В 1957 году неизвестный до этого советский писатель Петроний Аматуни написал сногсшибательный фантастико-приключенческий роман с сильными элементами детектива и боевика. Окрыленный первоначальным успехом, он дописал к этому произведению еще два романа, создав тем самым трилогию «Гаяна». Но продолжение удачного боевика оказалось настолько неудачным, что теперь эти книги интересуют только библиофилов и коллекционеров.
К началу 70-х, когда я начала запоем читать фантастику, ее в СССР было написано столько, что не думаю, чтобы столько же фантастики писалось и издавалось на Западе. А если еще и учесть тиражи каждой советской книги в десятки и сотни тысяч экземпляров, да еще и многочисленные переиздания с довольно маленькими ценами на них – так мы были впереди планеты всей.
Правда, ближе к середине 70-х, несмотря на увеличение тиражей, фантастика из магазинов быстро пропала (спекулянты у нас не дремали!), тем не менее, любую книгу можно было купить на руках, и даже отыскать в библиотеках. В любом случае, к какому знакомому ни зайди – у него на книжных полках всегда что-то можно было увидеть из фантастических книг – как популярных авторов, так и средней известности.
Но не всякая фантастика, конечно, была интересна. Было и много ширпотреба - времена были такие, что запоем читалось все, что выходило в серии «Фантастика». Впрочем, такие авторы, как Стругацкие, Абрамовы, Булычев, Жемайтис, Гансовский, Емцев и Парнов, Войскунский и Лукодьянов, а также многие десятки и даже сотни первоклассных писателей скучать все же не давали.
И тут мне в руки попалась книжка, которая меня очень сильно удивила, причем так сильно, что я прочла ее буквально запоем. Я с таким запоем не читала даже книги Стругацких и Абрамовых, которые тогда были самыми модными писателями и у них не было посредственных произведений. Книга называлась «Тайна Пито-Као», и автором ее был малоизвестный даже в 70-е П. Аматуни, хотя книгу он написал еще в конце 50-х, и до того, как я ее прочитала, выдержала почти 5 изданий, включая предварительную публикацию в журнале.
Книжка была очень редкая, и это не удивительно, так как издавалась небольшими по тем меркам тиражами – от 30 до 90 тысяч экземпляров, и, кроме двух изданий, выходила в региональных издательствах – в основном в Ростове-на-Дону. Правда, было одно отдельное московское издание с тиражом всего 75 тысяч – вот оно-то мне и попалось.
В общем, это была довольно большая фантастическая повесть, которую, впрочем, я бы не постеснялась назвать небольшим романом. И хотя речь в ней идет об обнаружении землянами инопланетного корабля, тем не менее, я назвала бы ее скорее приключенческой с очень обширными элементами таинственности. Дело происходило на одном из тихоокеанских островов – как следует из названия, это, конечно же, был остров Пито-Као. Ну и элементы детектива в произведении тоже очень сильны. Таким образом я бы охарактеризовала «Тайну Пито-Као» так: прекрасный фатастико-приключенческий детектив, правда, с политическим уклоном, так как в повествовании непосредственным образом принимают участие и советские ученые.
В общем, сюжет этого полуромана-полуповести сбит достаточно крепко, и, несмотря на некоторую наивность, когда дело касается описания схватки советских спецслужб с западными диверсантами, книга читается прекрасно. Главная интрига тут в сногсшибательных открытиях, которые одновременно происходят и в Москве, и на Пито-Као, что в итоге приводит к обнаружению затонувшего у берегов острова в древние времена космического корабля инопланетян. Повествование крутится вокруг эпиедемии, которая в древности сгубила племя, обитавшее на острове, и от него остались только гигантские каменные изваяния, похожие на те, которые сегодня стоят на острове Пасхи.
В общем, благодаря найденным в московских архивах запискам путешественника позапрошлого века и изысканиям на острове обнаруживается источник эпиедемии, с которой успешно борются советские персонажи книги, и всячески препятствуют борьбе с ней всякие персонажи американские.
Книга заканчивается хэппи-эндом, ну, это естественно, потому как наши победили, да еще и не позволили капиталистам наложить свои лапы на такое грандиозное открытие. И, при этом, повторяю – книга вполне современная, недавно перечитала снова, и не нашла причин, которые могли бы испортить впечатление от нее даже сегодня, спустя более полувека после развернувшихся в повествовании событий.
