Найти тему

Как платок превращается в море: роль неструктурированного материала в детской игре

Автор статьи: Надежда Степановна Королева, воспитатель ГБДОУ детский сад 136 Выборгского района Санкт-Петербурга.

Исследовать мир органами чувств - дар, данный нам от рождения. Он свойственен всему животному миру. Но в отличие от животных, у человека взаимодействие с предметами не ограничивается простым манипулированием. Чем неопределеннее предмет, чем меньше в нем изначально заданных свойств, тем больший интерес он представляет для ребенка.

… Шишечки, камешки, крупы, ракушки аккуратно выставлены на полочках почти в каждой группе. Но редко увидишь, чтобы рядом с ними кипела настоящая детская жизнь. Не специально организованная воспитателем, а та, что возникает исключительно из детского любопытства, не оформленного в жесткие каркасы четких формулировок. Это те самые неясные, или диффузные знания, ценность которых особенно понимал выдающийся исследователь детского экспериментирования Н.Н. Поддьяков. «Где все ясно, не над чем думать», - писал он.

Отчего же тогда его не особенно жалуют педагоги? На мой взгляд, причин несколько. Одна из них - нежелание портить внешний вид помещения разным «мусором». Вот только один пример.

Прежде в нашей группе раннего возраста все костюмы, платочки, шарфы, юбочки были аккуратно развешаны на плечиках. Подходит двухлетний малыш к вешалке, и ты бежишь вслед за ним: сам ребенок снять костюм с плечиков не может, повесить обратно тоже. Зато поранить себя - запросто. Идею свалить в одну кучу весь тканевый материал подсказало посещение детской библиотеки в далеком австралийском городе Мельбурне со своими внуками. Прямо с порога библиотеки двухлетняя внучка направилась не к книгам, а к большой корзине на полу с разными костюмами и тряпочками. Через некоторое время к играм в переодевание присоединился и ее десятилетний брат.

В общем, после увиденного в Австралии в группе нашего детского сада появился большой контейнер с нашими любимыми платками, палантинами, шарфиками, костюмами ... И нам, взрослым спокойнее стало, и детям вольготнее. Хотя, что греха таить, повешенные на плечиках костюмы выглядят куда привлекательнее тех, что свалены в корзину. Привлекательнее для кого? Для взрослых или для детей? Оказывается, красота «по-взрослому» и красота «по-детски» - это не только две большие разницы, это разная философия. И как только взрослый ее примет, все это тряпье начинает разговаривать на языке игры. Прозрачный шифоновый палантин с морским пейзажем превращается в волны. Но самая любимая игра у наших детей – прятки. Накрываю палантином детей, а потом спрашиваю: «Кто там?» Дети радостно: «Егор!», «Лёша!», «Вера!» ... Что даёт такая игра? Чувство общности, а у спрятавшегося - сознание своей значимости: меня знают, мне рады. Ну и лишний раз произнести слово для нас – тоже большое дело.

А на днях совершенно спонтанно (но в каждой спонтанности своя закономерность) после дневного сна дети устроили себе ещё один ... сон. На полу. Одеялами им служили платки и палантины, а подушками мягкие кожаные кубы от большого конструктора. Но какой же сон без «засыпательной» песенки? Это у нас почти ежедневный ритуал. Попросили и тут спеть. Незатейливое мое пение вызвало ещё больший интерес к игре даже у «наблюдателей», тех, кто со стороны наблюдал за происходящим.

-2

Невольно подумалось: интересно, развернулась бы игра так же, если бы вместо платков в руках детей были пластмассовые игрушки? Не знаю. Знаю только, что ткань - тот материал, который предлагает и предполагает невероятное количество превращений, трансформаций. А в любом превращении задействовано воображение, а через него выход в творчество.

А как органично вписалось в игровую деятельность художественное слово - колыбельные песенки на стихи Ирины Пивоваровой, Гайды Лагздынь, Ирины Токмаковой. Вот вам и обычная корзина с тряпками. И совсем, оказывается, необычная, а почти волшебная.

Итак, возможность трансформации – одно из главных достоинств неструктурированного материала.

Но оно же нередко выступает своеобразным «нарушителем» порядка и дисциплины. Это снова к вопросу о причинах непопулярности неструктурированного материала у педагогов. У готовой игрушки или дидактической настольной игры набор действий задан и регулируется правилами. Совсем иное дело картонная коробка или трубка. И то, и другое можно и на голову надеть, и, как бинокль, к глазам приставить, и превратить в слоновий хобот. Однажды так и произошло. Подставили мои малыши длинные картонные коробки ко рту и ну трубить в них. Громко-громко. Первый мой порыв, честно скажу, – прекратить непонятную шумную игру. Но что-то подсказывало, что это не простая бессмысленная забава. Выдержав паузу, спрашиваю:

- Вы кто?

- Соны! Соны!

- Кто? Кто?

Наконец догадываюсь: слоны.

И мои «слоны» в ответ, что их правильно поняли, ещё громче загудели. Но их «слоновье» гудение почему-то уже не раздражало, а радовало.

Картонный «разнокалиберный хлам» может до поры до времени лежать «мертвым грузом». Но стоит одному ребенку начать действовать с ним, как тут же, как по цепочке, включаются другие. Кто-то копирует действия товарища, кто-то придумывает своё. Идёт процесс взаимного обучения. Без участия взрослого. Но обязательно через пробные действия.

