Найти в Дзене
Пенсионер с удочкой

Места рыбалки.80-е. Поход открытия водного сезона

Оглавление

В одной из предыдущих статей этой серии рассказывал о своем традиционном осеннем маршруте на Кильполу , но к тем же временам, середины , или даже конца восьмидесятых относится еще один традиционный поход нашей рыбацкой компании, которым мы открывали сезон летних водных путешествий и рыбалки.

Это маршрут Озеро Пионерское - озеро Александровское - речка Александровка - речка Гороховка (Сумма) - Выборгский залив бухта Медянская - Зимино - Попово (станция ж/д)

С точки зрения водного туризма интересен этот маршрут именно Гороховкой, которая в весенний период дает возможность ходом пройти несколько порогов. Конечно для матерых туристов-водников это маршрут не представляет собой сложности. Но на нашем, рыболовно-туристическом уровне, отмахать веслами почти 50 километров, пройти несколько порогов, а потом оттянуться на весеннем Выборгском заливе пару дней, в режиме ленивого отдыха, ловя плотву, подлещиков и первое по настоящему весеннее Солнце...

Может прочитав этот блог кто-то рискнет повторить наш маршрут. Хоть сейчас наверняка очень многое поменялось, но озера, речки и Выборгский залив остались на месте.

И вот почти тридцать лет спустя, после последнего прохождения маршрута, приятно вспомнить, как это было, пройтись по ключевым моментам маршрута.

Озера Пионерское и Александровское

Станция Рябово на пути дизель-поезда из Зеленогорска в Приморск была в те годы последней открытой станцией перед погранзоной. Вот до нее и лежал путь нашей компании, отягощенной байдарками, палатками, удочками, и прочим имуществом, необходимым в водном походе.

Дизель приходил в Рябово около одиннадцати утра. Тогда эта ветка железной дороги была самой медленной , и местами старенький дизелек тащился со скоростью велосипеда, а то и тише. Засилья дачников еще не было и наши огромные упаковки байдарок и рюкзаки не вызывали того отторжения и ругани, которые неизбежны бывали летом, в забитых народом электричках. Первый выезд обычно планировался на майские праздники, причем выезжали из города мы заранее, взяв на работе отгул, что б не попасть в пик народа, рвущегося на природу.

Выгрузиться в Рябово и пешком почти полкилометра до берега озера Пионерское, где на берегу и собирали байдарки.

Смотрю сейчас на эти рюкзаки, и невольно сравниваю с картинами нынешних поездок, например на Топозеро, когда разгруженное из машин имущество занимает площадь в три раза большую. Конечно сейчас в поездках больше комфорта, да и лодку с мотором не потащишь за плечами, но ведь как было здорово, собрать байдарку, сесть, и потихоньку махать веслами.

Но до того, как в байдарку сесть, ее надо было собрать. А это процедура коллективная. Кто помнит, как загонялись шплинты в отверстия кильсонов, которые никак не хотели совмещаться? Как натягивали шкуру байдарки, за зиму свалявшуюся и подзасохшую. И сначала ее приходилось чуть намочить, а она от холодной воды казалось еще больше дубела и вовсе не хотела налезать на каркас. Как заправляли края деки в привальный брус? Я честно говоря думал, что уже позабыл порядок сборки , да что там порядок, и названия то частей забыл. Но вот взглянул на старые фотки, и в голове все это проявилось : кильсоны, стрингера, шпангоуты, штевни. Эта куча железа таскалась в длинном чехле, именуемом "пенал", а шкура отдельно сворачивалась в рюкзачную упаковку, причем в нее же компактно укладывались теплые вещи, коврики, палатка, котлы, и всё-всё-всё, что не удалось запихать в пенал к железу.

Кстати, никаких спасиков, шлемов и прочих приблуд, обеспечивающих безопасность на воде. И ГИМСа, штрафующего за их отсутствие тоже не было, ну на воде нашего маршрута по крайней мере.

-3

Первый день похода проходил обычно в сокращенном режиме, поскольку пока приехали, пока собрали байдарки и погрузили вещи, день уже был в разгаре. Пройти то по озерам всего ничего - 11 километров, единственное осложнение, которое возникало иногда на озере - ветер, нагоняющий волну. Пионерское , конечно, не Ладога, двухметровых волн тут не бывает. Но и волна полуметровая, накатывая на низкосидящую байдарку, может доставить немало неприятностей. Поэтому , в зависимости от ветра, мы уходили под берег, у которого меньше волна, а потом по кратчайшему пути поворачивали в проход между Пионерским и Александровским озерами.

Бухта у моста между озерами относительно мелководная, и обычно там уже стояли первые рыбаки с летними удочками, вызывая нашу зависть. Не то, что б нам уж очень нужна была эта мелкая озерная плотва, которая в это время только начинала там ловиться, но за зиму уже все истосковались по поплавку на воде и удочке в руках.

-4

Кроме плотвы в этих озерах есть и лещ и судак, достаточно окуня и щуки, но все же, как правило, на озерах рыбалкой мы не занимались, Нас ждала стоянка в дальнем от станции конце Александровского озера.

-5

Разбивка лагеря, первые весенние шашлыки, попытка искупаться в майской холодной воде, и просто ленивое ничего неделание у костра.

Дух тех походов никак не напоминает нынешние большие путешествия. А может дело просто в возрасте. Молодости свойственны яркие впечатления, и одиннадцать километров от станции кажутся уже непроницаемым барьером от цивилизации.

