артур же даже отдать жизнь не хочет за свои идеалы.
Ну, то есть они совершенно не его, они навязаны ему толпой фанатов, которые, как обычно, ни черта не поняли. Тут человек барахтался в пучинах нервного срыва, а они решили, что это он ради них так смешно подергивает конечностями.
Но увы, ты уже заложник образа. Так что, предавая чужие выдуманные идеалы, будь готов не только к обструкции публики, которая только что боготворила тебя, но и к перу в живот от благодарного поклонника. Потому что некоторые незамысловатые люди настолько не любят, когда предают их выдуманные идеалы, что готовы зарезать предателя. Как, собственно, поступал раньше и ты сам, за что незамысловатая публика тебя и полюбила.
Сидя в тюремной камере, Флек уходит в мир грез. «Я живу в заповедном мире моих снов» - сказал по этому поводу герой «Ассы». Заповедный мир Джокера состоит из классических мюзиклов, арии из которых он с проникновенной хрипотцой маэстро шансона исполняет в особенные моменты.
Единственная проблема: в первом фильме мы не видели какой-либо страсти Артура Флека к мюзиклу. Любовь к стендапу и несмешным шуткам знаменитых комиков – да, видели. Жизнь в грезах – видели, когда он придумал себе половые отношения с соседкой по этажу. А вот положительного тропизма к мюзиклам ни разу продемонстрировано не было. Тут тонкость.
Соседка по этажу, кстати, жива, во имя всего святого, и даже дает показания в суде. И прекрасно.
Потому что это уже совсем запрещенный прием – перечислять в строку, что появлением Джокера мы обязаны тому, что общество унижает Артура Флека, а еще ему бабы не дают. Сожалею, но одно и другое - это уже совсем разные истории из совсем разных опер. И именно вот это странное перечисление через запятую и мешало в первом фильме проникнуться трагедией полного бездаря Флека, неспособного даже заинтересовать женщину, но на каком-то основании требующего себе места в пантеоне.
История бунта маленького человека, которую так любят в мировом кинематографе, выходила в итоге историей бунта психопата, а это уже совсем не одно и то же. Это то, на чем сломались авторы фильма «С меня хватит!» - когда в финале выяснилось, что бунтует не просто маленький человек, а недолеченный психопат. Те, кто бурно восхищается данным фильмом в Сети – такое ощущение, что просто не досмотрели его до конца.
Главным провалом второго фильма практически все посмотревшие называют образ Харли Квинн в исполнении Леди Гаги. С настырностью Артура Флека поп-дива многие годы пыталась хоть тушкой, хоть чучелком пролезть в кино. Иногда ее игра радовала, как в том же «Доме Гуччи», чаще не очень. Понятно, что Леди Гага мечтала о зрительском успехе, и образ Харли Квинн, стопроцентно подходящий эпатажной поп-звезде, да еще и в суперликвидной франшизе про Джокера, не мог ей не понравиться. Но увы, фильм проваливается с потрясающим протяжным грохотом, и есть мнение, что он станет последним гвоздем в гробу кинокарьеры Леди Гаги.
Даже не сказать, чтобы она сыграла чудовищно. Обычно сыграла, среднестатистически. Безусловно, эту роль можно было подать гораздо более ярко, выигрышно, и более опытные актрисы, пожалуй, именно так и сделали бы. Подозреваю, правда, что Филипсу как раз и нужен был такой образ – бесцветный, анемичный, не конкурирующий с образом Джокера. Харли Квинн максимально обесцвечена – начиная от блонда волос, который Леди Гаге, как Анджелине Джоли, категорически не идет, до принципиального отсутствия косметики, что выглядит довольно необычно – даже в «Доме Гуччи» штукатурки на ней было как на Исаакиевском соборе.
Кстати, лайфхак: хотите узнать, как Леди Гага выглядит без косметики – смотрите второго «Джокера». Зрелище незабываемое.
Нет, «Безумие на двоих» - это не про Джокера и Харли Квинн, которую здесь, в лучших традициях нуарного «Бэтмена» с Паттинсоном, стараются не идентифицировать напрямую, называя просто «Ли», хотя все всё и так уже поняли. Это не те двое, которые в названии.
