Найти в Дзене

ЭКСПРЕСС – АНАЛИЗ БИРЮЗОВОГО ФЛАГМАНА «ОЙЛ ЭНЕРДЖИ»

Для подписчиков канала представляю экспресс-анализ практического перехода ГК «Ойл Энерджи» (Бирюзового флагмана) на принципы социократии, чтобы оценить самим насколько модель самоуправления может быть эффективной или эволюционной.

21.10.2024г
21.10.2024г

ООО «Ойл Энерджи» была основана Дмитрием Зацепиным в 2010г. «Ойл Энерджи» является учредителем (от 100% до 90-95%) компаний группы, на которую была переведены основная выручка группы в период 2018-2021гг: ООО «Ойл Энерджи Продакшн», ООО «Ойл Энерджи Экспорт», ООО «Ойл Энерджи Сервисез» и ООО «Стройэнерджи». В 2023г в «Ойл Энерджи» среднегодовая численность сотрудников составляла 116 человек, в остальных – по 1 человеку. Из дочерних компаний выручка сохранилась только в ООО «Стройэнерджи» в 2022-2023гг.

-2

Консолидированная выручка ГК «Ойл Энерджи» в период 2013 – 2017г (см Диаграмму выше) до перехода на социократию росла темпами существенно выше быстрорастущих компаний России. В традиционных методах управления за 5 лет консолидированная выручка компании увеличилась почти в 30 раз (2017г к 2012г, когда выручка была 61,2 млн рублей). Стремительный рост доли рынка.

За 6 лет социократии 2018 – 2023гг рост номинальной выручки составил всего 2% или в 23 раза ниже уровня официальной инфляции (46,9%), что говорит о падении выручки и доли рынка на 30-40% в ценах 2017г. Т.е. социократия стала причиной падение доли рынка компании.

-3

ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПАДАЮТ

Производительность труда «Ойл Энерджи» за 6 лет сократилась на 38,7% относительно 2017г (см Диаграмму выше), а эффективность использования активов упала на 36,3%, что говорит о снижение эффективности управления, когда команда «Ойл Энерджи» использует гораздо больше ресурсов, чем менеджмент БОЛЬШИНСТВА аналогичных компаний отрасли.

СРАВНЕНИЕ С ЦЕЛЕВЫМ КОНКУРЕНТОМ

Источник: по данным налоговой отчетности
Источник: по данным налоговой отчетности

До перехода на социократии в 2016-2017гг «Ойл Энерджи» (см Диаграмму выше) опережал «ХИМПРОМ» по выручке, чистой прибыли и величине активов. По итогам 2023г «Ойл Энерджи» демонстрировал тотальное отставание от конкурента - по выручке - в 4,1 раза, по чистой прибыли – в 5,1 раза.

Источник: по данным налоговой отчетности
Источник: по данным налоговой отчетности

Активы «Химпрома» выросли в 7 раз или на 3,4 млрд рублей, компания активно инвестировала и стремительно росла. Величина активов «Ойл Энерджи» выросли на 41%, но это никак не повлияло на показатель выручки.

При сохранении темпов роста компании «ХИМПРОМ» её показатель чистой прибыли за 2-3 года превысит годовую выручку «Ойл Энерджи» в сопоставимый год.

-6

Доля затрат на оплату труда «Ойл Энерджи» оказалась в 2 раза выше показателя целевого конкурента, а средние затраты на оплату труда на 1 человека – ниже на 40%, чем у компании «ХИМПРОМ» (!).

Показатели производительности по выручки на человека в 3,5 раз ниже, по показателю прибыли – в 4,6 раз (см Диаграмму выше) ниже конкурента.

У «Ойл Энерджи» ниже рейтинг работодателя, что развенчивает миф о пользе самоуправления для сотрудников. Сотрудники компании «ХИМПРОМ» оказались более счастливыми, они оценивают свою компанию лучше, чем сотрудники «Ойл Энерджи» свою, не только потому, что у них заработная плата на 40% выше, чем у коллег в «Ойл Энерджи». В компании «ХИМПРОМ» собралась амбициозная профессиональная команда менеджеров, которая реализует стратегию лидерства, - их компания стремительно растет и развивается.

