НЕБЕЗОПАСНАЯ ПРИВЯЗАННОСТЬ.
КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ПОСЛЕДСТВИЯ?
Вчера прочитала пронзительную статью о судьбе знаменитого актера театра и кино Спартака Мишулина, и она натолкнула меня на мысль написать на тему небезопасной привязанности. Оказывается, Спартака бросила мама, когда ему не было и двух месяцев. Она была заместителем наркома золотодобывающей промышленности страны. Отца у мальчика не было и в связи с нехваткой времени, как она объяснила родне, отдала сына в интернат на государственное обеспечение. Всю свою жизнь Спартак боролся за ее любовь и принятие, но так и не смог их получить. Даже когда Анна Васильевна со сводными сестрами посетила его, уже знаменитого на всю страну артиста, в театре, то так и не смогла сердечно обнять сына, попросить у него прощения, «эмоционально принять» и рассказать правду о его родном отце.
Осмелюсь предположить, что маленький Спартак очень страдал, когда попал в социальное учереждение. По счастью, через какое-то время, его забрали на воспитание родные тетя и дядя. Тетя случайно услышала отчаянный крик ребенка, проходя под окнами интерната, и голос няни: «Спартак, перестань!» Сердце подсказало ей, что очень высока вероятность, что это – ее родной племянник, т.к. имя Спартак было на тот момент редким, если не единственным, в Москве. Его предложил для племянника ее муж, дядя мальчика, Александр Васильевич Мишулин, профессор истории и ректор Академии общественных наук, который увлекался античностью. Спартаку безусловно было значительно лучше в семье родных, чем в интернате для детей наркомовских и прочих служащих. Но полноценно радоваться жизни и испытывать счастье от каждого прожитого дня ему мешало непринятие родной матери. Он всячески пытался заслужить ее любовь и внимание, хорошей успеваемостью, успехами в разных сферах, но у него ничего не выходило. Мать была по-прежнему холодна и очень занята, чтобы найти время и силы для родного сына. В 1937 Анна Васильевна попала под репрессии и была сослана в Ташкент. Поначалу Спартак продолжал жить у дяди и тети, но через два года уехал к маме и отчиму в ссылку. Он верил, что уж теперь, пройдя через лишения и горе, она поймет, как сын сильно ее любит, и тоже заметит его. Что наконец-то они будут счастливо жить вместе. Но надеждам Спартака не суждено было сбыться. Мать все также словно не замечала его, как будто вместо сына рядом жил чужой мальчик. Во время Великой Отечественной войны, семья попала в город Держинск Нижегородской области. Спартак мечтал попасть на фронт, но ему на тот момент еще не было 18 лет. Его не оставляла мысль стать настоящим героем для высокопоставленной матери. Ему казалось, что он просто не достаточно хорош для нее и чтобы заслужить ее внимание и любовь, он должен обязательно совершить что-то особенное. Он попал в артшколу, думая, что это – театральное учебное заведение. Кроме жажды подвигов, он сильно любил театральные постановки и мечтал научиться играть по-настоящему. Когда оказалось, что название «арт» означает артиллерийская, Спартаку пришлось в ней остаться, т.к. школа была далеко от дома, а денег на обратную дорогу у него не было. Так он снова оказался оторванным от матери и физически, и эмоционально. Началась учеба, а параллельно – игра в театральной студии, постановка спектаклей, подготовка декораций. Приходилось когда-то прибегать и к манипуляциям, например, выкрутить лампочки для лучшего освещения сцены, не вернуть вовремя библиотечную книгу, нужную для постановки. Новой идеей для привлечения материнского внимания стало написание Спартаком собственной книги о революции. Он по-прежнему в тайне надеялся на ее признание. Бумаги в то время не хватало, писать было не на чем, и Спартаку пришлось использовать для творчества портреты Вождя, вернее их оборотную сторону. В те годы подобный проступок считался преступлением, и Спартак на три года угодил в колонию, где продолжал играть в театральном кружке. После освобождния, он оказался в Тверской области, куда приехал вместе с товарищем, и устроился работать в деревенский клуб руководителем. Здесь продолжалась театральная жизнь молодого человека. Он читал стихи, играл спектакли для односельчан. Через какое-то время его нашел дядя и вернул в Москву. Поступить в Щукинское театральное училище Спартаку не удалось. Председателя экзаменационной комиссии не впечатлила харизматичность молодого человека, а особенно наличие у него высокопоставленного дяди. Борис Захава не любил протеже и, видимо, именно поэтому Спартаку не суждено было попасть в театральное училище. Тогда дядя устроил юношу во вспомогательный состав Калининского драматического театра, в котором он сыграл более 40 ролей, объехав с гастролями почти всю страну. В составе труппы он попал в Москву на театральный фестиваль и был приглашен для работы сразу в три столичных театра. Для себя Спартак Мишулин выбрал театр Сатиры, в котором работал до самой смерти. Роль Карлсона в детском спектакле театра Мишулин играл более сорока лет. Сама Астрид Лингрен называла Карлсона Спартака Мишулина самым удачным и точным по характеру и исполнению. Когда его спрашивали, не надоело ли ему столько лет играть эту роль, он не переставал отвечать, что у его поколения не было детства и что через Карлсона он возвращается туда, чувствует себя счастливее и хочет поделиться своим счастьем с другими.
