Это последняя из самых известных пьес Антона Павловича Чехова 1895-96 года. Впервые правильно смогли поставить "Чайку" в театре МХТ, из-за чего символом театра стала чайка. При этом редко в школе проходят эту пьесу - всегда впереди творчества всего "Вишневый сад".
Сюжет: Константин Гаврилович Треплев - сын известной актрисы Ирины Николаевны Аркадиной. Он всегда жил в её тени, старался выбраться из неё, но мать всё равно влияла на его жизнь - и в творчестве, и в любви.
Когда я только прочитала пьесу, среди всех четырёх главных произведений Чехова, она мне показалась наименее интересной. Но так вышло, что я купила билеты на постановку "Чайки" в Театр Роста, в котором Художественным руководителем выступает Нонна Гришаева. И только увидев всё действо на сцене, я поняла, насколько хороша пьеса.
Но сначала про книжный вариант, и смыслы. Нина - соседка Аркадиной и её сына - хочет стать актрисой, но отец и мачеха запрещают. Она играет в пьесе Константина. И именно она здесь ключевой персонаж для нескольких героев.
СПОЙЛЕРЫ: в Нине заинтересовано двое - Константин Треплев и беллетрист Борис Тригорин. Во время игры Нины в пьесе Треплева, Тригорин её замечает. А после их разговора называет Чайкой.
И очень символично, что Треплев подстреливает эту самую чайку (птицу, естественно). Своим поведением после неудачи постановки он отталкивает девушку, а подбирает подстреленную Тригорин и приказывает сделать чучело. От которого вскоре отказывается...
Также, мне кажется, не просто так Чехов написал именно такую пьесу для Константина. Нина будто олицетворяет множество неспасённых и несчастных душ, а Тригорин - красноглазый Сатана.
Основным героем я считаю Константина Треплева - его откровенно жалко; его не понимает и не ценит мать, которая ни в грош не ставит сына, не поддерживает его, не помогает хоть как-то. Хотя и сын бывает манипулирует матерью - у них отношения эмоциональные качели.
Конец очень неожиданный и грустный. Как будто если бы отношения у всех были более открытые, могла бы быть возможность, чтобы закончилось всё хорошо. Но нет, и Чайка улетает.
Спектакль в Театре Роста
Спектакль мне очень понравился. Актёрский состав - хорош, персонажи выпуклы, шутки есть и в действиях героев, и в репликах. Для меня пьеса заиграла новыми красками - она раскрылась своими смыслами. Это правда то произведение, которое стоит именно увидеть, а не прочесть. В первую очередь, конечно, хочется сказать, что Гришаева - шикарна; но именно, как персонаж, мне понравился доктор Евгений Дорн. Почему-то врачи в пьесах Антона Павловича всегда меня притягивают.
4 акт: как говорится, всё гениальное просто - все герои в черном; а нам в начале сказали, что чёрная одежда - траур по жизни. И вот он теперь повсеместный. А у актрисы Нины при этом красная подкладка - то бишь, кровь, которая появилась из-за того, что Чайку подстрелили.
Также в этой интерпретации было взаимодействие со зрительным залом - актёры носились мимо рядов и играли там. Я сидела с краю, и постоянно чувствовала, как мимо меня ходят. Иногда это было так резко, что я подпрыгивала. А ещё я люблю, когда актёры на сцене не боятся взаимодействовать с водой - и тут герои себя обливали ею.
В общем, сама постановка очень хорошая, красивая, талантливая - это тот спектакль, который может показать, что хорошего в серьёзных постановках Антона Павловича Чехова.