Найти в Дзене
Популярная Библиотека

Повесть Сергея Жемайтиса «Взрыв в океане», 1965 г., выходила еще под двумя разными названиями – «Гибель «Лолиты» и «Поединок на атолле»

В 1965-м году известный советский писатель-фантаст написал свое самое лучшее приключенческое произведение - повесть «Взрыв в океане», изданную сначала отдельной книгой, и через месяц она появилась в антологии приключений уже как «Гибель «Лолиты». Но мало того – в 1968-м повесть вышла еще одной отдельной книгой уже в третьем издательстве, но называлась как «Поединок на атолле». Потом повесть уже под своим первоначальным названием вышла на литовском языке в Вильнюсе, и больше в СССР не переиздавалась. В начале 70-х, когда я начинал читать фантастику и вообще все «взрослые» книги, Сергей Жемайтис слыл именно писателем-фантастом, а не писателем каких-то других жанров. Дело в том, что хотя к тому времени он уже создал целый ряд приключенческих повестей для детей и издал почти десяток сборников с детскими рассказами, но тогда детской литературы в СССР было столько даже в книжных магазинах без всякого дефицита, что не каждый книгоман в этом круговороте мог разобраться. Но вот фантастическая п

В 1965-м году известный советский писатель-фантаст написал свое самое лучшее приключенческое произведение - повесть «Взрыв в океане», изданную сначала отдельной книгой, и через месяц она появилась в антологии приключений уже как «Гибель «Лолиты». Но мало того – в 1968-м повесть вышла еще одной отдельной книгой уже в третьем издательстве, но называлась как «Поединок на атолле». Потом повесть уже под своим первоначальным названием вышла на литовском языке в Вильнюсе, и больше в СССР не переиздавалась.

Три варианта повести Сергея Жемайтиса "Взрыв в океане"
Три варианта повести Сергея Жемайтиса "Взрыв в океане"

В начале 70-х, когда я начинал читать фантастику и вообще все «взрослые» книги, Сергей Жемайтис слыл именно писателем-фантастом, а не писателем каких-то других жанров. Дело в том, что хотя к тому времени он уже создал целый ряд приключенческих повестей для детей и издал почти десяток сборников с детскими рассказами, но тогда детской литературы в СССР было столько даже в книжных магазинах без всякого дефицита, что не каждый книгоман в этом круговороте мог разобраться.

Сергей Григорьевич Жемайтис (1908-1987 гг.) в разные годы своей жизни
Сергей Григорьевич Жемайтис (1908-1987 гг.) в разные годы своей жизни

Но вот фантастическая повесть С. Жемайтиса «Вечный ветер», появившаяся еще в 60-х в самой престижной тогда серии «золотая рамка» от издательства «Детская литература», была замечена сразу же. К тому же в 1973-м в еще двух супер-массовых изданиях появился фантастический роман «Багряная планета» - в четырех номерах журнала «Техника – молодежи», и тут же – в не менее популярной серии «Библиотека советской фантастики». Я помню момент, когда этот роман появился в журнале – я тогда его выписывал, и выписывали его практически все, кого я знал. И он произвел впечатление не только на любителей фантастики, потому что в те годы читать фантастику в журналах считалось делом здорового вкуса даже среди управдомов и домохозяек (с).

Первое издание повести С. Жемайтиса "Взрыв в океане", 1965 г. (подробности по книге - ниже)
Первое издание повести С. Жемайтиса "Взрыв в океане", 1965 г. (подробности по книге - ниже)

К тому же несколько рассказов Жемайтиса в ту же переломную для советской фантастики эпоху появились в той же самой «Технике – молодежи» и более популярном, хотя и менее доступном журнале «Искатель». Вот так Сергей Жемайтис и стал у нас писателем-фантастом, хотя в Союз Писателей СССР его в 1966 году приняли не за фантастику, а за целый ряд детских приключенческих книг.

Правда, была у Жемайтиса еще одна очень старая фантастическая повесть – «Подземное путешествие Алеши Перца» (в книжном издании - «Алеша Перец в стране гомункулусов»), но она тоже была скорее сугубо детская приключенческая и воспринималась не как фантастика, а как сказка. К тому же она была очень редкая, и с 1959-го в СССР больше никогда не переиздавалась. Об этой повести я написал тут:

Сергей Жемайтис «Алеша Перец в стране гомункулусов», 1959 г. ~ редчайшая фантастическая книга для букинистов

Сергей Жемайтис, "Алеша Перец в стране гомункулусов", 1959 г.
Сергей Жемайтис, "Алеша Перец в стране гомункулусов", 1959 г.

Таким образом этот новый, и, по сути, «кратковременный» советский писатель-фантаст с 1967 по 1973 гг. создал ряд ярких фантастических произведений, благодаря которым и стал в СССР весьма знаменитым.

