Признаться, когда я впервые услышал про проект ядерного буксира, я поймал себя на мысли, что это действительно та штука, которая может вывести нашу страну в лидеры. Этакий чит-код, способный своим появлением полностью изменить глобальную расстановку сил.
По сути, ядерный буксир — это попытка использовать самое лучшее, что есть у человечества, для освоения космоса. Речь о ядерном реакторе, а также ионных двигателях с тягой в 1 Н. В теории, много таких двигателей нивелируют главный недостаток химических двигателей — относительно низкую максимальную скорость.
Обычно химические ракетные двигатели, такие как жидкостные и твердотопливные, имеют удельные импульсы (характеризующие эффективность работы двигателя) в пределах 250–400 секунд, что соответствует скорости истечения газов примерно от 3 000 до 4 500 м/с. Ионные двигатели, с другой стороны, имеют гораздо более высокий удельный импульс, часто превышающий 3 000 секунд. Это приводит к скорости истечения, которая может достигать 30 000 м/с и более, в зависимости от конструкции и типа ионного двигателя.
Казалось бы, есть идеальный проект, который позволит покорить Солнечную систему, используя два наших колоссальных задела — по атомным реакторам и ионным двигателям. Работы начались в 2009 году, планировалось, что они завершатся в 2018 году запуском буксира в космос.
Но случилась реальность в РФ.
Вместо ядерного буксира для освоения Солнечной системы деньги выделялись на Олимпиаду, где стероидные качки соревновались, кто из них круче. Потом был чемпионат по ногомячу и прочие нелепые сборища. В целом, логично. Зачем тебе Вселенная, когда можно провести фестиваль плова и пригласить в гости десяток-другой незаменимых иностранных специалистов?
Так и жили.
Мы в ОК
С 2018 года сроки вначале съехали на 2020-е, а сейчас комплекс ожидается и вовсе не ранее 2030-х.
И здесь ядерный космический буксир стал заложником мировой политической конъюнктуры. Проблема заключалась в том, что в 2009-м Россия была вполне себе признанным лидером в части космоса, и ядерный буксир рассматривался для тех задач, где он действительно дает преимущества. Да, речь про экспедиции к дальним планетам Солнечной системы, где десятикратная скорость дает разительные преимущества.
За прошедшие 15 лет в отрасли произошел настоящий переворот. США вложили огромные деньги в отрасль, запустили два сверхтяжелых носителя и готовятся покорять Луну.
Китай также стремится к светилу и строит носитель для этих целей.
Россия же на фоне очевидных успехов конкурентов может похвастаться одной лишь "Ангарой", да и та за 10 лет так и не вышла на серийные пуски.
На этом фоне с полки достали ядерный буксир и анонсировали, что уникальный корабль будет таскать грузы с орбиты на Луну, аки космический автобус. И здесь кроется главная проблема — ядерный буксир в силу особенностей ионных двигателей, очевидно, не годится для таких маршрутов и не может продемонстрировать на них даже 10% своего выдающегося потенциала.
Как вы помните из начала статьи, ионные двигатели дают удельный импульс на порядок выше традиционных химических, однако эта тяга в лучшем случае измеряется в десятках ньютонов, а значит, до Луны такой буксир будет разгоняться месяцы и примерно столько же тормозить.
Мы в Telegram
Представьте себе автобус, который едет до следующей остановки полгода — именно так выглядит "Зевс" на столь коротких маршрутах. Увы, из анонсов Роскосмоса следует, что российский ядерный буксир "Нуклон" сможет доставлять 10 тонн груза на Луну за 200 суток в сравнении с 3 сутками традиционного ЖРД.
Эээ, получается, что главный российский космический проект никому в таком виде и не нужен?
Не совсем так. Ядерный буксир — платформа, имеющая огромный потенциал, но реализоваться он может только в условиях дальнего космоса, до которой современной космической отрасли как до Луны рукой.