Найти в Дзене

Как определить логическую связь между примерами-иллюстрациями в сочинении ЕГЭ-2025 по русскому языку: СРАВНЕНИЕ, СОПОСТАВЛЕНИЕ

Оглавление

Продолжаем учиться определять логическую связь между примерами-иллюстрациями в сочинении ЕГЭ-2025 года по русскому языку. Поговорим о таком типе, как СРАВНЕНИЕ. Другим словом эту связь называют СОПОСТАВЛЕНИЕМ.

Слайд презентации о данном виде логической связи между примерами-иллюстрациями в сочинении ЕГЭ по русскому языку
Слайд презентации о данном виде логической связи между примерами-иллюстрациями в сочинении ЕГЭ по русскому языку

Сравнение как тип логической связи между примерами-иллюстрациями рассмотрим на примере текста Е.А. Пермяка о чудесном певце:

Текст Е.А. Пермяка
Текст Е.А. Пермяка
Текст Е.А. Пермяка
Текст Е.А. Пермяка
Текст Е.А. Пермяка
Текст Е.А. Пермяка

О комментарии к позиции автора, одной из составляющих которого является определение логической связи между примерами-иллюстрациями, я писала здесь.

Рассмотрим логическую связь СРАВНЕНИЕ (СОПОСТАВЛЕНИЕ):

https://dzen.ru/a/ZyLIqx0_QFJywVYD
https://dzen.ru/a/ZyLIqx0_QFJywVYD

Проблема, данная в задании к сочинению ЕГЭ по русскому языку, сформулирована так:

Напишите сочинение по поставленной в тексте проблеме: «Почему непохожесть людей делает мир живым и интересным?»

Позицию автора мы определили следующим образом: "Благодаря разности вкусов и предпочтений мир становится живым и интересным".

О том, как найти примеры-иллюстрации к позиции автора, я писала здесь.

Следуем алгоритму:

а) Находим самые главные (ключевые) слова в формулировке ПОЗИЦИИ АВТОРА: "разности вкусов и предпочтений"

б) Ищем в исходном тексте фрагменты, связанные с ключевыми словами в формулировке позиции автора, а также сигналом будут слова из тематической группы "Вкусы, предпочтения людей".

Мы выбрали два примера.

Первый: разным по возрасту людям нравились разные песни.

Когда он пел розовую песню с весенне-зеленым отливом и алмазно-росяными искорками, его, затаив дыхание, слушали все юноши и все девушки. А старики проходили мимо. Вздыхая, они считали весеннюю песню то слишком розовой, то чрезмерно зеленой.
Когда же певец пел алую песню с синей каймой раздумья и серебристыми прожилками мудрости, тогда все люди средних лет распахивали настежь окна своих душ и двери своих сердец. Зато малолетки не обращали на эту песню никакого внимания. Потому что они любили песни ярких цветов и четкой раскраски. Игривые. Узорчатые. Даже клетчатые. И для них приходилось петь особо, как и для стариков. Этим нравились песни строгих расцветок и глубоких колеров.

Второй: автор говорит, что не только возраст определял предпочтения людей, но и характер.

Разные песни оценивались различно людьми не только по их возрасту, но и по характеру. Весельчаки любили канареечно-желтые, лихо-малиновые и пунцовые песни. Угрюмым нравились песни темно-коричневых и вишнево-лиловых тонов. Ветреные и легкомысленные люди обожали песни любого цвета, лишь бы они были пестры и нарядны…

Вводим в текст сочинения 2 примера-иллюстрации и сразу же поясняем их:

Рассказывая о певце, который хотел спеть такую песню, которая понравилась бы всем без исключения людям, Е.А. Пермяк показывает, невозможность этого: если молодым нравились "розовые песни с весенне-зеленым отливом и алмазно-росяными искорками", то людям пожилым - "алые, с синей каймой раздумья и серебристыми прожилками мудрости". Если "весельчаки любили канареечно-желтые, лихо-малиновые и пунцовые песни", то угрюмые - песни темно-коричневых и вишнево-лиловых тонов". Действительно, сравнивая вкусы молодых и пожилых людей, весельчаков и угрюмых, автор приводит нас к мысли, что если бы вкусы всех людей были бы одинаковые, то мир был бы сер и скучен.

Мы уже при написании примеров-иллюстраций обозначили СРАВНЕНИЕ как логическую связь между ними: "Действительно, сравнивая..." Здесь же есть и пояснение к логической связи: "Автор приводит нас к мысли, что если бы вкусы всех людей были бы одинаковые, то мир был бы сер и скучен".

Считаю, что если ученики будут писать шаблонные фразы типа "Межу этими двумя примерами можно проследить логическую связь СРАВНЕНИЕ. Она позволяет автору показать разность предпочтений людей, живущих в мире", то это внесет в работу выпускника сухость, покажет неумение строить текст рассуждения неординарно, ярко и выразительно.

Конечно, здесь надо ориентироваться на способности ученика: если он не обладает выражать свои мысли нешаблонно, то в этом случаю лучшим будет, если выпускник запомнит алгоритм и клише.

Таким образом, логическая связь СРАВНЕНИЕ присутствует тогда, когда между примерами-иллюстрациями можно вставить союзы "если..., то...", как..., так и..."

P.S. Читайте также другие мои статьи по обучению сочинению ЕГЭ в новом формате 2025 года. В них я предлагаю совершенно бесплатно выслать Вам в помощь редактируемые презентации в формате PowerPoint!

В данной публикации Вы видите рисунки из презентации PowerPoint, которую я могу выслать Вам! Для этого Вам надо в комментарии подписаться на мой канал и написать адрес электронной почты.

#ЕГЭ по русскому языку #Новая демоверсия ЕГЭ по русскому языку #Сочинение ЕГЭ-2025 #Обучение сочинению ЕГЭ по русскому языку в формате 2025 года