Но вот как раз с 1973 года, когда С. Жемайтиса насильно отправили на пенсию, разогнав всю редакцию издательства «Молодая гвардия», которой он заведовал с 1957 года, и кропотливо подбирал сотрудников, с фантастикой он покончил, хотя в 1977-м году вышел его последний фантастический роман «Большая лагуна». А занялся писатель тогда в основном чистой маринистикой, написав за восемь лет три толстых приключенческих романа на морскую тематику, последний – «Жестокий шторм» - вышел в 1981 году.

И на этом всё – до самой своей смерти в 1987 году он не написал больше ничего. Правда, по роману «Клипер «Орион» (1973 г.) в 1978-м вышел художественный фильм «Мятежный «Орионъ», но к фантастике это произведение никакого отношения не имело.

Но я хочу не пересказать биографию Сергея Георгиевича Жемайтиса (1908-1987 гг.), а намереваюсь привлечь внимание к самому лучшему его приключенческому произведению - повести «Взрыв в океане», которое в 1965, а потом и в 1968-м вышло целых четыре раза, но с тремя разными названиями. Первое издание повести случилось под первоначальным названием, второе – как «Гибель «Лолиты», третье – как «Поединок на атолле», а в четвертом повести было возвращено название «Взрыв в океане». Подробности по каждому изданию – ниже.

Почему такое разнообразие названий – я не знаю. Все три варианта на русском языке друг от друга практически не отличаются, а четвертое советское издание 1968 года на литовском языке я не читал по вполне понятной причине (не знаю литовского языка, хотя у меня есть кусочек литовского текста и мог бы сравнить, но не стал).

Единственная иллюстрация пера художника Ю. Копейко к повести С. Жемайтиса "Гибель "Лолиты" в антологии "Мир приключений" 1965 года
Единственная иллюстрация пера художника Ю. Копейко к повести С. Жемайтиса "Гибель "Лолиты" в антологии "Мир приключений" 1965 года

Меня интересует другое – почему это прекрасное произведение после 1968 года больше не издавалось ни в СССР, ни в России, а только один раз было включено в авторский сборник С. Жемайтиса «Багряная планета», который в 2020 году вышел в Киеве в виде самиздатовской книги тиражом всего несколько экземпляров?

Я прочитал эту повесть еще в начале 70-х в альманахе «Мир приключений» №11 за 1965 год под названием «Гибель «Лолиты», но тогда я еще не читал повесть Жемайтиса «Вечный ветер» и не знал, что он фантаст. «Гибель «Лолиты» мне понравилась, хотя была практически без иллюстраций (детям иллюстрации очень важны), но я тогда читал так много, что имена авторов не откладывались в памяти. И только в начале 90-х, когда мне в руки попала книжечка С. Жемайтиса в мягком переплете «Поединок на атолле» с просто шикарными для советских времен рисунками, я вспомнил эту повесть и перечитал заново.

И она, как ни странно, при повторном прочтении через почти 20 лет понравилась мне, насколько я помню, еще больше. Да, это произведение в основном рассчитано на детей, тем не менее, советские писатели даже в самые «темные» советские годы создавали произведения для детей высшего уровня, которые запоем читали и взрослые, вспомним тех же Аркадия Гайдара или Льва Кассиля.

Вот так и с повестью Сергея Жемайтиса «Взрыв в океане», написанной на излете «хрущевской оттепели». Это произведение было создано уже очень опытным мастером, который в 1965 году хоть и не был еще членом СП СССР, но уже вовсю реализовывал свои глобальные для советской фантастики проекты. В числе этих проектов были очень популярные серии издательства «Молодая гвардия» - ежегодник «Фантастика» (1962-1991 гг.) и 25-томная «Библиотека современной фантастики» (1965-1973 гг.) И уже тогда С. Жемайтисом была задумана еще одна масштабная серия - «Библиотека советской фантастики» (1967-1991 гг.).

Я не стану своими словами рассказывать сюжет этой поистине шикарной повести, но приведу цитату из ее описания.

«Подросток Фома Фомин, гостивший перед самым началом войны у бабушки в Белоруссии, оказался на оккупированной фашистами территории и был угнан в Германию на работы. Но оттуда ему удалось бежать окольными путями во Францию, где в одном из портов Фома нанимается юнгой на корабль. Однако после выхода в океан корабль тонет, напоровшись на рифы, и нашему герою удается спастись на необитаемом атолле.

Впрочем, выясняется, что спасся не только Фома, но на берег выплыл и капитан судна - бывший германский офицер-подводник по прозвищу Ласковый Питер. Этот немец действует заодно с местными пиратами, которыми верховодит жестокий японец Симада»…

Ну, и пошел сюжет, достойный как минимум «Острова сокровищ» Р. Л. Стивенсона, и он захватывает и держит в напряжении до самого конца. Чтобы не быть голословным, приведу еще несколько отзывов, которые появились в описаниях к этой книге, выходившей под несколькими разными названиями.

