Преднамеренное или фиктивное банкротство бизнеса либо физлица – преступление для России не редкое. Соблазн умыкнуть у партнеров или у государства сотню-другую миллионов часто оказывается сильнее, чем страх перед наказанием. К тому же, при известной ловкости и везении, лжебанкрот может годами водить за нос своих кредиторов, и даже остаться при прикарманенных деньгах. Именно на это, похоже, рассчитывает малоизвестный иркутский бизнесмен Александр Калимуллин – бенефициар ООО «Арктика», которая с 2008 года работала на рынке мелкооптовой алкоторговли, а потом ушла, по видимому, в управляемое банкротство. Но «дело Калимуллина» оказалось настолько вызывающим, что теперь из арбитражного может вырасти в уголовное – с перспективами хорошего срока лишения свободы.
Предыстория
Иркутская компания «Арктика» была создана в феврале 2008 года, и поначалу ее единственным участником был Александр Калимуллин. Однако не прошло и года, как он почему-то решил «уйти с радаров». В декабре того же 2008 года Калимуллин продал 100% доли в «Арктике» гражданке Олесе Поповой. Как выяснилось гораздо позже, Олеся была человеком не чужим: она оказалась дочкой жены Калимуллина Ольги Ткачук. В 2015-м году произошла еще одна смена: новым учредителем «Арктики» стал близкий знакомый Калимуллина Евгений Аюпов. Он оставался им до начала банкротства компании, запущенного в 2019 году.
«Арктика», будучи мелкооптовым торговцем, получала алкоголь от крупных ликеро-водочных заводов на реализацию, то есть рассчитывалась с поставщиками по факту продаж. Такая схема обычна для алкобизнеса, но рискованна в том случае, если в какой-то момент некий партнер-покупатель вдруг решит поставщиков кинуть.
Уже после начала банкротства, с конца 2019 года, возмущенные кредиторы «Арктики» в лице компании ООО «Градус» вскрыли и представили суду схемы, которыми пользовался ловкий Калимуллин. К банкротству «Арктики» он, как выяснилось, подготовился за несколько лет и по нескольким «фронтам».
Псевдоаренда и щедрая переуступка долга
Сначала с баланса ООО «Арктика» «ушли» все крупные объекты недвижимого имущества: 7 зданий и 3 земельных участка. Все они были проданы Калимуллину по договорам купли-продажи в 2012-2014 гг., а после этого тот сдавал их в аренду… той же «Арктике». Зачем? Знающие люди догадались: «Арктика» за эту аренду часто не платила, а только наращивала кредиторскую задолженность перед своим бенефициаром Калимуллиным.
Вторым «смелым шагом» стал договор цессии – переуступки прав требования долга. Эта схема позволила ускорить процесс фиктивного банкротства.
По договору цессии «Арктика» в феврале 2019 года купила долги еще одной безвестной ООО-шки – «Фирма «Паллада» – перед алкогольной компанией-поставщиком ООО «КВЗ». Долг был ничтожным по меркам бизнеса – 382 тысячи рублей. Но на бумаге, как можно полагать, «Арктика» приобрела его у «Паллады» … в 89 раз дороже – за 34 миллиона рублей. Откуда такая щедрость? Секрет прост: «Паллада» видится во всех смыслах родственной структурой Калимуллина. Дело в том, что его приемная дочка – вышеупомянутая Олеся Попова – вплоть до сентября 2018 года владела 99,9% долей ООО «Фирма «Паллада».
А что же суд?
В итоге, благодаря «семейному схематозу» Калимуллина и его близких, «Арктика» годами успешно бегает от добросовестных кредиторов. Среди кредиторов, кстати, не только оптовые партнеры-поставщики, но и могущественное ПАО Сбербанк, которое имело неосторожность прокредитовать «Арктику» в 2018-м году.
Более 50% всей своей «кредиторки» «Арктика» завела как бы на саму себя – благодаря тому самому липовому договору цессии с дружественной «Палладой», о которой сказано выше. Незачем добавлять, что и сама «Фирма «Паллада» ушла в банкротство – сразу после этой дружеской сделки. И благодаря этому «Арктика» может затягивать процедуры банкротства , попутно заморачивая арбитражных судей сразу в трех инстанциях.
Это только в сказке «обещанного три года ждут». А слушания по искам кредиторов против «Арктики» длятся уже почти 5 лет – с ноября 2019 года процесс ходит по кругу то в АС Иркутской области, то в 4 арбитражном апелляционном суде (Чита), то в АС Восточно-Сибирского округа (Иркутск).
Выход на «уголовку»?
Шансы у добросовестных кредиторов из «Градуса», ПАО Сбербанк и других структур подкрепляются тем, что над самим Калимуллиным и некоторыми его партнерами нависла новая угроза. Арбитражная тяжба с кредиторами может перейти в уголовную плоскость – по статье 196 УК РФ «Преднамеренное банкротство», которая предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 7 лет.
Сейчас в ГУ МВД России Иркутской области идет проверка фактов, изложенных в заявлении юристов ООО «Градус». Оно было направлено в ГУ МВД 8 октября. Как утверждают источники, знакомые с содержанием этого письма, схемы преднамеренного банкротства «Арктики» там изложены максимально подробно и убедительно.
Возможно, сотрудники МВД смогу разобраться в схемах Калимуллина быстрее, чем арбитражные суды за последние 5 лет, и кредиторы «Арктики» сумеют отвоевать хотя бы часть своих законных средств.