«Ойл Энерджи» демонстрирует отставание от ГК «Русхимсеть», консолидированная выручка которой по итогам 2023г составила 38,3 млрд рублей в России.

-7

ПОТЕРИ БИЗНЕСА ОТ ПЕРЕХОДА НА СОЦИОКРАТИЮ

При сохранении производительности труда на уровне 2017г выручка «Ойл Энерджи» в 2023г должна быть ₽3,0 млрд или на ₽1,12 млрд больше (см Диаграмму Д15 выше).

Базовая стратегия компании должна была строиться на задаче сокращение дистанции с лидером. Выручка ГК «Ойл Энерджи» в 2023г при росте бизнеса по темпам ГК «Русхимсети» должна была достичь ₽4,2 млрд, что на ₽2,4 млрд больше фактической.

При темпах роста на уровне целевого конкурента «ХИМПРОМ» – выручка «Ойл Энерджи» в 2023г должна была быть ₽8,7 млрд или на ₽6,9 млрд выше фактической.

Таким образом недополученная выручка ГК «Ойл Энерджи» за 6 лет составила:

· от темпов роста «Русьхимсети» - ₽9,4 млрд недополученной выручки и не менее ₽ 1 млрд чистой прибыли;

· по расчету выручки от темпов роста целевого конкурента компании "ХИМПРОМ" – ₽16,7 млрд недополученной выручки и ₽2,5 млрд недополученной чистой прибыли;

Производительность труда "Ойл Энерджи" при этих сценариях развития могла бы вырасти до ₽37 - 67 млн на человека в год.

ПАДЕНИЕ ДОЛИ РЫНКА И ПАДАЮЩАЯ ТРАЕКТОРИЯ ЛИНИИ ЖИЗНИ КОМПАНИИ

«Ойл Энерджи» по результатам перехода на социократию опустился с 203 на 252 позицию Рейтинга компаний отрасли по показателю выручки, пропустив вперед 51 конкурента. В то время как «ХИМПРОМ» обогнал 154 компании и поднялся на 46 позицию Рейтинга по выручке (с 200 на 46 место) – см Диаграмму ниже.

-8

«Ойл Энерджи» на ручном управлении и харизме основателя успешно рос до 2017г, но не смог преодолеть «болезнь роста»/ барьер роста из-за отсутствия компетенций. Переход на социократию не способствовал повышению компетенций в бизнесе и появлению стратегического видения.

Фокусируясь на иллюзорной/ложной «эволюционной» цели «Ойл Энерджи» теряет рынок, время, деньги, снижает эффективность, утрачивает свою конкурентную способность и рискует превратиться в аутсайдера рынка.

АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ

Компания могла бы создать ведущее химическое производство России с учетом растущих потребностей рынка РФ и потенциального спроса с внедрением системы корпоративного управления для формирования стратегических компетенций и снижения рисков. При консервативном сценарии развития совет директоров «Ойл Энерджи» не допустил бы снижение доли относительно компании «Русхимсеть», а эффективный совет директоров настаивал бы на сохранении лидерства над компаниями «ХИМПРОМ», которое было достигнуто «Ойл Энерджи» еще в 2016г.

«Ойл Энерджи» могла бы создать прочный финансовый рычаг для реализации крупных инвестиционных проектов на сумму до 5,8 млрд ₽ в течение 3-4 лет. При этом у компании был резерв для управления рисками в сумме 1,2 млрд ₽ (возмещение НДС). Оставались возможности получить дополнительную региональную поддержку по инфраструктуре, субсидии на новые рабочие места и налоговые преференции на основе ГЧП.

При консервативном сценарии компания могла бы привлечь в акционерный капитал институционального инвестора, при втором варианте «Ойл Энерджи» хватало собственного капитала.