«…Хорошо раньше писали для подрастающего поколения. В данной книге - многочисленные интересные и красочные описания мира кораллового островка, море приключений, главный герой - сверстник основной массы читателей повести - подростков из далёкого советского прошлого, может чуть-чуть постарше, но и мысли его, и поступки полностью созвучны читающим. А исподволь подо всем этим довольно мощный воспитательный элемент - патриотизм, любовь к Родине, которая никогда не бросит в беде, умение продолжать бороться при любых обстоятельствах, не сдаваться до самого конца»…

«…Книга неплохо читается и сегодня - великолепная приключенческая повесть, в которой романтика теплых морей и антифашистской борьбы весьма удачно сплетается в одном сюжете. Фома Фомин - подросток из перемещенных лиц с оккупированной территории, который сумел сбежать из Германии и попал а юнгой на некое судно «Орион», которое снабжало оружием японских и других милитаристов где-то на просторах Южных океанов. Главная составляющая - робинзонада на коралловом атолле, полинезийцы, пиратское судно «Лолита», подводная мина и пр.»…

«Книга даже сегодня читается прекрасно, хотя для «взрослого» глаза в повествовании заметны кое-какие авторские натяжки, и верить абсолютно всему написанному, особенно в финале повести («одним махом семерых побивахом»), увы, никак не получается. Но в целом – это отличный образец приключенческого произведения для детей, созданного со знанием дела и без вопиющих перегибов в сюжете и его развитии»…

В заключение хочу привести данные по всем пяти книгам, в которых выходила повесть «Взрыв океане», думаю, многим моим читателям эта информация будет интересна.

С. Жемайтис, "Взрыв в океане", 1965 г.
С. Жемайтис, "Взрыв в океане", 1965 г.

1). Первое издание, 1965 год (книга подписана к печати в сентябре).

С. Жемайтис, «Взрыв в океане», авторская книга, изд-во «Молодая гвардия» (г. Москва), 1965 г., тираж 115 000 экз., мягкая обложка, формат 70x108/32 (130x165 мм), 160 страниц, внутренние иллюстрации И. Пчелко, цена – 19 коп.

Антология "Мир приключений", №11, 1965 г.
Антология "Мир приключений", №11, 1965 г.

2). Второе издание, 1965 год (книга подписана к печати в октябре).

С. Жемайтис, «Гибель «Лолиты», антология «Мир приключений», №11, изд-во «Детская литература» (г. Москва), 1965 г., тираж 100 000 экз., твёрдая обложка, формат 60x90/16 (145x215 мм), 784 страницы, внутренние иллюстрации Ю. Копейко, цена – 1 р. 63 к.

С. Жемайтис, "Поединок на атолле", 1968 г.
С. Жемайтис, "Поединок на атолле", 1968 г.

3). Третье издание, 1968 год (книга подписана к печати в сентябре).

С. Жемайтис, «Поединок на атолле», авторская книга, изд-во «Московский рабочий» (г. Москва), 1968 г., тираж 100 000 экз., мягкая обложка, формат фактический - 125х165 мм, хотя в книге ошибочно указан 84х108\32 (130х200 мм), 272 страницы, внутренние иллюстрации Е. Гаврилкевича, цена – 37 коп.

С. Жемайтис, "Взрыв в океане", 1968 г., на литовском языке
С. Жемайтис, "Взрыв в океане", 1968 г., на литовском языке

4). Четвертое издание, 1968 год (когда книга подписана к печати – неизвестно)

S. Zemaitis, «Sprogimas vandenyne» (Взрыв в океане»), авторская книга на литовском языке, изд-во «Vaga» (г. Вильнюс), 1968 г., тираж неизвестен, твердая обложка, формат 84x108/32 (130x200 мм), 205 страниц, внутренние иллюстрации И. Пчелко (взяты из издания 1965 года), цена – неизвестно.

5). Пятое издание, 2020 год (самиздат с мизерным тиражом).

С. Жемайтис, «Взрыв в океане», авторский сборник «Багряная планета» в составе 4-томного собрания сочинений, частное изд-во «Глобус» (г. Киев, не путать с официальным издательством), 2020 г., твердая обложка, формат 84x108/32 (130x200 мм), 528 страниц, внутренние иллюстрации И. Пчелко (взяты из издания 1965 года).

МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ ПУБЛИКАЦИИ:

Лучшее в советской фантастике 1950-60-х. Александр Мееров: романы «Защита 240», «Сиреневый кристалл» и «Осторожно - чужие!»

«Тайна Пито-Као» - один из лучших фантастических романов 50-х годов с элементами боевика

Роман «Арктания» Григория Гребнева – типичный образец приключенческой фантастики 1930-х

«Их было четверо» П. Гордашевского, 1959 г. ~ запретная тема в советской фантастике о путешествии в микромир

Роман «Поединок с собой» Ариадны Громовой ~ приключенческая фантастика а-ля Александр Беляев