Своя семейная жизнь у Спартака Мишулина долго не складывалась. Получив психическую травму отвержения матери, ему сложно было доверять женщинам. Женился он только в 52 года. Его избраннице пришлось ждать еще два долгих года, так как Спартак никак не мог решиться на брак из-за своих сомнений и недоверия. Свою единственную дочь он обожал, посвящая ей все свое свободное время. Но выстроить здоровые отношения со своей матерью так и не смог…
Грустный пример непростой жизни Спартака Мишулина наглядно показывает, как нужна безусловная материнская любовь каждому человеку, независимо от его возраста, пола, психической организации, социального статуса.
Человеку, чтобы получить положительный опыт эмоционального принятия себя, жизненно важную установку: «Ты – хороший просто потому что ты – это ты», нужно сначала получить ее от значимого окружения, прежде всего от матери, в которой зародилась его жизнь и с которой он в основном проводит большую часть младенчества. А затем и от близких родственников, воспитателей, учителей. Мать для ребенка – не только источник еды, тепла, заботы, но и необходимых положительных эмоций, формирующих его «здоровый психологический контур». Без него ребенок оказывается лишен внутреннего эмоционального поддерживающего стержня, либо испытывает его серьезный дефицит.
На самом деле, людей, получивших достаточное количество любви, поддержки, безопасной привязанности в детстве не так много, порядка 25-30 %. Что происходит с психикой ребенка, которому родители не смогли дать столько, сколько надо? Так как основная функция мышления приспособительная, с ее помощью маленький человек приспосабливается к взаимодействию с окружающими людьми, оно формирует так называемые Ранние Позитивные и Дезадаптивные Схемы, через которые, как через цветные очки, мы смотрим на нашу текущую, прошедшую, будущую жизнь и отношения. В подавляющем большинстве случаев мы можем заметить определенные поведенческие привычки того, как мы взаимодействуем с другими, либо стараясь быть удобными, излишне услужливыми, либо, наоборот, агрессивными, либо часто вообще избегаем контакта с кем-либо. Подобные психические образования в раннем возрасте сохранили нам жизнь, позволили приспособиться к ситуации, но во взрослом могут сильно нарушать здоровое взаимодействие. Очевидно, что Адаптивные Схемы формируются при достаточном удовлетворении эмоциональных потребностей. Чтобы избавиться от влияния Схем Дезадаптивных, человеку необходимо получить новый положительный эмоциональный опыт межличностного взаимодействия. Это возможно сделать, пройдя курс психотерапии, в которой терапевт выполняет роль Хорошего Родителя, показывая как можно и нужно относиться к своему Внутреннему Уязвимому Ребенку, оказывая ему полное принятие и поддержку без осуждения и критики. Не так давно нейроучеными были проведены исследования, доказавшие, что даже при полном отсутствии в реальном опыте модели положительного принятия ребенка значимым окружением, наша психика способна взять фантазийный, придуманный конструкт за рабочую модель и присвоить ее как свою, в дальнейшем опираясь на новый эмоциональный опыт. Конечно, это происходит не мгновенно, потребуется время и усилия, главное – возможно. И это очень вдохновляющие данные, еще раз доказывающие удивительную гибкость человека как разумного существа, способного улучшать свое не только физическое, но и психологическое состояние. Ведь «долюбив себя», наполнив свой внутренний сосуд, мы становимся более гармоничными, спокойными, счастливыми, ресурсными, способными на реализацию в самых разных сферах нашего взаимодействия и делания, а также становимся способными помогать и поддерживать окружающих нас людей, не менее нуждающихся в любви, заботе, принятии и понимании, без ущерба для своего психического и физического здоровья.
Автор: Кондратенко Ирина Евгеньевна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru