Найти в Дзене
Кирилл Вишнепольский

Как одевался Наполеон и почему это так смешно

Наполеон достиг высочайшего личного успеха, и до сих пор пользуется известной славой (хоть и принёс немало бед людям). Этих высот он достиг сам, шаг за шагом, год за годом — ежедневно совершая обдуманные поступки и рассылая окружающему миру понятные сигналы на всех уровнях коммуникации.

Например, он очень неслучайно одевался.

Бурнус Наполеона Бонапарта, захвачен майором Ойгеном фон Келлером 18 июня 1815 года недалеко от штаб-квартиры Наполеона в Ле-Кайю © Британская Королевская коллекция
Бурнус Наполеона Бонапарта, захвачен майором Ойгеном фон Келлером 18 июня 1815 года недалеко от штаб-квартиры Наполеона в Ле-Кайю © Британская Королевская коллекция

Вот его бурнус — шерстяной плащ в арабском стиле. Предмет вышит серебряными нитями, с подкладкой из шёлковой парчи, вытканной розовыми розами. Это как бы напоминание о Египетском походе узурпатора (1798-1801) — который в целом провалился, зато обеспечил богатую добычу из фараонских древностей и запустил в Европе моду на всё восточное.

Дизайнерский успех той военной кампании и подчеркнул Бонапарт, включив столь громоздкую вещь в свой гардероб.

-2

Моя личная оценка: это PR-провал. Кутюрье двора для увесистости вклинили имперского орла в розочки: мол, и на пустоту египетской кампании тоже опирались наши крылья, когда мы поднимались к Империи. И как итог — излишнее наслоение смыслов: штандарт Великой армии, парча, розы, серебряные нити, немолодой мужчина ростом в 169 см... Нелепость как она есть. Торт «Наполеон» во всех значениях.

Может, потому и не носил Буонапарте этот стог роскоши особо часто. И бросил его в обозе, когда после разгрома при Ватерлоо бежал в Париж налегке.

-3

Мне это напомнило, как я (недолго) служил пиарщиком при одном русском цифровом миллиардере. Тот продвигал тему «белых хакеров» (которые тоже ломают системы, но в позитивных целях) и потому везде-везде ходил в одной (заметной издалека) белой курточке с чёрными пуговицами. Посылал сигнал.

Случился тогда у нас аутинг в глэмпинге на Волге, проводили мы стратсессию (произнес сейчас эту фразу вслух — и аж губы заболели). Наш доморощенный евангелист прилетел на вертолёте. Приземлился в дальнем углу заливного луга и шёл к восторженному коллективу прямо через (чрез!) эти травы, расходящиеся волнами от винта. И потоки воздуха трепали его кудри, и топорщилась белая курточка.

Я уволился в течение часа.

... простите, отвлёкся. Итак, Наполеон и его галантерея. Аскетичный серый редингот, не чета бурнусу, в образе императора вполне прижился и сопровождает его на многих картинах.

Редингот, принадлежал Наполеону Бонапарту. Франция, шерсть, до 1815 года © Лувр
Редингот, принадлежал Наполеону Бонапарту. Франция, шерсть, до 1815 года © Лувр

Вообще-то, редингот (фр. redingote, искажённое от англ. riding-coat) — это костюм для занятий верховой ездой. А Бонапарт в нём просто жил с утра до вечера. Ну точно как наш Хирург, предводитель байкеров, который даже в Кремль к президенту пришел в косухе с цепями. Простите, часть образа, без него никак.

Ну а поверх редингота у Наполеона на картинах, как правило — его знаменитая «маленькая шляпа»: темный бикорн (двууголка), 44-47 см в длину и 24-26 см в высоту. Фасон petit chapeau менялся от сезона к сезону — Императорский костюмерный отдел закупал у шляпника Пупара комплект из четырёх бикорнов раз в три года. Но всегда Бонапарт нёс свою шляпу в позиции «по-боевому» (en bataille, параллельно плечам), а не «в колонне» (en colonne, перпендикулярно плечам). И всегда — без форменного плюмажа.

Потому что императорам не нужен плюмаж.

«Восемь ступеней карьеры Наполеона», литография, 1837 г. Британский музей
«Восемь ступеней карьеры Наполеона», литография, 1837 г. Британский музей

Он опять покрыл себя посланиями, как Вассерман — карманами.

И почему это так смешно? Обратите внимание на историю в фотографиях ниже.

А смешно это всё, потому что: ты одевайся-не одевайся, хочешь — рассылай сигналы. Да хоть молитвы вешай на дверных косяках.

И медали по итогам своих планов можешь печатать, пожалуйста.

Медаль «Французский орел на Волге», Парижский монетный двор, серебро, 1812 г. © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Медаль «Французский орел на Волге», Парижский монетный двор, серебро, 1812 г. © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

А если ты явишься в Россию с мечом, то чуть позже ты будешь бежать отсюда без оглядки, побросав манатки. И даже свою любимую раскладушку ты оставишь. И тарелки, и бритву.

Вот, пожалуйста, по описи:

Походная кровать Наполеона из стальных полых трубок, соединенных шарнирами. Размер 112×185×87,5 см, сделана придворным слесарем Мари-Жан Десушэмастером в 1810 г.

Кровать походная складная, принадлежала Наполеону I. Франция, , сталь, бронза, ковка, полировка, литье, золочение. © ГИМ
Кровать походная складная, принадлежала Наполеону I. Франция, , сталь, бронза, ковка, полировка, литье, золочение. © ГИМ

... его поцарапанные серебряные тарелки из походного сервиза, мастер Мартин Бьенне, 1809 г.

Тарелка императора Наполеона I, серебро, резьба, диаметр 21 см © ГИМ
Тарелка императора Наполеона I, серебро, резьба, диаметр 21 см © ГИМ

... и его опасные бритвы.

«Сiи бритвы отбиты въ обозѣ, принадлежащiм императору Наполеону при березинѣ», — написано на внутренней стороне крышки футляра.

Всё это — экспонаты Государственного Исторического музея в Москве. 19 октября 1812 года Наполеон Бонапарт навсегда оставил нашу древнюю столицу в покое и съехал по месту постоянной регистрации. Таявшая на глазах Великая армия по приказу императора двинулась восвояси по Старой Калужской дороге.

Потому что Москва меняет человека, я по себе знаю.

Слева: «Наполеон I», начало 1810-х гг., Франсуа Жерар © Музеи Московского Кремля Справа: «На морозе (Наполеон в зимней одежде)», Василий Верещагин, 1900 г. © ГИМ
Слева: «Наполеон I», начало 1810-х гг., Франсуа Жерар © Музеи Московского Кремля Справа: «На морозе (Наполеон в зимней одежде)», Василий Верещагин, 1900 г. © ГИМ