В 1962-м году советская писательница Ариадна Громова написала первый свой остросюжетный фантастический роман «Поединок с собой», выполненный в приключенческом ключе с отдаленным подражанием Александру Беляеву. Тем не менее роман получился достойным творчества патриарха советской фантастики, и А. Громову обвинять в заимствовании тем совершенно преждевременно.
Ариадна Громова написала всего 4 романа и 3 повести в жанре научной фантастики, и все ее творчество на этом поприще ограничено какими-то 10-ю с небольшим годами. Вы представляете работоспособность этой женщины, особенно учитывая, что все произведения, созданные ей – высшего качества?
Это очень интересно, но фантастике она посвятила всю оставшуюся жизнь, которая закончилась в 1981-м году. Дело в том, что, будучи журналистом-филологом по образованию, А. Громова продолжала писать о фантастике и даже открыла миру целый ряд хороших фантастов, одними из которых были Стругацкие. В 1962-м году она ознакомилась с их новым на тот момент романом «Попытка к бегству» и обнаружила в нем много параллелей со своей собственной судьбой.
Мало кто знает, но Ариадна Григорьевна Громова во время войны занималась активной подпольной работой в Киеве и несколько раз попадала в немецкие концлагеря, откуда ей удавалось все время сбегать. Поэтому ситуация, сложившаяся в «Попытке к бегству» ей была очень хорошо знакома не понаслышке. А так как Стругацкие и на самом деле были чуть ли не гениальными писателями, то Громова ни секунды не сомневалась, раскручивая их всеми доступными ей способами.
Но это все предисловие, а сюжет наш о первом самостоятельном фантастическом романе писательницы «Поединок с собой», написанном в том же 1962-м году, когда она познакомилась со Стругацкими. Правда, в ее арсенале до этого уже было одно фантастическое произведение – «По следам неведомого» (1959 г.), но он был написан в соавторстве с Виктором Комаровым, который и идею предложил, и сделал основную часть работы.
А вот «Поединок» - это первое самостоятельное произведение Ариадны Громовой крупной формы в жанре фантастики, причем не какой-то там космической (хотя в том же году она написала и повесть «Глеги» как раз на инопланетную тему).
В общем, хочу сообщить, что научная идея романа вовсе не новая. Впервые ее использовала еще Мэри Шелли за 150 лет до этого в своем знаменитом «Франкенштейне», а продолжил тему Герберт Уэллс в «Острове доктора Моро». Много еще писателей, как зарубежных, так и отечественных, касались этой темы. А что конкретно романа «Поединок с собой», то в нем речь идет о создании так называемых биороботов, которых Громова назвала «антропоидами».
Действие романа разворачивается в Париже, и все персонажи – иностранцы, что подразумевает памфлетное направление произведения. Но в те времена в СССР бушевала «хрущевская оттепель», и среди серьезных писателей не была распространена привычка писать памфлеты, обличающие суровую капиталистическую действительность и прославляющие действительность социалистическую. И если в романе «Поединок с собой» что-то такое и мелькает, то не более чем у того же Александра Беляева, который свои первые фантастические романы погружал именно в капиталистическую действительность, но действовал при этом скорее как исследователь, а не как критик.
Ариадна Громова наверняка была почитательницей А. Беляева, потому что если бы мне эта книга впервые попала под его именем, то я бы не заметил существенной подмены, так все мастерски написано. Правда, в романе приметы времени, конечно же, явные – это не 20-е годы, а 50-е – разницу можно заметить. Но самое что поразительное, автор даже лабораторное оборудование не осовременил, и мне, которому по некоторым причинам известны некоторые нюансы лабораторных исследований 50-60-х, показалось, что большинство приборов перекочевали в роман прямо из арсенала «Головы профессора Доуэля» или «Властелина мира».
Но не будем о достоверности обстановки – роман не про это. А роман про то, что его можно считать одним из первых советских триллеров «послебеляевской эпохи». Сюжет напрягает с первых же страниц и заставляет следить за повествованием с замиранием дыхания, так как персонажи вводятся в действие последовательно, а сами действия разворачиваются как бы в геометрической прогрессии и достаточно мощно.
Итак, сюжет таков. В некоей частной парижской лаборатории производятся научные работы такого размаха, которое под силу только государственным структурам, но при том государство о них ничего не знает, и похоже, даже не хочет знать, хотя особой тайны из этого не делается. А ведь речь идет не только о государственной безопасности – в случае успеха может возникнуть угроза всему миру!
Главный герой - профессор Лоран, который проводит эксперименты по моделированию деятельности головного мозга. В результате все эти эксперименты приводят к созданию искусственных мыслящих человекоподобных существ. Все вроде бы идет по плану, и в настоящем мире, возможно, все закончилось бы прекрасно, потому что профессор – не какой-то там дебютант или научный самозванец, а очень опытный специалист в своей области, к тому же имеющий доступ к достаточно большим финансовым средствам.
Но роман «Поединок с собой» - не просто фантастический, и приключенческий. А любой приключенческий роман по закону жанра обязательно должен заканчиваться или оглушительной победой, или такой же оглушительной катастро0ф0й. А так как действие происходит не в СССР, а на капиталистическом Западе, то ни о какой победе речи идти не может.
Правда, Ариадна Громова эту катастрофу по-женски смягчила и не довела ее до мирового ап0калипсиса, чем увлекался обычно в своих романах один из патриархов советской научной фантастики Александр Казанцев. У нее все закончилось тихо-мирно, так сказать, и Париж конца лаборатории просто не заметил. Она банально сгорела дотла в результате бунта «антропоидов», при этом сгорели они сами, и даже профессору не поздоровилось – он скончался в результате сердечного приступа прямо на пожаре. Все его расчеты тоже погибли, в общем, «мир не заметил потери бойца», и так счастливо избежал катастрофы, сам того не узнав.
Итог: первая сольная проба пера Ариадны Громовой на поприще фантастики получилась очень удачной. Любителям Александра Беляева она преподнесла достойный подарок, который и читается легко, и повествование достаточно занимательное, а если не обращать внимания на некоторые технические неточности, то эту книгу можно считать актуальной даже сегодня. Нет, скорее не «даже» сегодня, а «именно» сегодня, когда вся фантастика, и не только отечественная, рассчитана исключительно на утомленных повседневной жизнью любителей трэшевых приключений.
В заключение хочу добавить, что роман Ариадны Громовой «Поединок с собой» в СССР был опубликован только три раза:
1). 1962 год, журнал «Урал», номера 9, 10 и 11.
2). 1963 год, издательство «Детская литература», серия «золотая рамка» («Библиотека приключений и научной фантастики»). Тираж – 115 тысяч экземпляров.
3). 1965 год, 5-томная антология «Фантастика и путешествия. Том 1», изд-во «Молодая гвардия», тираж 47500 экземпляров.
Кроме того, в 1965 году роман был издан отдельным книжным изданием в Польше, а в 1966-м – в Чехословакии. Обложки твердая и мягкая соответственно, тираж польского издания – 10280 экземпляров, тираж чехословацкого – неизвестен.
Известно еще одно отдельное польское издание последних лет, предположительно 2019 года, но точных данных нет.
МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ ПУБЛИКАЦИИ:
Фантастический роман Юрия Долгушина «Генератор Чудес» рецензировал сам Иван Ефремов
«Алые крылья огня» Алексея Бессонова – отличный образец постсоветской авантюрной фантастики