Найти в Дзене

Логическая связь между примерами-иллюстрациями в сочинении ЕГЭ-2025 по русскому языку (причина-следствие)

Оглавление

Продолжаем разговор о том, как определить логическую связь между примерами-иллюстрациями в сочинении ЕГЭ по русскому языку. Сегодня под углом зрения - причинно-следственная связь.

Презентация доступна всем желающим!
Презентация доступна всем желающим!

Прежде чем перейти к теме, хочу объяснить, для чего я прошу оставить комментарий и только потом высылаю интересующую Вас презентацию. Канал на ДЗЕНе развивается только тогда, когда публикации вовлекают аудиторию, алгоритм определяет, что материал интересен пользователям. И именно для этого я прошу читателей поставить лайк или написать комментарий. Благодарю пользователей ДЗЕНа, которые таким образом помогают мне!

Итак, причинно-следственная связь.

В общем-то, увидеть её между примерами не составляет труда. Но для того, чтобы облегчить работу учителя (репетитора), надо найти материал, в данном случае, текст ЕГЭ по русскому языку, чтобы наглядно показать, как определить логическую связь, в частности, ПРИЧИНУ и СЛЕДСТВИЕ.

https://dzen.ru/a/ZyLIqx0_QFJywVYD
https://dzen.ru/a/ZyLIqx0_QFJywVYD

Причинно-следственную связь рассмотрим на примере текста Сергея Ивановича Сивоконя о Самуиле Яковлевиче Маршаке.

Презентация доступна
Презентация доступна

Если в кабинете есть интерактивная панель, то на слайде можно делать пометки прямо в тексте: подчеркивать ключевые слова, выделять нужные фрагменты. Это очень удобно.

Текст  С.И. Сивоконя о С.Я Маршаке
Текст С.И. Сивоконя о С.Я Маршаке
Текст  С.И. Сивоконя о С.Я Маршаке
Текст С.И. Сивоконя о С.Я Маршаке
Текст  С.И. Сивоконя о С.Я Маршаке
Текст С.И. Сивоконя о С.Я Маршаке

Проблема, данная в задании к сочинению ЕГЭ по русскому языку, сформулирована так:

Напишите сочинение по поставленной в тексте проблеме: "Откуда берутся талантливые люди?"

Позицию автора мы определили следующим образом:

"Рассуждая о том, откуда берутся талантливые люди, автор текста приводит читателя к мысли о том, что причина гениальности такого человека, как Самуил Яковлевич Маршак, заключается в его огромной любви к людям, литературе, детям".

Находим для комментария позиции автора примеры-иллюстрации.

О том, как найти примеры-иллюстрации к позиции автора, я писала здесь.

Следуем алгоритму:

а) Ищем главные (ключевые) слова в формулировке ПОЗИЦИИ АВТОРА: "талантливый человек", "гениальность".

б) Ищем в исходном тексте фрагменты, связанные с ключевыми словами в формулировке позиции автора, а также сигналом будут слова из тематической группы "Талантливый человек".

Мы выбрали два примера.

Ввести первый пример в сочинение можно так:

Сергей Иванович Сивоконь, говоря о С.Я. Маршаке, задает читателю риторические вопросы (предложения 10-12):

(10)Откуда же взялся детский классик Маршак, восхищавший таких больших и очень разных писателей, как М.Горький, В.Маяковский, М.Цветаева, К.Чуковский? (11)Всемирно известный переводчик, выигрывавший творческие «дуэли» у самых выдающихся мастеров? (12) замечательный педагог, воспитатель юных, да и не юных поэтов?

Автор в этом фрагменте перечисляет все грани творчества писателя: это и известный переводчик, и всемирно известный поэт, и учитель. С.И. Сивоконь тем самым доказывает, что С.Я. Маршак - талантливый человек, достигший необычайных высот в творчестве. (ЭТО ПОЯСНЕНИЕ к примеру!)

Далее пишем:

В следующем абзаце (предложение 13) автор текста называет причину таланта С.Я. Маршака (ЭТО 2 ПРИМЕР-ИЛЛЮСТРАЦИЯ к позиции автора):

Главное, наверное, было в его любви — к людям, к литературе и прежде всего к детям.

Любовь к своему делу, самоотверженная преданность ему лежит в основе таланта человека. Именно эту преданность доказывает Самуил Яковлевич Маршак, когда он, тяжело больной, ослепший, звонит Б. Полевому и говорит об ошибках в статье, которые необходимо срочно исправить. (ЭТО ПОЯСНЕНИЕ ко 2 примеру!)

Между этими примерами-иллюстрациями, несомненно, прослеживаются причинно-следственные отношения, где причина - любовь С.Я. Маршака ко всему, что его окружает, а следствие - гениальность, талантливость писателя. (Это УКАЗАНИЕ на ЛОГИЧЕСКУЮ СВЯЗЬ! Здесь же и ПОЯСНЕНИЕ этой связи!)

Таким образом, причинно-следственные отношения между примерами-иллюстрациями в сочинении ЕГЭ по русскому языку можно определить, задав вопросы от одного из них:

  1. Почему это случилось?
  2. Что стало следствием?

P.S. Читайте другие мои статьи по обучению сочинению ЕГЭ в новом формате 2025 года. В них я предлагаю совершенно бесплатно выслать Вам в помощь редактируемые презентации в формате PowerPoint!

В данной публикации Вы видите рисунки из презентации PowerPoint, которую я могу выслать Вам! Для этого в комментарии прошу подписаться на мой канал и написать адрес электронной почты.

#ЕГЭ по русскому языку #Новая демоверсия ЕГЭ по русскому языку #Сочинение ЕГЭ-2025 #Обучение сочинению ЕГЭ по русскому языку в формате 2025 года

Понравился материал — поставьте лайк! И подписывайтесь на мой канал!