Неструктурированный материал в этом смысле предоставляет благодатную почву. В нем изначально заложен эффект неопределенности.

«Что это? – спрашиваю детей, показывая им красную полипропиленовую гофрированную трубу, которую подобрала прямо на улице по дороге в детский сад. «Шланг», - отвечает один из малышей. Остальные молча пожали плечами.

А дальше мои маленькие исследователи начали пробовать эту самую трубу «на цвет и вкус» и даже махать ею из стороны в сторону. В какой-то момент мелькнула предательская мысль: может, убрать от греха подальше? Но выждала время, и интерес к маханию сам собой быстро угас.

Он сменился другим – прокатыванием предметов через трубу. Один ребенок держал трубу вертикально, другой запускал туда шары. Вначале попробовали прокатить большой пластмассовый шар. Он не хотел пролезать в отверстие трубы. Будь ребенок постарше, он, посмотрев на этот шар, сразу без пробного действия понял бы, что он слишком велик, чтобы пролезть в отверстие трубы. У трехлетних малышей, а многим из них нет и трех, визуальная соотнесенность разных объектов по величине отсутствует, им надо обязательно испытать.

После шариков настал черед вагончикам от железной дороги. В первый день запускали их по одному, на следующий сразу несколько. Наблюдали, выдержит магнитное сцепление скорость движения или нет. Выдержало. Вагончики выезжали из трубы не расцепленными.

-3

Железнодорожные вагончики подсказали одному малышу еще одну идею – сделать из трубы тоннель. Ярко-красный цвет трубы эффектно выделялся на фоне светло-серого железнодорожного полотна. Но конструкция оказалась неустойчивой: все время заваливалась набок. Что ж, неудачный опыт – тоже опыт. А сколько он потребовал от ребенка сил, настойчивости, терпения! Как опровергает устоявшиеся стереотипы по поводу детской неусидчивости.

-4

Однажды пришлось наблюдать, как два трехлетних малыша, сплюснув длинную картонную коробку, в течение 20 минут, а может, и дольше проталкивали кусок картона в щель между полом и стеллажом. Картон упорно не хотел пролезать, тогда дети принесли щетку с длинной ручкой и с ее помощью продолжали проталкивать картон.

-5

Зачем?
Просто так.
Но ведь не бессмысленны же были их действия?
Разумеется.

Дети боролись с сопротивлением материала, который никак не хотел влезать в щель. И они одержали в этой борьбе победу. Для этого им пришлось проявить
изобретательность. Они трансформировали предмет, превратив большую объемную коробку в тонкий лист картона. И этот лист, в чем они убедились, приобрел совершенно иные свойства. И они начали эти свойства исследовать.

Догадался бы взрослый специально поставить перед детьми такого рода задачи? Едва ли. А вот когда дети сами их ставят перед собой и пытаются решить, их мотивация к действию становится намного сильнее.

А какова роль взрослого во всем этом? Детям раннего возраста (и не только раннего) иногда можно и нужно показать, как использовать неструктурированный материал. Но не с целью «сделай так же».

Помнится, одну из коробок, накрыв платочком, я превратила в стол для чаепития.
«Превращение» - ключевое здесь слово, отсылаемое одновременно детей в мир воображаемого и настоящего. Коробка из-под обуви долгое время использовалась у нас в группе как ящик, в котором сидела Змея, одна из героинь крошечной истории Даниила Хармса «Храбрый Ёж», толстый зеленый спортивный жгут как раз и был той самой Змеей.

Если суммировать все выше сказанное, можно назвать наиболее существенные качества личности, которые формируются в ребенке в процессе взаимодействия с неструктурированным материалом.

  • Креативное мышление, нестандартное, требующее воображения.
  • Чувство общности, соучастия. Даже самый что не на есть ребенок-интроверт, вынужден обращаться за помощью к другому, когда не может справиться с задачей, которую задает ему неструктурированный материал.
  • Наконец, само по себе «сенсорное общение» - благо для ребенка, нормальный, естественный путь его вхождения в культуру общества. А недостаток «сенсорной пищи», напротив приводит к серьезным последствиям, о чем предупреждал выдающийся психолог А.Н. Леонтьев: «… исторически возникшее отделение внутренней деятельности и практической порождает не только односторонность развития личности, но может вести к психологическому разладу, к расщеплению личности на две ее посторонние друг другу сферы – сферу ее проявления в реальной жизни и сферу ее проявления в жизни, которая существует иллюзорно, только в аутистическом мышлении» (А.Н. Леонтьев, из кн. «Деятельность, сознание, личность»).
Так что, стоит посмотреть на те же шишки, ракушки, камешки еще и как на источник психологической устойчивости личности, что приобретает особую актуальность в наше время, когда год от года растёт количество детей с нарушением аутистического спектра.

-6

Благодарим автора статьи – Надежду Степановну Королеву. Надежда Степановна закончила Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского по специальности «филология». Большая часть профессиональной деятельности связана с журналистикой в областных СМИ г. Кирова. Небольшой период (5 лет) - с работой в качестве учителя русского языка и литературы в одной из кировских школ. С 2008 г. и по сей день Надежда Степановна – воспитатель на группе раннего возраста.

Кроме того, Надежда Степановна – победитель Международного конкурса им. Л. Выготского, участник Летней школы Университета детства (2020 г.). Магистр Московского городского педагогического университета.