Найти в Дзене
БКС Мир инвестиций

Рынок стали. Внутренние цены последуют за мировыми

Оглавление

Мировые цены на сталь опустились на 11–15% с начала года, спрос охлаждается — ждем, что внутренние цены снизятся на 5% до конца года. Их падение отразится на оценке сталеваров: у ММК мультипликатор Р/Е подрастет на 30% — до 9х против среднеисторических 7х. Считаем, что это открывает хорошую возможность для идеи «Шорт ММК».

Главное

• Мировые цены на сталь снизились на 11–15% с начала года.

• Падение глобальных котировок утянуло за собой российские экспортные цены. Внутренние этот тренд пока не затронул, но в ближайшее время доберется и до них — как минимум до конца года цены на сталь на российском рынке могут снизиться на 5%.

• Еще один негативный фактор — ослабление спроса в России.

• Наиболее ощутимым эффект будет для ММК, что уже отразилось в результатах за III квартал.

• Понижаем целевую цену по ММК и открываем идею в акциях компании.

В деталях

При снижении цен на сталь наибольшее давление ощутит ММК. Мировые цены на сталь упали, однако на российском рынке в последнее время цены оставались стабильными. Исторически внутренние цены следовали за мировыми с опозданием на 2–3 месяца, при этом связь оставалась и после 2022 г. Высока вероятность, что так произойдет и сейчас — прогнозируем, что цены на сталь в РФ сократятся примерно на 5% к концу года. Дополнительное давление окажет снижение спроса из-за высокой процентной ставки и сезонных факторов.

Наиболее сильный «встречный ветер» сейчас — из Китая. На страну приходится более половины мирового потребления и производства стали, и Китай диктует условия игры для всей отрасли. Котировки стали в КНР снижаются на фоне хронических проблем в секторе недвижимости, а также структурной перестройки экономики.

Если цены на сталь в России упадут, прибыли всех металлургов снизятся. Наиболее яркое падение, вероятно, будет у ММК: среди сталеваров у компании самый сильный фокус на внутренний рынок (свыше 80%) и более низкая рентабельность. Менее выраженный эффект ожидаем увидеть у НЛМК, все еще крупнейшего экспортера среди металлургов.

Мы открыли идею в акциях ММК в расчете на то, что до конца года внутренние цены на сталь пойдут вниз.

Падение мировых цен на сталь создает риски для внутренних. Цены на сталь в Китае вновь перешли к падению после месячного роста на фоне всеобщей эйфории после объявления стимулов. Полагаем, участников рынка разочаровало отсутствие дополнительных мер после сентябрьского анонса. Пришло понимание, что для решения проблем в секторе недвижимости таких мер будет недостаточно.

Слабый внутренний и мировой спрос привел к тому, что с начала года котировки стали в Китае снизились на 11–15%. В результате неинтегрированная рентабельность китайских металлургов находится в отрицательной зоне, а производство стали падает. В сентябре выпуск стали в стране сократился на 6,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а за январь – сентябрь — на 3,6%, по данным Всемирной ассоциации стали. Это важный фактор для отрасли, учитывая, что на Китай приходится более половины мирового производства и спроса на сталь.

После выхода из карантина в начале 2023 г. власти Китая часто вводили стимулы для разгона национальной экономики. Меры в том числе должны были поддержать сектор недвижимости, который находится в затяжном кризисе уже более двух лет. Однако пока принятые решения не приносят желаемого результата. Это оказывает давление на большинство секторов промышленных металлов, и особенно на сталь — из-за сильной привязки к строительному сектору, на который приходится более половины потребления.

-2

Российский рынок все еще сохраняет связь с мировым. Исторически в Китае экспортные цены на сталь в долларах шли вровень с внутренними — без отставаний. Тем не менее полагаем, что тут первична динамика внутренних цен: сначала удовлетворяется внутренний спрос, который кратно превышает экспортные поставки (в 7–8 раз), а затем уже излишки продукции реализуются за рубежом. Об этом говорит и статистика с начала года: видимое потребление стали в КНР за 9 месяцев 2024 г. упало на 5% в годовом выражении, а экспорт из страны взлетел на 22% и приближается к многолетним рекордам.

