Для подписчиков канала представляю экспресс-анализ практического перехода ГК «Ойл Энерджи» (Бирюзового флагмана) на принципы социократии, чтобы оценить самим насколько модель самоуправления может быть эффективной или эволюционной.
ООО «Ойл Энерджи» была основана Дмитрием Зацепиным в 2010г. «Ойл Энерджи» является учредителем (от 100% до 90-95%) компаний группы, на которую была переведены основная выручка группы в период 2018-2021гг: ООО «Ойл Энерджи Продакшн», ООО «Ойл Энерджи Экспорт», ООО «Ойл Энерджи Сервисез» и ООО «Стройэнерджи». В 2023г в «Ойл Энерджи» среднегодовая численность сотрудников составляла 116 человек, в остальных – по 1 человеку. Из дочерних компаний выручка сохранилась только в ООО «Стройэнерджи» в 2022-2023гг.
Консолидированная выручка ГК «Ойл Энерджи» в период 2013 – 2017г (см Диаграмму выше) до перехода на социократию росла темпами существенно выше быстрорастущих компаний России. В традиционных методах управления за 5 лет консолидированная выручка компании увеличилась почти в 30 раз (2017г к 2012г, когда выручка была 61,2 млн рублей). Стремительный рост доли рынка.
За 6 лет социократии 2018 – 2023гг рост номинальной выручки составил всего 2% или в 23 раза ниже уровня официальной инфляции (46,9%), что говорит о падении выручки и доли рынка на 30-40% в ценах 2017г. Т.е. социократия стала причиной падение доли рынка компании.
ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПАДАЮТ
Производительность труда «Ойл Энерджи» за 6 лет сократилась на 38,7% относительно 2017г (см Диаграмму выше), а эффективность использования активов упала на 36,3%, что говорит о снижение эффективности управления, когда команда «Ойл Энерджи» использует гораздо больше ресурсов, чем менеджмент БОЛЬШИНСТВА аналогичных компаний отрасли.
СРАВНЕНИЕ С ЦЕЛЕВЫМ КОНКУРЕНТОМ
До перехода на социократии в 2016-2017гг «Ойл Энерджи» (см Диаграмму выше) опережал «ХИМПРОМ» по выручке, чистой прибыли и величине активов. По итогам 2023г «Ойл Энерджи» демонстрировал тотальное отставание от конкурента - по выручке - в 4,1 раза, по чистой прибыли – в 5,1 раза.
Активы «Химпрома» выросли в 7 раз или на 3,4 млрд рублей, компания активно инвестировала и стремительно росла. Величина активов «Ойл Энерджи» выросли на 41%, но это никак не повлияло на показатель выручки.
При сохранении темпов роста компании «ХИМПРОМ» её показатель чистой прибыли за 2-3 года превысит годовую выручку «Ойл Энерджи» в сопоставимый год.
Доля затрат на оплату труда «Ойл Энерджи» оказалась в 2 раза выше показателя целевого конкурента, а средние затраты на оплату труда на 1 человека – ниже на 40%, чем у компании «ХИМПРОМ» (!).
Показатели производительности по выручки на человека в 3,5 раз ниже, по показателю прибыли – в 4,6 раз (см Диаграмму выше) ниже конкурента.
У «Ойл Энерджи» ниже рейтинг работодателя, что развенчивает миф о пользе самоуправления для сотрудников. Сотрудники компании «ХИМПРОМ» оказались более счастливыми, они оценивают свою компанию лучше, чем сотрудники «Ойл Энерджи» свою, не только потому, что у них заработная плата на 40% выше, чем у коллег в «Ойл Энерджи». В компании «ХИМПРОМ» собралась амбициозная профессиональная команда менеджеров, которая реализует стратегию лидерства, - их компания стремительно растет и развивается.
«Ойл Энерджи» демонстрирует отставание от ГК «Русхимсеть», консолидированная выручка которой по итогам 2023г составила 38,3 млрд рублей в России.
ПОТЕРИ БИЗНЕСА ОТ ПЕРЕХОДА НА СОЦИОКРАТИЮ
При сохранении производительности труда на уровне 2017г выручка «Ойл Энерджи» в 2023г должна быть ₽3,0 млрд или на ₽1,12 млрд больше (см Диаграмму Д15 выше).
Базовая стратегия компании должна была строиться на задаче сокращение дистанции с лидером. Выручка ГК «Ойл Энерджи» в 2023г при росте бизнеса по темпам ГК «Русхимсети» должна была достичь ₽4,2 млрд, что на ₽2,4 млрд больше фактической.
При темпах роста на уровне целевого конкурента «ХИМПРОМ» – выручка «Ойл Энерджи» в 2023г должна была быть ₽8,7 млрд или на ₽6,9 млрд выше фактической.
Таким образом недополученная выручка ГК «Ойл Энерджи» за 6 лет составила:
· от темпов роста «Русьхимсети» - ₽9,4 млрд недополученной выручки и не менее ₽ 1 млрд чистой прибыли;
· по расчету выручки от темпов роста целевого конкурента компании "ХИМПРОМ" – ₽16,7 млрд недополученной выручки и ₽2,5 млрд недополученной чистой прибыли;
Производительность труда "Ойл Энерджи" при этих сценариях развития могла бы вырасти до ₽37 - 67 млн на человека в год.
ПАДЕНИЕ ДОЛИ РЫНКА И ПАДАЮЩАЯ ТРАЕКТОРИЯ ЛИНИИ ЖИЗНИ КОМПАНИИ
«Ойл Энерджи» по результатам перехода на социократию опустился с 203 на 252 позицию Рейтинга компаний отрасли по показателю выручки, пропустив вперед 51 конкурента. В то время как «ХИМПРОМ» обогнал 154 компании и поднялся на 46 позицию Рейтинга по выручке (с 200 на 46 место) – см Диаграмму ниже.
