Мы на Самотлоре
Когда я работал в Нижневартовске главным инженером УБР-2, как техническому руководителю, который отвечает за охрану труда на предприятии, конечно мне было необходимо знать все, что связано с техникой безопасности.
Весной 1971 года я вновь вернулся к производству, в бригаду по освоению скважин. А осенью этого же года, Миннефтепромом и Главтюменнефтегазом было принято решение об увеличении буровых мощностей на Самотлорском месторождении нефти в Нижневартовске.
Самотлорское месторождение - крупнейшее не только в России, но и шестое по величине в мире. Открыто в 1965 году. Его геологические запасы оценены в 7,1 миллиардов тонн нефти, а извлекаемые - в 2,7 миллиарда. Само озеро огромное, занимает 1752 кв. м, глубина почти везде 1,5-2 метра и окружено оно труднопроходимыми болотами.
Промысловиков на Самотлоре ждали большие трудности. В то время мировая нефтяная промышленность вообще не имела опыта эксплуатации месторождений на болоте, к тому же Самотлор был самой северной стройкой того времени. Все достижения в нефтяной индустрии были применимы для средней полосы, поэтому месторождение стало для нас, нефтяников, основной испытательной площадкой, где использовались новые технологии, создавалось специальное промышленное оборудование и техника.
Прежде чем бурить, приходилось строить лежневые дороги, возить тонны песка для отсыпки площадок. Впервые на Самотлоре разработали и внедрили кустовой метод бурения. Чтобы осваивать залежи, находящиеся непосредственно под дном озера и болотами, с одной площадки надо было бурить до десяти наклонно-направленных скважин. Метод требовал хирургической точности. Любой промах мог нарушить сетку разработки месторождения.
2 апреля 1969 года из первой промышленной скважины пошла нефть
Самотлора. Однако, месторождение слабо осваивалось в течение нескольких лет и необходимо было резко изменить ситуацию, в связи с чем ставилась задача значительного увеличения объема буровых работ.
Нашему Урайскому управлению буровых работ было поручено сделать перебазировку действующих буровых бригад на Самотлорское месторождение. Тогда в Урае работали три буровые бригады: Анатолия Дмитриевича Шакшина, Григория Кузьмича Петрова и Сабита Фатиховича Ягафарова. «Три богатыря» - так их у нас называли. Это три наших знаменитых мастера, все в последующем стали Героями социалистического труда.
Вот эти три бригады и начали перебазировку. Первой в октябре уехала бригада Петрова, в начале 1972 года бригада Ягафарова. И, уже летом 1972 года, приехал Шакшин со своей бригадой.
После освоения малодебитных скважин Урая, где нефть приходилось
«собирать буквально по крохам», фонтаны Самотлора показались нам сказочным явлением.
Я попал в Нижневартовск в октябре 1971 года, когда там уже была смонтирована первая буровая установка для нашего управления.
Продолжение следует.
Фото: личный архив Владимира Глебова, Тюменский областной общественный фонд им. Виктора Муравленко.