В то же время корреляция российских экспортных и китайских цен также остается высокой и превышает 90% без отставаний. Несмотря на снижение экспорта листовой стали из России более чем вдвое по сравнению с 2021 г., доля экспорта в производстве все еще остается значимой — около 15%, по данным агентства MMI.

-3

С российскими внутренними ценами ситуация немного иная. Исторически внутри РФ котировки были выше мировых в среднем на 5% с ярко выраженной сезонностью. При этом внутренние цены на сталь в рублях были менее волатильными и менялись не чаще, чем раз в месяц.

Внутренние цены все еще следуют за мировыми (или экспортными/импортными) котировками с отставанием примерно на два-три месяца. Несмотря на то, что после 2022 г. связь несколько ослабела, она все еще остается сильной: корреляция более 80% против свыше 90% ранее. Иначе говоря, если мировые цены на сталь заметно снижаются или растут в моменте, то при прочих равных с высокой вероятностью и внутренние цены последуют за ними через два-три месяца.

Исторически премия внутренних цен к мировым уходила в отрицательную зону к концу года. Учитывая, что мировые цены на сталь уже снизились на 11–15%, можно предположить, что российские цены на сталь к декабрю просядут на 4–5% и могут еще упасть в начале следующего года. Стоит также отметить, что как минимум в ближайшие два квартала спрос на сталь в России будет под давлением из-за сезонных факторов и высокой ключевой ставки.

-4

Мы исходим из того, что при прочих равных внутреннее ценообразование подчиняется законам импортного паритета: внутренние котировки стремятся сравняться с импортными, которые равны экспортным ценам с учетом логистических затрат до покупателя.

Импорт все еще остается значимым в структуре потребления стали в России, хотя его доля упала с 15 до 10% (листовая сталь) после ухода с российского рынка украинской стали. В структуре импорта доминирует Казахстан с долей более 80%, остальное приходится на Китай и прочие страны СНГ.

На графиках ниже показана прямая связь между импортом стали и премией внутренних цен к паритету. Отметим, что в данном примере рассматриваем только горячекатаную сталь, на которую приходится более половины импорта листовой стали.

-5

Таким образом, можно предположить, что при падении мировых (и импортных) цен на сталь внутренние потребители начнут проявлять больший интерес к зарубежной стали. В результате отечественные сталевары скорректируют цены и на домашнем рынке. Аналогично работает и обратная ситуация — при росте мировых цен.

По нашим оценкам, среди металлургов Северсталь и ММК зарабатывают более 75% прибыли на внутреннем рынке, в то время как НЛМК все еще балансирует между внутренними и экспортными продажами, как показано на графике ниже.

-6

Открываем идею в акциях ММК в ожидании падения внутренних цен на сталь. Ждем, что российские цены на сталь до конца года снизятся примерно на 5% с текущих значений, — исходя из того, что, как мы писали выше, внутренние котировки будут стремиться сравняться с импортными, в то время как спрос будет охлаждаться.

Особенно ощутимым такое падение будет для ММК: компания имеет более низкую рентабельность по сравнению с конкурентами и сильнее ориентирована на внутренний рынок. Более низкая прибыль приведет к росту мультипликатора Цена/Прибыль (Р/Е) с текущих 7,1 до 9,4х. На наш взгляд, это неоправданно дорого — исторически бумага торговалась с Р/Е на уровне 7х.

Считаем, что в отрасли появляются интересные возможности для инвестиций: открыли идею в акциях, ожидая падения внутренних цен на сталь до конца года.

*Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией

Больше полезной информации для инвесторов вы найдете на BCS Express.