Десятикратный рост бизнеса обеспечивал бы компании переход к стратегии ЛИДЕРСТВА или в крупный бизнес.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СОБСТВЕННИКА

Со слов основателя Д.Зацепина, решение о переходе на социократию было принято в 2018г, когда компания не смогла реализовать стратегию роста. Кол-во сотрудников в этот год выросло на 28%, а выручка компании упала -12% к уровню 2017г.

По итогам перехода на социократию результаты оказались значительно хуже (см диаграммы ниже). Рост численности сотрудников составил +63%, активов на +41% при снижение выручки (в ценах 2017г) и доли рынка более, чем на -30%. Снижение эффективности управления (-39%), неэффективные инвестиции (отрицательный IRR при социократии), снижение конкурентной способности бизнеса. Снижение дивидендов собственника в 3 раза. Линия жизни компании с восходящего тренда сменилась на нисходящий.

-9

Очевиден провал ролей: 1) владельческой (компания-«сирота» при живом «родителе») 2) стратегической - ложные «эволюционные» цели вместо стратегии 3) инвестора – отрицательный IRR при социократии 4) предпринимателя - не преодолен барьер роста и стагнация бизнеса 5) снижение эффективности управленческой роли (-39%).

РАЗРУШЕНИЕ БИРЮЗОВЫХ МИФОВ

Миф1 - эффективность бирюзовых компаний. На практике - существенное падение эффективности «Ойл Энерджи» (флагмана Бирюзовых компаний), снижение качества управления, отрицательные инвестиции, не преодолен барьер роста.

Миф2 - эволюционность бирюзовых компаний. На практике мы видим потерю рынка, тотальное отставание от конкурентов, переход на нисходящий тренд жизненного цикла с рисками превратиться в аутсайдера рынка, доминирование интересов сотрудников над всеми остальными.

Миф 3 - о пользе самоуправления и счастье сотрудников. На практике - низкий рейтинг «Ойл Энерджи» как работодателя в сравнении с традиционными успешными компаниями, средняя заработная плата на 40% ниже целевого конкурента компании «ХИМПРОМ».

Миф 4. Конкуренты – это союзники. Конкуренты, как оказалось, не обеспокоены «эволюционной» целью «Ойл Энерджи», растут и реализуют стратегии лидерства или удержания рынка, обгоняя «Ойл Энерджи» (51 конкурент за 6 лет).

Миф 5: о ненужности контроля и прозрачность в бирюзовых компаниях. На своих треннингах по самоуправлению основатель бизнеса Д.Зацепин представляет неточные данные о собственной компании (заниженные показатели выручки и прибыли на в период до самоуправления, и завышенные показатели – в период внедрения самоуправления, которые не соответствуют данным налоговой отчетности. Возможно, что «химия» цифр связана с отсутствием контроля или с желанием продвижения нового коуч-бизнеса «Здравый смысл», который занимается продажей экскурсий на предприятие «Ойл Энерджи» (вместо его активного развития) и привлечение новых клиентов под социократию.

Предлагаю самим проверить отчетность ГК "Ойл Энерджи" (ссылки вначале публикации выделены синим цветом с подчеркиванием).

Миф 6 - стратегия не нужна и компетенции. Подмена стратегии «эволюционной» целью, отсутствие необходимых компетенций для преодоления барьера роста, потеря части компетенций при переходе на самоуправление.

P.S.

Будем наблюдать за успехами ГК "Ойл Энерджи" и посмотрим ее показатели по итогам 2024г (можно будет проверить в апреле - мае 2025г, после публикации данных налоговой отчетности компании).

Полная публикация анализа о Бирюзового подхода по ссылке: https://dzen.ru/suite/36a03553-cfba-424b-af23-95f45fc69308

Олег Бакун, DBA

Телеграм: https://t.me/cote_competences

Дзен : https://dzen.ru/strategic_andvantage