Да, их финальный разрыв – трагедия для Артура, но ровно того же масштаба, каким был разрыв с выдуманной подружкой-соседкой в первом фильме. Была бы на ее месте другая – абсолютно ничего не поменялось бы, даже трубного зова артуровского либидо. Хотя Артур и говорит постоянно про Ли: «Она меня понимает» - но в итоге выясняется, что ни черта она его не понимает. А если кого и понимает, то разве что Джокера.
А это, как говорят у нас в Одессе, две большие разницы. Потому что Флек – не Джокер. И если первый фильм посвящен тому, как фрустрированный Флек становится Джокером, то второй – он как раз про то, как обеспокоенный происходящим Флек всеми силами старается избавиться от имиджа народного мстителя. Иногда это у него получается, чаще нет. Вот это и есть безумие на двоих – на Артура и Джокера. А Ли, как выясняется в итоге, вполне нормальна, даже слишком нормальна.
Для совсем тугих в начале фильма есть специальная мультипликационная вставка – как тень Джокера похищает у него одежду и под песню из мюзикла совершает несколько харизматичных преступлений, после чего, при приближении полицейских, снова напяливает на него костюм клоуна – и все удары резиновыми дубинками достаются жалкому клоуну, а не его тени.
Собственно, вот вам и краткий питч второго фильма. Что называется, сочти число зверя, сцуко, пока еще можешь.
И, наконец, многие решили, что разъяренный Филлипс окончательно и наглухо закрыл тему продолжения франшизы, выпилив героя из второго фильма и из жизни. Но это они просто невнимательно смотрели. На самом деле, устранив героя, режиссер разом устранил множество неувязок и противоречий, связанных с его фигурой. Скажем, в первом фильме Флек встречается с будущим Бэтменом, Брюсом Уэйном, которому вроде бы приходится сводным братом; но если Брюсу около двенадцати, то Артуру уже за сорок, и быть главным оппонентом Бэтмена этот престарелый Джокер не может никак.
В этой связи мы даже не будем рассматривать варианты возвращения героя в продолжение, хотя их очень даже есть – например, некоторые обратили внимание, что психопат, зарезавший Джокера, вполне может быть несуществующим в реальной действительности, просто выдуманным порождением его собственного комплекса вины, этаким Тайлером Дарденом. Впрочем, история Рокамболя демонстрирует нам, что оживить героя в продолжении можно даже ничего не объясняя, ибо читатель или зритель доверчив и охотно пойдет туда, куда поведет его за веревочку автор. Помнится, нож в сердце и утопление получившегося трупа не помешали герою «Ассы» поучаствовать и в «Ассе-2».
Однако возвращение во франшизу Артура Флека не снимает возникающих в связи с ним сюжетных вопросов. А вот вскользь оброненная информация, что Ли беременна от Артура – снимает. Потому что Джокер-младший оказывается даже моложе Бэтмена, и у него прекрасная комиксовая мотивация – отомстить миру за умученного папку. В общем, понятно, что режиссер старательно и любовно готовил пути к третьему фильму франшизы, где и завязал бы в смертельный драматический узел многих уже продемонстрированных персонажей «Бэтмена», отчего еще более невероятным выглядит предположение, что он нарочно пытался зарезать курицу, несущую золотые яйца.
В том случае, если действовать дальше и стать истинным Джокером должен был сын Артура, становится понятно, почему персонажа Леди Гаги ни разу не назвали Харли, но несколько раз многозначительно пропедалировали, что ее зовут Ли. Потому что на самом деле она не Харлин Квинзель, с которой в свое время познакомится Флек-младший. А Харви Дент очень молод и вполне может подождать, пока вырастут юные Бэтмен и Джокер. По-моему, еще до последнего нуарного перезапуска «Бэтмена» Филлипс пытался заземлить франшизу, вероятно, желая своим триптихом бросить вызов триптиху Нолана с его «Темным рыцарем».
И тут еще есть одно немаловажное обстоятельство, которое никак не может не учитывать свободолюбивый творец. То, что грандиозный провал его фильма заставит продюсеров в дальнейшем не доверять другим творцам, держа их в ежовых рукавицах и загоняя в привычные рамки блокбастера. То есть если предположить, что Филлипс нарочно утопил продолжение своего «Джокера», во что поверить трудновато, то следует принять также, что он автоматически сознательно утопил всех своих свободолюбивых коллег минимум лет на десять,
Впрочем, в этом странном мире возможно всякое.
Другие тексты автора: