Продолжаю рассказ о небольшом осеннем путешествии по Выборгскому заливу. Первая часть тут.
Кусочек воспоминаний о 80-х
После острова Ракосаари наш путь продолжился по направлению к острову Вихревой. И тут у меня снова накатили ностальгические воспоминания.
Вот под этим мостом я ни разу не проходил на моторе, только на байдарке, и всегда в противоположном направлении. Это был завершающий кусочек нашего традиционного весеннего байдарочного похода из озера Пионерское на Выборгский залив, про который у меня есть отдельная статья с фотографиями моей молодости. К сожалению вида этого моста не сохранилось, он был отремонтирован в конце 90-х. А вот железнодорожный мост практически без изменений. Только на фото он, увы, не в фокусе.
Мы шли на байдарках от устья Гороховки в Поповскую бухту. Теперь же наш путь пролегал в прямо противоположном направлении.
Я помню, что даже на байдарке тут надо было идти аккуратно, акватория довольно мелководная и изобилует камнями. С времен , когда батарея на острове Ракосаари была актуальной защитой от кораблей сильно изменилась водная обстановка. И я с удовольствием и легкой грустью узнавал места, мимо которых проходил в молодости, а они почти не изменились, для природы 40 лет - не очень значимый период. Как были лес и камни, так они есть и сейчас.
Путь наш лежал, однако, мимо Гороховки, и мимо главного загрязнителя Выборгского залива - ЦБК Советский.
Кстати, возле ЦБК находится пожалуй самое узкое место фарватера, с которым у меня связано не очень приятное воспоминание о собственной недальновидности и безалаберности.
Дело было в середине девяностых, когда я часто приезжал на Выборгский залив во вторую Пихтовую бухту. Летом ездили туда семьей на выходные, выезжая в субботу на первой электричке и пересаживаясь на дизель до Высоцка. Там до станции Пихтовая, и пешком три километра до места нашей постоянной стоянки (маршрут зелеными точками от одной большой красной точки до другой) А осенью, в сентябре я бывало срывался на один день, без ночевки, приезжая утренним дизелем, и возвращаясь вечерним. Их и было то всего два в расписании. Цель такой однодневной поездки была комплексная. Во-первых к берегу подходил лещ, и его можно было усспешно ловить на обычную поплавочную удочку, во-вторых, по пути всегда удавалось набрать корзинку грибов.
Вот и в тот , запомнившийся раз, я также с удочкой и корзинкой приехал с утра, дошел до своего любимого места, но половить толком не удалось. Поймал пару приличных подлещиков, а потом меня прогнал разгулявшийся ветер. Оставив рыбалку , я решил пройтись не по привычному маршруту, поскольку времени до дизеля было больше трех часов, а по береговой линии. Причем у меня с собой не было ни то что навигатора (их не было в принципе), не было телефона (да, это были те еще времена), и не было даже карты. Была только уверенность, что по береговой линии я должен выйти к железной дороге. Ведь это же остров. То есть часть суши со всех сторон окруженная водой. Ну а если железная дорога пересекает эту часть суши в одном месте, то двигаясь по периметру, я рано или поздно приду куда надо. Так я рассуждал, не помня, какие извилины выкидывает там береговая линия. И мой примерный маршрут нарисован тоже на картинке.В результате вместо 3 километров, пришлось пройти больше пятнадцати, причем, если первые несколько кило я шел неспешно, собирая грибы, то потом, набрав корзинку я решил ускориться, но увы. Сама идея была неверной. Наконец я вышел на даже на дорогу, что б идти быстрее, но дорога меня привела к тому самому "самому узкому месту", и я с грустью посмотрел на виднеющиеся на расстоянии около 100 метров сооружения причалов Советского комбината, и пошлепал обратно по дороге, уже понимая, что дизель мне не светит.А ночевать придется или на станции, или, если доеду до Выборга на попутках, то на вокзале. В общем, так и случилось. Вместе с какими-то строителями служебной развозкой я доехал до Советского, там успел на последний автобус в Выборг, но ... последняя электричка на Питер уже ушла.
Хорошо на вокзале был междугородний телефон автомат, удалось позвонить домой, предупредив, что бы не волновались. Вот эта история и вспомнилась мне, когда мы шли мимо узостей острова Высоцкий.
А потом думать уже пришлось о другом. Мы вышли на открытый простор, и даже небольшой встречный ветерок, примерно 4-6 метров в секунду мгновенно нагнал волну, против которой в принципе идти было можно, но так как я сидел почти на носу лодку, то меня неслабо подкидывало, так, что был риск даже вылететь, чего мне совершенно не хотелось. Пересадка ближе к рулевому тут же меняла баланс лодки и не удавалось выйти на глисс. В поисках компромисса и прошла часть пути до острова Вихревой.