Для автора, полное имя которого Петроний Гай Аматуни, эта книга явилась приглашением в Союз Писателей СССР, в который он вступил в 1958-и – через год после первого издания в местном издательстве Ростова-на-Дону. В 1959-м книга была издана в московском издательстве «Молодая гвардия», а в 1960-м – в Иркутске. Все три издания отличались обложками. Суммарный тираж всех трех изданий составил 180 тысяч, что для начинающего романиста было очень неплохо.
Первый успех подвигнул Аматуни заняться разработкой этой золотой жилы, и в 1962-м появилось продолжение – роман «Тиунэла». Правда, отдельным изданием это произведение не выходило, но появилось в одном сборнике с «Тайной Пито-Као» под названием «Гаяна». Издана эта дилогия была опять в Ростове-на-Дону тиражом 90 тысяч.
В этой книге автор пытается повторить успех предыдущего своего произведения, но повествование получилось гораздо менее таинственным, да и динамичность стала сильно хромать. Все приключенческие и детективные вывертов «Тайны Пито-Као» исчезли, и начались всякие научные дискуссии, итог которых составляет восхваление СССР и ковыряние в недостатках Запада. Впрочем, если не сильно придираться, то читать можно.
Но П. Г. Аматуни не унимается, и задумывает еще одно продолжение, которое на этот раз называется «Парадокс Глебова». Этот роман, третья часть трилогии, вышел отельным изданием в Ростове в 1966 году тиражом 75 тысяч, и откровенно разочаровал. Идея сперта у Георгия Мартынова из его романа «Каллистяне». Воспользовавшись знаниями, которые были обнаружены на инопланетном звездолете на острове Пито-Као, земляне строят огромный космический корабль и летят на планету Гаяна. Добравшись до нее буквально за несколько месяцев, они обнаруживают там полный коммунизм.
Ну а дальше и так все ясно – приключения землян на Гаяне, которые совсем не цепляют. Единственный занимательный момент в книге – это когда гаянцы, наслушавшись от землян о Ленине, ставят ему огромнейший памятник. А все остальное уже так не интересно, что аж скулы сводит. «Каллистяне», которые были примером для «Парадокса Глебова», были и то интересней, хотя оба романа – это идеологические заказы, первый – времен Хрущева, а второй – времен Брежнева.
Непонятно почему эту книгу в 60-х не напечатали в Москве, но спустя 10 лет издатели, видимо, поняли ее ценность и в 1977-м году одним махом издали всю трилогию под тем же названием – «Гаяна» в издательстве «Детская литература» тиражом 75 тысяч. Уже через год после смерти автора, в 1983 году, в Ростове эту трилогию переиздали, причем с предисловием одного из патриархов советской научной фантастики Александра Казанцева.
С тех пор в СССР эта трилогия не публиковалась. Автор практически забросил фантастику и стал писать повести и рассказы для детей, которые довольно неплохо печатались в советских газетах, журналах и выходили отдельными книгами.
В заключение нужно сказать, что Петроний Гай Аматуни – потомок очень знатного армянского княжеского рода, родился в 1916 году в станице Великокняжеской, которая тогда находилась на территории Казачьего Войска Донского. После революции родители увезли его в Армению, а уже в мирные времена молодой Петроний приехал в Москву на учебу, где связал свою жизнь с авиацией, в частности – с планерным спортом.
Во время войны выучился на летчика-истребителя, но из-за прогрессирующей травмы, которую получил в результате ранения в первые месяцы войны, стал всего лишь летчиком-инструктором, и на фронт не призывался. Однако после войны был принят в гражданский флот и был командиром пассажирского воздушного корабля. Кстати, именно в бытность Петрония Аматуни пилотом Аэрофлота и была написана трилогия «Гаяна».
МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ ПУБЛИКАЦИИ:
«Гриада» Александра Колпакова, 1960 г. ~ первый советский авантюрный фантастический роман
Роман А. П. Казанцева «Пылающий остров» в СССР был издан тиражом более 1,5 млн. экземпляров
Георгий Мартынов – один из флагманов советской фантастики в 50-60-е годы