№29/2024. Их разделяют 30 лет, 9.5 тыс. км и почти шестикратная разница в цене. Но есть ли разница в качестве?
Всем привет!
Сегодня сравниваем героев предыдущих обзоров: японскую TDK AD 60 (первая половина 1990-х гг.)…
…и французскую RTM C90 Type One (2024 г.):
Каждая в отдельности у нас уже проходила процедуру препарирования. Но не смог отказать себе в удовольствии заново отснять кассеты в паре. Отдельное внимание обратите на последнее фото в галерее — с крупным планом лент в сравнении:
Предвосхищая некоторые комментарии: А) за ответом на вопрос «кто и зачем сегодня слушает кассеты» — обратитесь к вводной части обзора TDK или к более ранним публикациям блога (обсуждали неоднократно); Б) «экспертам», уверяющим, что исходную фонограмму невозможно перенести на ленту без существенных искажений (якобы сигнал «портится» или «подкрашивается» уже при поступлении с источника в тракт деки) — вам сюда:
Поскольку тестовый материал из обзора TDK некоторые участники комьюнити druzhinin audio посчитали слишком молодёжным, в данном выпуске будем использовать треки из выпуска про RTM.
Тестовые записи
Аудио-тракт
Запись / воспроизведение / оцифровка: медиаплеер Zidoo Z9X —> ЦАП Audio-GD R-8 mk2 [обзор: часть 1 || часть 2 ] —> кассетная дека Nakamichi ZX-7 —> АЦП Focusrite Scarlett 2i2 (1st Gen) —> ПК/ОС MacBook Pro + Adobe Audition CC 2017
Контроль записи / сравнения: усилитель Victor A-X1000 —> акустические системы Vandersteen Model 2Ce Signature II [TTX]
Плюс правильная «подготовка» питания (гальваническая развязка от сети, стабилизация напряжения) и выверенная кабельная обвязка.
В тесте участвуют три композиции. Каждые 20 секунд в тестовых треках — смена источника: сначала звучит оцифровка кассеты TDK, затем фонограмма с кассеты RTM, далее — по кругу.
Запись производилась с разрешением 24 bit 88.2 kHz (с этими же характеристиками сняты графики частотного спектра). Для публикации сэмплов поджал исходные оцифровки до 16 bit 44.1 kHz, за исключением одного трека (почему, расскажу позже).
Дисклеймер! Приведённые композиции предназначены только для тестового прослушивания. После его завершения вам следует удалить сэмплы с вашего устройства.
The White Stripes «Seven Nation Army»
(альбом «Elephant», 2003 г., собственный рип с CD / WAV 16 bit 44.1 kHz)
Kenichi Tsunoda Big Band «Take Five»
(альбом «Big Band Scale», 2015 г., загрузка с Qobuz / WAV 24 bit 96 kHz)
Depeche Mode «Freelove (Instrumental)»
(бутлег «Exciter. Instrumental Version», 2023 г., собственный рип с CD / WAV 16 bit 44.1 kHz)
Если хотите прослушать полные варианты сэмплов — без нарезки и в исходном разрешении 24 bit 88.2 kHz, это можно устроить — за небольшой донат. Напишите по адресу электронной почты, который будет указан в конце выпуска, или оставьте заявку в Telegram-канале druzhinin audio — в комментариях к анонсу данного материала.
Выводы
«Победа» однозначно за RTM C90 Type One. Повторюсь, что, пожалуй, это одна из лучших лент первого типа, что мне приходилось когда-либо записывать. В прямом сравнении у неё приоритет по таким характеристикам, как динамика, проработка высокочастотного диапазона и, соответственно, объем и ширина сцены.
При этом, при работе со стандартным lossless-контентом (16 bit 44.1 kHz) «француз» и TDK AD 60 вполне паритетны. Нет, разница, конечно, есть, но наиболее наглядно она раскрывается при переходе к фонограммам в Hi-Res. Именно поэтому сэмпл второго тестового трека я оставил в 24 bit 88.2 kHz.
И это несмотря на то, что уровень шума ленты у RTM заметно выше:
Меня не особенно беспокоит шум ленты, поэтому в прошлом выпуске не сделал на этот счёт отдельной ремарки. Но если для вас это критично — имейте ввиду.
А вот в вопросе соотношения «цена/качество» не всё так однозначно. Предложения TDK AD 60 на вторичном рынке начинаются от 250 ₽, тогда как новая кассета RTM C90 Type One обойдётся в среднем в 1.500 ₽.
Пропорционален ли прирост качества к увеличению цены? Нет…
Принимая решение о приобретении той или иной кассеты (речь не только о героях этого «баттла»), всегда держите в голове правила разумной достаточности и классового соответствия. Другими словами, для использования в аудиосистемах начального уровня и/или при записи стандартного lossless-контента — вполне можно обойтись и лентами из «старых запасов». Например, TDK AD 60.
Но если ваша система среднего уровня и выше, а источником записи выступает Hi-Res или, например, копия мастер-ленты 2/38, то имеет смысл обратить внимание на представителей более высокого класса. Например, на RTM C90 Type One.
Настоятельно рекомендую ознакомиться с тестовыми треками и услышать всё своими ушами. И, конечно, не забудьте поделиться мнением в комментариях!
Обновление. Сравнение RTM C90 Type One с другим «новоделом», российско-индонезийской кассетой MMS CHF 90, — читайте ЗДЕСЬ >>>
***
Всем хорошего звука!
Почта для связи: nevermindwork (собака) yandex (точка) ru