Остров Вихревой
Остров Вихревой находится напротив окончания полуострова Киперорт, и вот он то на самом деле является ключом к Выборгскому заливу.
Южнее и западнее от него - открытое море. Точнее, конечно же все тот же Финский залив Балтийского моря, но уже в одной из своих самых широких частей. И это делает берега острова очень разными. Мы причалили со стороны Выборга, где находится более-менее удобная песчаная бухта, правда тоже с многочисленными камнями.
Центр острова - высокий, скалистый, поросший невысоким сосновым лесом. Я вспоминаю прошлый поход по заливу, и визит на остров Овчинный, где были не менее ожесточенные бои, чем на Вихревом, и в прошлом блоге есть историческое фото Овчинного после штурма его в 44 году. Уверен, что здесь было примерно тоже самое.
Павел в двух словах обрисовал общую обстановку, и задал направление движения.
Берег нас встретил уютным подлеском, в котором, правда, сохранились следы военных сооружений.
Перешли тропой через скалу, с которой открывался чудесный вид на море
И здесь мы "потеряли" одного участника экспедиции. Тимофей просто уселся на краю скалы и никуда не стал уходить. Впрочем, я его понимаю, помедитировать в таком месте - очень сильная практика.
Ну а нас Паша повел дальше, смотреть достопримечательности острова и знакомить с его историей.
А история действительно крайне драматичная. Остров, защищающий проход к Выборгу с моря штурмовался дважды в 1940 году и в 1944-ом. Каково было штурмовать остров, к которому сложно подойти с моря даже не очень просто представить. Вся береговая линия с морской стороны представляла собой сплошную линию обороны. Поскольку берег гранитный, то вырыть в нем окопы не представлялось возможным.Зато по всей береговой линии сложен гранитный бруствер. Местами уже подразвалившийся, местами как новый.
А перед этим гранитным бруствером, куда ни глянь, ровный каменный берег с тем или иным количеством камней.
Кстати, ровные, геометрически правильные блоки - это остатки еще со шведских времен. Шведы на этом острове рубили гранит для всяческих островных нужд.
А встречались и просто камни, естественного происхождения.
Представил, каково было десанту сюда высаживаться, и даже стало как-то неуютно. И это там, где практически ровный берег. А были места, где разного размера камни были навалены так, что проблемой становилось по ним пройти. Я даже тихо материл Пашу, убежавшегодалеко по береговой линии. Увы, скакать козлом по камням - это уже для меня совсем негодный вид спорта. И раз уж я безнадежно отстал от компании, то я просто любовался пейзажем и накатывающимися волнами.
Небольшое время посвятил даже тому, что бы поймать момент как волна красиво разбивается в прибрежных камнях.
Картина набегающих волн была такая умиротворяющая, что я даже снял небольшой ролик.
О, наконец то удалось вставить ролик в публикацию!
Местами попадались и мирные свидетельства присутствия в этих местах человека.
Так называемые "домики троллей" , которых полно видел по дороге в Карелию. Любят их строить туристы. Про себя я уже начал жалеть, что не остался с Тимофеем медитировать на скале. Уже больше часа продолжалась прогулка. И меня начали посещать нехорошие мысли о расправе над Пашей, если он не покажет какую-нибудь короткую дорогу к лодкам, оставленным на противоположном берегу. Но вернувшийся Павел, не подозревая о нависшей над ним угрозе, предложил возвращаться той же дорогой.
Я снова отстал от коллектива. Ну да, после июльско-августовских заморочек с ногой я стал гораздо хуже ходить по пересеченной местности. Оставшись опять в одиночестве, решил взять курс на наблюдательную вышку, сохранившуюся с войны. И расположенную на господствующей высоте, благо к ней была неплохая тропа . Естественно к вышке вышел, и оказалось, что я обогнал остальных экспедиционеров, отправившихся смотреть орудийные позиции.
Как я это узнал, да очень просто - от них самих, вышедших к вышке чуть позже меня. Сначала показался торопыга-Павел, а потом и остальные участники.
Рядом с вышкой снова развалины, видимо КП (командного пункта).
Присели возле них отдохнуть.
А самый неугомонный - Алексей, полез на вышку, соблазняя нас рассказами о том, какие виды с нее открываются.
Но мне, усталому и без верхолазанья, вспомнилось почему то"Таити, Таити... не были мы ни на каком Таити, нас и тут неплохо кормят". Старею. Раньше б всенепременно бы влез.
Короткая дорога от вышки к лодкам все же нашлась, что уберегло Павла от праведного гнева не только моего, но и других экспедиционеров. По пути сделал еще несколько видовых снимков.
У лодок нас уже ждал Тимофей. Наскоро перекусили и отправились к следующему пункту нашего плана, отметив, что на Вихревом мы были совсем не одни. Рядом стоял большой катер, или маленький кораблик, не знаю, как правильно.
