Найти в Дзене
Будущее в прошлом

Колёса времени: народная любовь к советским автомобилям

"Копейка", "Горбатый", "Мыльница" - эти прозвища знакомы каждому, кто жил в СССР или слышал рассказы старшего поколения. Давайте совершим увлекательное путешествие в мир советского автопрома, где каждая машина имела свой характер и народное имя.

"Победа" (ГАЗ-М20)
"Победа" (ГАЗ-М20)

"Победа" (ГАЗ-М20)

Цена: 16.000 рублей (1946 год)

Первая массовая послевоенная легковушка получила официальное название "Победа" неслучайно - она стала символом триумфа в Великой Отечественной войне. Народ же ласково называл её "Побединкой" и "Горбатой" за характерную округлую форму кузова. Интересно, что зарплата квалифицированного рабочего тогда составляла около 800 рублей в месяц, так что копить на "Победу" приходилось годами.

Забавный факт: первоначально машину хотели назвать "Родина", но когда об этом доложили Сталину, тот саркастически спросил: "И почём у нас будет Родина?"

"Запорожец" (ЗАЗ-965)
"Запорожец" (ЗАЗ-965)

"Запорожец" (ЗАЗ-965)

Цена: 1.800 рублей (1960 год)

"Горбатый" номер два! Первый "Запорожец" получил это прозвище за характерную форму кузова с двумя воздухозаборниками сзади. Также его называли "Ушастым" и "Чебурашкой" за те же выступающие воздухозаборники. Это был самый доступный автомобиль в СССР, который часто продавался инвалидам войны и труда со значительной скидкой.

Народная мудрость гласила: "Запорожец - не роскошь, а средство передвижения... в автосервис".

"Жигули" (ВАЗ-2101)
"Жигули" (ВАЗ-2101)

"Жигули" (ВАЗ-2101)

Цена: 5.500 рублей (1970 год)

Легендарная "Копейка" - первенец Волжского автозавода, созданный по лицензии Fiat. Прозвище получила за цифру "1" в индексе модели. Также её называли "Единичкой" и "Фиатом". Несмотря на итальянские корни, машина была существенно доработана для советских дорог и климата.

Ходила шутка: "Почему у «Копейки» багажник открывается ключом от квартиры? - Потому что запчасти приходится хранить дома!"

"Волга" (ГАЗ-24)
"Волга" (ГАЗ-24)

"Волга" (ГАЗ-24)

Цена: 9.500 рублей (1970 год)

"Баржа" и "Танк" - так любовно называли эту машину за внушительные размеры и неубиваемую конструкцию. Черные "Волги" были признаком высокого статуса владельца - на них ездили партийные работники и руководители предприятий.

Народная примета: если утром во дворе стояла черная "Волга" - жди "гостей" из органов.

"Москвич-412"
"Москвич-412"

"Москвич-412"

Цена: 4.800 рублей (1967 год)

"Мустанг для бедных" - такое прозвище получил этот автомобиль за некоторое внешнее сходство с Ford Mustang. Также его называли "Щукой" за характерную форму передка. Машина славилась надежностью и даже участвовала в международных ралли.

Автолюбители шутили: "Москвич" как настоящий джентльмен - никогда не обгонит даму... из-за недостатка мощности".

"Ока" (ВАЗ-1111)
"Ока" (ВАЗ-1111)

"Ока" (ВАЗ-1111)

Цена: 3.500 рублей (1988 год)

"Мыльница", "Чепырка" - каких только прозвищ не получил этот миниатюрный автомобиль! Несмотря на насмешки, "Ока" стала настоящим спасением для многих советских семей в период дефицита бензина.

Народная мудрость: "Ока" - единственная машина, которую можно припарковать в подъезде".

Интересные факты о ценах и зарплатах:

  • В 1970-е годы средняя зарплата составляла 120-150 рублей
  • Очередь на автомобиль могла длиться 5-7 лет
  • Подержанные машины часто стоили дороже новых из-за дефицита
  • На черном рынке цены могли быть в 2-3 раза выше официальных

Особенности советского автовладения:

  1. Гаражная культура Каждый владелец автомобиля стремился получить гараж в ГСК (гаражно-строительном кооперативе), который становился местом встреч автолюбителей и обмена опытом.
  2. Самостоятельный ремонт Большинство владельцев умели самостоятельно производить базовое обслуживание своих машин из-за дефицита автосервисов.
  3. Дефицит запчастей Владельцы создавали запасы деталей и образовывали неформальные сети обмена запчастями.
-8

Советские автомобили, несмотря на все свои недостатки, были неотъемлемой частью жизни людей той эпохи. Они становились не просто средством передвижения, а членами семьи, о которых заботились, которых любили и даже давали ласковые прозвища. Каждая модель имела свой характер и особенности, которые отражались в народном творчестве через меткие названия и шутки.

ЛуАЗ 969
ЛуАЗ 969

Сегодня многие из этих автомобилей стали желанными экспонатами частных коллекций и музеев, напоминая нам о целой эпохе, когда машина была не просто средством передвижения, а настоящей мечтой, достижением и предметом гордости.

Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки и делитесь своими впечатлениями от просмотра в комментариях.