Найти тему
Бокстранс

Как работают светофоры на железной дороге, что означают их сигналы и почему поезда не стоят на светофорах, как это делают автомобили?

Оглавление

Всем привет!

Я думаю всем знакома такая ситуация: вы едете на машине или автобусе, опаздываете на работу в театр или куда-либо еще, и вдруг видите красный свет на транспортном светофоре, который к тому же длится 90 или даже 120 секунд (то есть 1.5 и 2 минуты)!

Но тем не менее вы вряд ли замечали, чтобы на светофорах стояли электрички или пассажирские поезда. В этой статье мы разберемся почему так происходит.

Перед началом этой статьи предупрежу, что в ней вам часто будет встречаться термин «Блок-участок».

Блок-участок – это участок рельсового пути длинной от 1.0 до 2.6 километров.

Сигналы

Помимо привычных нам цветов – красного, зеленого и желтого, на железнодорожных светофорах существуют еще и синий и белый (сигналы на маневровых светофорах), но о них мы поговорим в другой раз.

Итак, зеленый сигнал светофора означает, что впереди свободны 2 или более блок-участка, и соответственно можно проследовать светофор со скоростью установленной дежурным по станции или поездным диспетчером.

Желтый сигнал светофора означает, что впереди свободен один следующий блок-участок и можно проследовать участок без остановки, но с уменьшенной скоростью.

Красный сигнал светофора означает, что следующий блок-участок занят поездом и обязывает машиниста применить срочные меры по остановке состава.

А как семафор узнает занят блок-участок или нет?

Принцип работы светофора таков: светофор заканчивающий блок-участок (для простоты назовем его Б) посылает по рельсам (а они как известно сделаны из металла и проводят электричество) электрический импульс к светофору в начале блок-участка (семафору А). Семафор А улавливает этот импульс и переключает свой сигнал с красного на зеленый.

Однако если на блок участке между светофорами А и Б (назовем его С) находится поезд, вагон или локомотив, то электрический импульс от светофора Б встречает на пути препятствие – колесную пару поезда, (а она тоже сделана из металла) то импульс переходит на одно колесо поезда, а затем по оси переходит на другое колесо, с него на рельс, а дальше возвращается в светофору Б. Соответственно электрический импульс не доходит до светофора А, светофор А его не получает и не переключает сигнал на зеленый.

Так почему поезда так редко стоят на светофорах?

Дело в том, что поезда редко ездят так же часто, как автомобили, и соответственно блок-участки заняты поездами гораздо реже чем дороги автомобилями.

Вот какие пробки на автодорогах в то время, как на жд электрички ходят раз в пол часа.
Вот какие пробки на автодорогах в то время, как на жд электрички ходят раз в пол часа.
На этом всё!
Очень надеюсь, что эта статья была для вас интересной и полезной.
Также рекомендую подписаться на мой Телеграмм канал (ссылка в шапке профиля)
Всем пока!