Найти в Дзене
Популярная Библиотека

Роман «Поединок с собой» Ариадны Громовой ~ приключенческая фантастика а-ля Александр Беляев

В 1962-м году советская писательница Ариадна Громова написала первый свой остросюжетный фантастический роман «Поединок с собой», выполненный в приключенческом ключе с отдаленным подражанием Александру Беляеву. Тем не менее роман получился достойным творчества патриарха советской фантастики, и А. Громову обвинять в заимствовании тем совершенно преждевременно.

Ариадна Григорьевна Громова (1916-1981 гг.) в разные годы своей жизни
Ариадна Григорьевна Громова (1916-1981 гг.) в разные годы своей жизни

Ариадна Громова написала всего 4 романа и 3 повести в жанре научной фантастики, и все ее творчество на этом поприще ограничено какими-то 10-ю с небольшим годами. Вы представляете работоспособность этой женщины, особенно учитывая, что все произведения, созданные ей – высшего качества?

Это очень интересно, но фантастике она посвятила всю оставшуюся жизнь, которая закончилась в 1981-м году. Дело в том, что, будучи журналистом-филологом по образованию, А. Громова продолжала писать о фантастике и даже открыла миру целый ряд хороших фантастов, одними из которых были Стругацкие. В 1962-м году она ознакомилась с их новым на тот момент романом «Попытка к бегству» и обнаружила в нем много параллелей со своей собственной судьбой.

Первое книжное издание романа А. Громовой "Поединок с собой", 1963 г., изд-во "Детская литература", серия"золотая рамка". На фото - два варианта цветового решения книги и форзац
Первое книжное издание романа А. Громовой "Поединок с собой", 1963 г., изд-во "Детская литература", серия"золотая рамка". На фото - два варианта цветового решения книги и форзац

Мало кто знает, но Ариадна Григорьевна Громова во время войны занималась активной подпольной работой в Киеве и несколько раз попадала в немецкие концлагеря, откуда ей удавалось все время сбегать. Поэтому ситуация, сложившаяся в «Попытке к бегству» ей была очень хорошо знакома не понаслышке. А так как Стругацкие и на самом деле были чуть ли не гениальными писателями, то Громова ни секунды не сомневалась, раскручивая их всеми доступными ей способами.

Титульный лист издания 1963 года
Титульный лист издания 1963 года

Но это все предисловие, а сюжет наш о первом самостоятельном фантастическом романе писательницы «Поединок с собой», написанном в том же 1962-м году, когда она познакомилась со Стругацкими. Правда, в ее арсенале до этого уже было одно фантастическое произведение – «По следам неведомого» (1959 г.), но он был написан в соавторстве с Виктором Комаровым, который и идею предложил, и сделал основную часть работы.

В издании 1963 года практически нет иллюстраций, есть только две - в начале романа и в конце
В издании 1963 года практически нет иллюстраций, есть только две - в начале романа и в конце

А вот «Поединок» - это первое самостоятельное произведение Ариадны Громовой крупной формы в жанре фантастики, причем не какой-то там космической (хотя в том же году она написала и повесть «Глеги» как раз на инопланетную тему).

В общем, хочу сообщить, что научная идея романа вовсе не новая. Впервые ее использовала еще Мэри Шелли за 150 лет до этого в своем знаменитом «Франкенштейне», а продолжил тему Герберт Уэллс в «Острове доктора Моро». Много еще писателей, как зарубежных, так и отечественных, касались этой темы. А что конкретно романа «Поединок с собой», то в нем речь идет о создании так называемых биороботов, которых Громова назвала «антропоидами».

Второе, оно же последнее советское книжное издание романа "Поединок с собой", антология "Фантастика и путешествия", том 1-й, изд-во "Молодая гвардия", 1965 год
Второе, оно же последнее советское книжное издание романа "Поединок с собой", антология "Фантастика и путешествия", том 1-й, изд-во "Молодая гвардия", 1965 год

Действие романа разворачивается в Париже, и все персонажи – иностранцы, что подразумевает памфлетное направление произведения. Но в те времена в СССР бушевала «хрущевская оттепель», и среди серьезных писателей не была распространена привычка писать памфлеты, обличающие суровую капиталистическую действительность и прославляющие действительность социалистическую. И если в романе «Поединок с собой» что-то такое и мелькает, то не более чем у того же Александра Беляева, который свои первые фантастические романы погружал именно в капиталистическую действительность, но действовал при этом скорее как исследователь, а не как критик.

Ариадна Громова наверняка была почитательницей А. Беляева, потому что если бы мне эта книга впервые попала под его именем, то я бы не заметил существенной подмены, так все мастерски написано. Правда, в романе приметы времени, конечно же, явные – это не 20-е годы, а 50-е – разницу можно заметить. Но самое что поразительное, автор даже лабораторное оборудование не осовременил, и мне, которому по некоторым причинам известны некоторые нюансы лабораторных исследований 50-60-х, показалось, что большинство приборов перекочевали в роман прямо из арсенала «Головы профессора Доуэля» или «Властелина мира».