«Ойл Энерджи» на ручном управлении и харизме основателя успешно рос до 2017г, но не смог преодолеть «болезнь роста»/ барьер роста из-за отсутствия компетенций. Переход на социократию не способствовал повышению компетенций в бизнесе и появлению стратегического видения.
Фокусируясь на иллюзорной/ложной «эволюционной» цели «Ойл Энерджи» теряет рынок, время, деньги, снижает эффективность, утрачивает свою конкурентную способность и рискует превратиться в аутсайдера рынка.
АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ
Компания могла бы создать ведущее химическое производство России с учетом растущих потребностей рынка РФ и потенциального спроса с внедрением системы корпоративного управления для формирования стратегических компетенций и снижения рисков. При консервативном сценарии развития совет директоров «Ойл Энерджи» не допустил бы снижение доли относительно компании «Русхимсеть», а эффективный совет директоров настаивал бы на сохранении лидерства над компаниями «ХИМПРОМ», которое было достигнуто «Ойл Энерджи» еще в 2016г.
«Ойл Энерджи» могла бы создать прочный финансовый рычаг для реализации крупных инвестиционных проектов на сумму до 5,8 млрд ₽ в течение 3-4 лет. При этом у компании был резерв для управления рисками в сумме 1,2 млрд ₽ (возмещение НДС). Оставались возможности получить дополнительную региональную поддержку по инфраструктуре, субсидии на новые рабочие места и налоговые преференции на основе ГЧП.
При консервативном сценарии компания могла бы привлечь в акционерный капитал институционального инвестора, при втором варианте «Ойл Энерджи» хватало собственного капитала.
Десятикратный рост бизнеса обеспечивал бы компании переход к стратегии ЛИДЕРСТВА или в крупный бизнес.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СОБСТВЕННИКА
Со слов основателя Д.Зацепина, решение о переходе на социократию было принято в 2018г, когда компания не смогла реализовать стратегию роста. Кол-во сотрудников в этот год выросло на 28%, а выручка компании упала -12% к уровню 2017г.
По итогам перехода на социократию результаты оказались значительно хуже (см диаграммы ниже). Рост численности сотрудников составил +63%, активов на +41% при снижение выручки (в ценах 2017г) и доли рынка более, чем на -30%. Снижение эффективности управления (-39%), неэффективные инвестиции (отрицательный IRR при социократии), снижение конкурентной способности бизнеса. Снижение дивидендов собственника в 3 раза. Линия жизни компании с восходящего тренда сменилась на нисходящий.
Очевиден провал ролей: 1) владельческой (компания-«сирота» при живом «родителе») 2) стратегической - ложные «эволюционные» цели вместо стратегии 3) инвестора – отрицательный IRR при социократии 4) предпринимателя - не преодолен барьер роста и стагнация бизнеса 5) снижение эффективности управленческой роли (-39%).
РАЗРУШЕНИЕ БИРЮЗОВЫХ МИФОВ
Миф1 - эффективность бирюзовых компаний. На практике - существенное падение эффективности «Ойл Энерджи» (флагмана Бирюзовых компаний), снижение качества управления, отрицательные инвестиции, не преодолен барьер роста.
Миф2 - эволюционность бирюзовых компаний. На практике мы видим потерю рынка, тотальное отставание от конкурентов, переход на нисходящий тренд жизненного цикла с рисками превратиться в аутсайдера рынка, доминирование интересов сотрудников над всеми остальными.
Миф 3 - о пользе самоуправления и счастье сотрудников. На практике - низкий рейтинг «Ойл Энерджи» как работодателя в сравнении с традиционными успешными компаниями, средняя заработная плата на 40% ниже целевого конкурента компании «ХИМПРОМ».
Миф 4. Конкуренты – это союзники. Конкуренты, как оказалось, не обеспокоены «эволюционной» целью «Ойл Энерджи», растут и реализуют стратегии лидерства или удержания рынка, обгоняя «Ойл Энерджи» (51 конкурент за 6 лет).
Миф 5: о ненужности контроля и прозрачность в бирюзовых компаниях. На своих треннингах по самоуправлению основатель бизнеса Д.Зацепин представляет неточные данные о собственной компании (заниженные показатели выручки и прибыли на в период до самоуправления, и завышенные показатели – в период внедрения самоуправления, которые не соответствуют данным налоговой отчетности. Возможно, что «химия» цифр связана с отсутствием контроля или с желанием продвижения нового коуч-бизнеса «Здравый смысл», который занимается продажей экскурсий на предприятие «Ойл Энерджи» (вместо его активного развития) и привлечение новых клиентов под социократию.
Предлагаю самим проверить отчетность ГК "Ойл Энерджи" (ссылки вначале публикации выделены синим цветом с подчеркиванием).
Миф 6 - стратегия не нужна и компетенции. Подмена стратегии «эволюционной» целью, отсутствие необходимых компетенций для преодоления барьера роста, потеря части компетенций при переходе на самоуправление.
P.S.
Будем наблюдать за успехами ГК "Ойл Энерджи" и посмотрим ее показатели по итогам 2024г (можно будет проверить в апреле - мае 2025г, после публикации данных налоговой отчетности компании).
Полная публикация анализа о Бирюзового подхода по ссылке: https://dzen.ru/suite/36a03553-cfba-424b-af23-95f45fc69308
Олег Бакун, DBA
Телеграм: https://t.me/cote_competences
Дзен : https://dzen.ru/strategic_andvantage