Кстати, совсем впритирку к Вихревому расположен остров Маячный, на который мы не зашли, но зато полюбовались издали маяком.
До такого красивого ракурса мы не дошли, это фото из интернета.
Ну а мы снова погнали через открытое пространство, правда в этот раз не против волны, а практически по ней, но систематически лодка все же падала с высокой волны , поднимая кучу брызг.
Но это продолжалось относительно недолго, потому что мы снова укрылись в островной части.
Остров Новик
На этом острове мне уже доводилось бывать однажды в нулевых. И я знал, что мы там увидим мемориальное кладбище российских моряков и небольшую часовню. Так все и оказалось.
Отличие этого острова от многих остальных - что он в основном песчаный и довольно невысокий.
Тропинка от берега вглубь острова идет по редкому сосновому лесу. Говорят, что финское название острова как раз происходит от сосен, на нем растущих - Мантисаари (Mänty- сосна, saari - остров). Русское название появилось в конце 19 века, в честь серии российских кораблей.
Первые захоронения русских моряков относятся к 1788–1790 годам, периоду одной из русско-шведских войн, позже это стало местом захоронения погибших моряков Практической эскадры Балтийского флота. Это по сути учебная эскадра, в которой проходили обучение будущие экипажи молодого российского броненосного флота.То есть в основном это были в нашем понимании курсанты.
Кладбище в период войн и послевоенные времена было разорено, и восстановлено в 2001-2005 годах.
Большинство могил безымянные.
Но есть и именные
Есть общий памятный крест
Восстановлена часовня, тоже на историческом месте
Я здесь был примерно в 2006 году. Порадовало, что за прошедшие без малого 20 лет почти ничего не изменилось в худшую сторону.
Посещение острова получилось достаточно скоротечным, поскольку дело уже активно шло к вечеру. Я уже начинал несколько ворчать, чувствуя, что вечерняя рыбалка обламывается, и пытался уговорить Пашу уже сворачивать экспедицию, и двигать на место стоянки, но энтузиазм историка-краеведа был неистощим, и отклонения от плана не принимались. Поэтому мы отправились смотреть "бараньи лбы острова Густого"
Остров Густой и завершение первого дня
Остров Густой - природный заказник. Находится рядом с островами Крепыш и Передовик. А Передовик, в свою очередь известен своей базой "Островок".
Не всем конечно известен базой, а только тем из Питерского клуба рыбаков, кто ездил в десятых годах туда на Хищники и Поплавки (традиционные осенний и весенний клубные фестивали). Мимо Густого я проходил на рыбалке десятки раз, и не предполагал, что эти его скалы называются "бараньими лбами" и подлежат государственной охране.
А Паша про государственную охрану знал, но все равно полез выходить на берег.
Забавно, что именно в это время Михаил мне в лодке рассказывал, что вечно на этих лбах кто-нибудь вваливается в воду, уж больно неудобно тут высаживаться. И тут слова его подтвердились самым наглядным образом.
Зато Павел показал класс по залезанию в лодку с воды в зимней экипировке. Я например как-то летом пытался это делать, и честно говоря не очень то элегантно это получалось, а вот Павел показал класс. Опыт бывалого водомоторника!
Поэтому бараньи лбы мы посмотрели без комментариев и очень быстро. Я даже не уверен, те ли лбы мы смотрели.
Но залив острова Густого конечно очень живописно выглядит.
А нам еще предстояло дойти до планового места ночевки с разбивкой лагеря на острове Попутный. От Густого до Попутного около 10 км, а от Попутного до Выборга около 5 километров.
Конечно по плесу мы снова "втопили", и в этот раз удалось пройти красиво.
Про Попутный я немного писал уже в статье про первое, позапрошлогоднее путешествие. Но совсем немного. Да и казалось бы чего написать про небольшой песчаный остров неподалеку от Выборга.
Однако оказывается в 30-е годы прошлого века тут был СПА- курорт. Нашел историческое фото острова с самолета.
Остров тогда носил название Песчаный, видимо из-за большого количества пляжей.
Сейчас на нем есть несколько палаточных стоянок, как впрочем почти на любом острове Выборгского залива. Летом он популярен, сейчас же, в октябре мы стояли на острове одни, нашей небольшой компанией, уменьшившейся на одного человека.Тимофей уехал в город.
Мы же очень комфортно и приятно расположились на бывшем курорте.
Единственное, что меня огорчало, что для рыбалки день пропал полностью. И я решил во что бы то ни стало порыбачить завтра.
А пока нас ждал ужин, шашлык, и душевные посиделки практически до утра. Разошлись спать в пятом часу. Очень хорошая компания случилась.
Ну а про воскресную рыбалку - следующий рассказ.