Вы, конечно, слышали о барокко, классицизме, модерне, неоготике. А вот термины «спациализм», «оп-арт» или «флюксус» вполне могут вызывать недоумение. На самом деле все это – лишь очень немногие течения современного искусства. Какие-то из них наверняка скоро отойдут (или уже отошли) в прошлое, но какие-то, вероятно, задержатся и оставят глубокий след в культуре. Так что ниже познакомимся с некоторыми яркими течениями искусства с 50-х годов и до наших дней. Спойлер: о самых известных, вроде поп-арта, гиперреализма или неофутуризма, речи не будет!
Ташизм
Название течения происходит от французского tache – «пятно», а зародилось оно в середине прошлого века. Ташизм представляет собой разновидность европейского абстракционизма. В нем используют живопись цветными пятнами, которые не создают никакого конкретного образа, а лишь воплощают бессознательную активность художника.
Четкого плана и сюжета нет: автор просто хаотично наносит на холст или другую поверхность пятна, линии, мазки, штрихи. Среди известных представителей – Вольс, Пьер Сулаж, Серж Поляков, Жорж Матьё и Жан Мессажье.
Спациализм
Это направление искусства зародилось в Италии, название происходит от итальянского слова spazio – «пространство». Представители этого течения впитали наследие дадаизма, ташизма и конкретизма. Его ключевая идея в том, что живопись и скульптура – это единый вид искусства, объединяющий цвет, звук, время, пространство и движение.
Основал течение итальянский художник и скульптор Лючио Фонтана. В своей серии картин «Пространственные концепции» он прибегал к нанесению на холст разрывов, разрезов, царапин и сквозных отверстий. Такой подход, согласно Фонтане, обеспечивал выход в окружающее трехмерное пространство из двухмерного полотна и передавал энергию автора.
Чикано
Движение сформировалось в 1960-х годах в США. Название восходит к чикано – латиноамериканскому населению Юго-Запада Соединенных Штатов, освоивших эти земли еще в период испанской колонизации Америки.
В искусстве этого направления сочетается идеология пост-мексиканской революции, мотивы доколумбовского искусства, европейская живопись. В нем находит отображение множество социальных и культурных проблем мексиканцев и американцев. Объединяющие темы искусства чикано – география, миграция, нарушения прав человека, особенно коренных народов Америки, расизм и милитаризация.
Флюксус
Течение зародилось в искусстве конца 50-х – начала 60-х годов, а название пришло из латинского языка и означает «поток жизни». Флюксус был противопоставлен «академическому» и «коммерческому» искусству.
Его цель – слияние в одном потоке разных средств художественного самовыражения. Причем речь отнюдь не только о живописи: флюксус также работает с электронной музыкой, визуальной поэзией, перформансом, инсталляцией, антитеатром и так далее.
Один из ключевых теоретиков этого направления, Кен Фридман, написал статью «12 идей Флюксуса». Все перечислять не будем, но вот некоторые: глобализм, единство искусства и жизни, игра, экспериментализм, простота, музыкальность, специфичность.
Оп-арт (оптическое искусство)
Следующим популярным направлением второй половине XX века стало так называемое оптическое искусство. Его название говорит за себя: в его основе – различные оптические иллюзии, основанные на нашем восприятии плоских и пространственных фигур.
Цель художника – обмануть зрение смотрящего, вызвать ложную реакцию на несуществующий образ, создать конфликт между видимым и фактическим. Среди ярких представителей оп-арта – французский художник и график Виктор Вазарели.
Арте повера
Это интересное течение развилось в 70-х годах в Италии. Название переводится как «бедное искусство». В качестве основного материала для художников выступали всевозможные предметы из повседневной действительности – такие, какие могли быть под рукой всегда, вплоть до всякого хлама и мусора. Подробнее об арте повера – здесь.
Ленд-арт
Название произошло от английского слова land – «земля», «ландшафт». Ленд-арт зародился в США и ставит своей целью непременную связь произведения искусства с природным ландшафтом. Более того, ландшафт должен как бы служить средством создания произведения.
Ленд-арт стал художественным протестом против «пластмассовой эстетики» в США во второй половине прошлого века. Самый известный представитель – художник Роберт Смитсон. Созданная им в 1970 году «Спиральная дамба» признана многими иконой ленд-арта.
Апроприация
Это не совсем течение, скорее явление. Но в мире современного искусства оно распространено настолько широко, что о нем просто нельзя не упомянуть. Апроприация – это использование в своих произведениях искусства реальных предметов или даже чужих произведений искусства.
Практика зародилась еще в работах кубистов и Пикассо, а также французского художника Марселя Дюшана. Ее продолжили сюрреалисты, в частности Сальвадор Дали («Лобстер-телефон»), а затем подтянулись и представители поп-арта. А в 1980-х годах художница Шерри Ливайн открыто использовала в своих работах произведения других художников, например Клода Моне и Казимира Малевича. И сейчас это явление встречается повсеместно. Многие интернет-мемы – тоже форма апроприации.
Массюрреализм
Основателем направления и автором названия считается американский художник Джеймс Сихейфер. Массюрреализм является своеобразным продолжением и вариантом развития привычного сюрреализма, но сюрреализма, на который повлияли современные технологии и средства массовой информации, а также искусство поп-арта.
А началось с того, что Джеймс Сихейфер стал создавать работы с использованием обычной тележки для покупок из супермаркетов, которая ассоциировалась у него с массовым потреблением американцев, продвигаемым средствами массмедиа. Тележку он дополнял коллажами из цветных ксерокопий и краски.
После Сихейфера экспериментировать с сочетанием цифрового и традиционного искусства начали и другие художники: Алан Кинг, Чип Саймонс, Мелания Мария Кройцхоф.
Девиантное искусство
Течение выросло в конце XX века из сюрреализма, постмодернизма и поп-арта. Для него характерно широкое применение компьютерной графики, а также апроприация и переработка известных образов – от произведений искусства до реальных или вымышленных персонажей.
Представители девиантного искусства нередко используют карикатурные образы политиков (Джорджа Буша, Че Гевары, Обамы), обращаются к фигуре Большого Брата как символа тоталитаризма, к пропагандистским плакатам, рекламе, известным произведениям искусства и так далее.
Пост-интернет искусство
Сложно не согласиться, что в последние годы искусство из мира материального все больше переходит в мир виртуальный. Нейросети, создающие удивительные картины, совершенствование видеоигр, виртуальные туры по музеям и галереям: для приобщения к искусству уже не нужно даже выходить из дома.
Но пост-интернет искусство – это как раз о противоположном. Оно ставит целью переход искусства из онлайн-формата обратно, в реальный, материальный мир. Представители этого направления – это художники, родившиеся после 1989 года – то есть после появления Всемирной паутины. Они создают реальные объекты (инсталляции, фото, видео, живопись), но используя для этого онлайн-технологии. Их произведения могут взаимодействовать и с онлайн- и с офлайн-форматами.
________________________
Спасибо за внимание! :) Больше интересного об искусстве – в этой подборке