Я люблю театр - ходила бы туда чаще, если бы было у меня больше времени. А потому я взяла эту книгу не только из-за сюжета, но и из-за тематики. К сожалению, я не угадала, каков будет сюжет на самом деле, но пусть я не угадала с сюжетом, книга всю равно мне понравилась.
Итак, Джулия Лэмберт - великая актриса английской сцены. Она уже давно не молода, но продолжает блистать и внешне, и на подмостках. И вот, однажды, она встречает юношу, пришедшего работать к ней в театр. И между ними возникает роман.
Несмотря на то, что Джулия Лэмберт откровенная изменщица (а идея измен мне не близка), мне очень понравилась эта героиня - роковая женщина с юморком, знающая себе цену. Она старается молодиться, и выглядит это слегка наивно. А ещё её местами жалко, но иногда ты осуждаешь её за глупости и дурости. И всё же, она шикарна - так и хочется ею восхищаться, несмотря на негативные черты. Играет она не только на сцене, но и в жизни - она убеждает себя, что ей это удобно; но это выматывает эмоционально - героиня просто не может показать свои настоящие чувства, а потому, когда Джулия остаётся наедине с собой, она плачет от невыносимости.
СПОЙЛЕР: Об этом и был обличительный разговор с сыном Роджером - прекрасен; его речь это то, о чем думаешь сам во время чтения. Это одновременно и претензии к Джулии, но в то же время любовь к этой стерве. Хотя в дальнейшем актриса даёт понять нам, что сынок её был не прав. Но на мой взгляд, истина в его словах всё же была.
Её мужа, Майкла Госселина, жалко по-человечески, но к нему при этом относишься ровно - он не особо интересный персонаж, и всё же таланта в его антрепренерстве ему не занимать. Он просто добрый, милый, хоть и не без грешка.
Том Феннел - юный мальчишка, любовник. Он думает, что всё у него схвачено, что он умеет манипулировать (так и Джулия думает, но она-то умеет), но у него недостаточно опыта для этого. Он очень самоуверенный, хочет пробиться в этом мире и готов прибегнуть к всяким мерзопакостям. А потому, он мне наименее близок.
Вообще, в этой истории нет абсолютно положительных героев - герои могут быть хорошими, человечными, но что-то плохонькое они всё равно сделают. Обзовут ли, обманут, подслушают, посплетничают ли, изменят - в этом мире нет хороших. Есть люди.
В начале книги очень много описаний уходит на прошлое Джулии и Майкла - и мне очень понравилась история главных героев, несмотря на то, что одна из них перестала любить второго. При этом некоторые вещи мне было неприятно читать, например, Джулия в начале отношений готова была принизить себя ради Майкла - это ужасно; она лучше него, но всё равно вокруг мужа выстраивает лавры. Благо, её муж трезво смотрел на театральную ситуацию, и отошёл в тень ради неё. Это прям очень мило.
Но, теперь про "основную любовную линию". Изначально, думала, Джулия будет делать первые шаги к Тому, но оказалось, что он сделал первый шаг. Но вот... Любовь и отношения стали для них обоих пыткой - оба хотят их закончить, но в то же время не могут по личным причинам. Вероятно, обоим кажется, что они второму должны, но в то же время находили личную выгоду в них - она чувствовала себя увереннее во время кризиса возраста, а он продвигался по карьерной лестнице.
А что насчёт театра? Во-первых, очень много узнаешь про актеров и постановки 19-20 века. Немного про театральное закулисье - там не рассказывается, как учится текст, проходят репетиции, выбор постановок, создание костюмов и декораций. Но мы видим именно будничную жизнь и разъезды актёров.
Для главной героини иллюзией является вся жизнь, а театральные подмостки - реальность. Из жизни она вылепливает искусство - её игра это отображение "заученных" внутренних эмоций, которые она постепенно вытаскивать из себя. Эта книга про искусство, поиск себя, влияние жизни на искусство и про кризис в этой жизни. Как говорится, весь мир - театр. А театр тут, по сути, жизнь
ФИЛЬМ 1978 ГОДА
В фильме ведётся повествование рассказчиком и самой Джулией Лэмберт. Меня не смущает закадровый текст - в книге роль рассказчика довольно важна, также, как и мысли Джулии, а потому здесь это было более менее в тему.
В целом, мне очень понравилась эта экранизация. Красивые актёры, хорошие декорация, отличная адаптация книги, которая так-то немаленькая. Опустили немногие моменты, но они и так не влияли особо на основной сюжет. Также актёры не были русскоязычными, а потому их пришлось переозвучить - и это отлично сделали.
Единственное, в фильме периодически звучит странноватая музыка.