Но не будем о достоверности обстановки – роман не про это. А роман про то, что его можно считать одним из первых советских триллеров «послебеляевской эпохи». Сюжет напрягает с первых же страниц и заставляет следить за повествованием с замиранием дыхания, так как персонажи вводятся в действие последовательно, а сами действия разворачиваются как бы в геометрической прогрессии и достаточно мощно.

Итак, сюжет таков. В некоей частной парижской лаборатории производятся научные работы такого размаха, которое под силу только государственным структурам, но при том государство о них ничего не знает, и похоже, даже не хочет знать, хотя особой тайны из этого не делается. А ведь речь идет не только о государственной безопасности – в случае успеха может возникнуть угроза всему миру!

Главный герой - профессор Лоран, который проводит эксперименты по моделированию деятельности головного мозга. В результате все эти эксперименты приводят к созданию искусственных мыслящих человекоподобных существ. Все вроде бы идет по плану, и в настоящем мире, возможно, все закончилось бы прекрасно, потому что профессор – не какой-то там дебютант или научный самозванец, а очень опытный специалист в своей области, к тому же имеющий доступ к достаточно большим финансовым средствам.

Но роман «Поединок с собой» - не просто фантастический, и приключенческий. А любой приключенческий роман по закону жанра обязательно должен заканчиваться или оглушительной победой, или такой же оглушительной катастро0ф0й. А так как действие происходит не в СССР, а на капиталистическом Западе, то ни о какой победе речи идти не может.

Первое польское издание романа "Поединок с собой", 1965 года. Красной стрелкой указан встроенный мной для наглядности в фото титульного листа фрагмент с указанием тиража книги - 10280 экз.
Первое польское издание романа "Поединок с собой", 1965 года. Красной стрелкой указан встроенный мной для наглядности в фото титульного листа фрагмент с указанием тиража книги - 10280 экз.

Правда, Ариадна Громова эту катастрофу по-женски смягчила и не довела ее до мирового ап0калипсиса, чем увлекался обычно в своих романах один из патриархов советской научной фантастики Александр Казанцев. У нее все закончилось тихо-мирно, так сказать, и Париж конца лаборатории просто не заметил. Она банально сгорела дотла в результате бунта «антропоидов», при этом сгорели они сами, и даже профессору не поздоровилось – он скончался в результате сердечного приступа прямо на пожаре. Все его расчеты тоже погибли, в общем, «мир не заметил потери бойца», и так счастливо избежал катастрофы, сам того не узнав.

Итог: первая сольная проба пера Ариадны Громовой на поприще фантастики получилась очень удачной. Любителям Александра Беляева она преподнесла достойный подарок, который и читается легко, и повествование достаточно занимательное, а если не обращать внимания на некоторые технические неточности, то эту книгу можно считать актуальной даже сегодня. Нет, скорее не «даже» сегодня, а «именно» сегодня, когда вся фантастика, и не только отечественная, рассчитана исключительно на утомленных повседневной жизнью любителей трэшевых приключений.

Чешское издание романа 1966 года под названием "Эксперимент профессора Лоуренса"
Чешское издание романа 1966 года под названием "Эксперимент профессора Лоуренса"

В заключение хочу добавить, что роман Ариадны Громовой «Поединок с собой» в СССР был опубликован только три раза:

1). 1962 год, журнал «Урал», номера 9, 10 и 11.

2). 1963 год, издательство «Детская литература», серия «золотая рамка» («Библиотека приключений и научной фантастики»). Тираж – 115 тысяч экземпляров.

3). 1965 год, 5-томная антология «Фантастика и путешествия. Том 1», изд-во «Молодая гвардия», тираж 47500 экземпляров.

Кроме того, в 1965 году роман был издан отдельным книжным изданием в Польше, а в 1966-м – в Чехословакии. Обложки твердая и мягкая соответственно, тираж польского издания – 10280 экземпляров, тираж чехословацкого – неизвестен.

Польское издание романа А. Громовой в изд-ве "Stalker books", 2019 г.
Польское издание романа А. Громовой в изд-ве "Stalker books", 2019 г.

Известно еще одно отдельное польское издание последних лет, предположительно 2019 года, но точных данных нет.

МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ ПУБЛИКАЦИИ:

Почему некоторые книги Александра Беляева при его жизни впервые были изданы только на украинском языке?

Фантастический роман Юрия Долгушина «Генератор Чудес» рецензировал сам Иван Ефремов

«Алые крылья огня» Алексея Бессонова – отличный образец постсоветской авантюрной фантастики

Лучшее в советской фантастике 50-х. Повесть «Страна Семи Трав» Леонида Платова – по следам «Земли Санникова»

«Зубы дракона», 1956 год. Советский фантастический триллер Николая Дашкиева времен «хрущевской оттепели»