Александровка и Гороховка

Речная часть маршрута обычно делилась на два дня. Александровку проходили в один день, и присоединяли к ней приличный кусок Гороховки, в ее верхнем, спокойном течении.

Неспешный подъем утра второго дня похода, сбор лагеря, и старт в речку Александровка, на входе в которую очень своеобразный деревянный мост. Каждый раз при подходе к нему, казалось, что вот-вот зацепишь его головой.

-7

Александровка неширокая, типичная малая речка, с многочисленными сменами направления, петлями русла, непредсказуемыми поворотами, шириной в среднем метров до 10, глубиной 1,5-2 метра, с редкими омутами , на которых в это время уже обильно стояли браконьерские сетки, вызывающие наше негодование, не столько даже своим потенциальным ущербом природе, сколько наглостью постановки. Каждый мало-мальски приличный омуток был буквально опутан сетками, как паутиной. Не то, что б злобно рвать всё, но веслами по сетке из лески перепадало немало.

Сам по себе ход по Александровке довольно скучен. Берега то болотистые, то низкорослый лес, в основном осина и береза, то мелкий кустарник и камыш. Но после зимнего сезона идти по открытой воде в радость.

-8

Течение не очень сильное, попутное, поэтому до слияния с Камышовкой обычно не напрягаясь, доходим часа за полтора.

В месте слияния один из двух больших омутов Гороховки. Александровка подходит к Камышовке почти перпендикулярно, и хоть течение не очень сильное, но оно бьет в противоположный берег, и за много-много лет вымыло очень приличную яму. На этой яме я когда то взял свою первую четырехкилограммовую щуку, летом здесь есть лещ, попадается язь, но сейчас в речке рыбы еще мало, и мы идем дальше ходом, в лучшем случае останавливаясь на небольшой перекус.

Чаще же останавливаемся на перекус у первого переката, он же мост через Гороховку на шоссе, идущем в Советский. Заодно размять ноги и посмотреть проход под мостом. Здесь довольно мелко и местами торчат строительные железяки. По низкой воде осенью я там не пошел бы ни за что, а по весне порожек вполне проходимый.

-9

Пролетаем сто метров пулей, и дальше река идет уже очень спокойно по лесному массиву. Обычно мы не торопимся, и где-то километров через 5 после моста делаем вторую дневку. Иногда проходим подальше, перед следующими порогами, правда это уже ближе к деревне Черничное.

Помню, как в один из походов на дневке ловили уклейку. Другой рыбы в реке похоже еще не было. На опарыша уклейка клевала неохотно, зато с удовольствием набрасывалась на слепней, которые вылетели необычно рано. Охота на слепней была не менее азартной, чем ловля рыбы. Тем более, что размен происходил не равноценный. Не каждый слепень приносил серебристую рыбинку. Некоторых ей удавалось стащить безнаказанно.

Тем более вдвойне обидно было заложить в коптильню ветки черемухи, не думал, что это так критично, но видимо "черемухой" назвали отечественный слезоточивый газ не зря. Рыба оказалась испорчена безоговорочно. И коптильню потом долго отмывали.

Остаток пути по реке хоть и небольшой, но самый бурный. Три порога , с камнями и стремительным течением, с перепадом уровня около полуметра. Кажется, что ты на байдарке несешься с горки, только успевая отворачивать от камней. Причем не всегда.

-10

Так то понятно порожки не великой сложности, но и мы не Бог весть какие профи. Пару раз после порога приходилось подклеивать лодку, и сушить себя.

Когда так:

-11

А иногда и вот так:

-12

Последние самые большие камни почти перед выходом в Залив, перед мостом в Советском. Как правило проходили этот порог на глазах у многочисленных поплавочников, которые в это время когда ждут, а когда и ловят идущую в реку плотву. Но наш путь дальше, в Выборгский залив, до заветных мест остается чуть больше часа ходу, только надо пройти мелководное устье. Здесь иногда даже приходилось проталкивать байдарку, вылезая из нее.

Но наконец речной участок пройден, и мы выходим в

Выборгский залив

Вот интересно, за всю историю наших походов, ни разу мы не попадали на Заливе в непогоду. А открывали мы этим походом наш весенний сезон лет пять. Даже иногда умудрялись пройти два раза - на первомай, и на 9 мая.

И всегда в моей памяти Выборгский залив встречал нас ровной водой, и ярким весенним Солнцем. Правда в основном маршрут пролегает между островами, в относительно закрытых бухтах. И здесь уже мы скорей шли к стоянке, и тут и начиналась наша весенняя рыбалка.

Стабильно клевала некрупная плотва, густера, но главным бонусом как правило были лещи. Они попадались не так массово, как например в сентябре, но два-три леща в день добавляли радости к поездке. Тем более нам особо много рыбы и не надо было. Покоптить на вечер, да может привезти домой пару-тройку золотистых красавцев. Тащить то опять же на себе, да и обратная дорога занимала полноценный день.

Пожалуй мой самый большой лещ, на два кило относится именно к одной из этих рыбалок.

Надо сказать, что тащить такую рыбу, сидя на верткой байдарке -то еще удовольствие.

А чай на березовом соке... На Выборгском заливе проблемы с питьевой водой, и для чая мы собирали березовый сок, да и не только для чая. Бывало и суп готовили на смеси березового сока и воды из залива. Иногда, если еще в лесу сохранялся снег, смешивали талую воду с березовым соком.

А лес в это время наполнялся весенними ароматами. Кто бывал на Выборгском заливе, тот наверняка помнит тот непередаваемый словами запах весенних елей, распускающихся березовых почек, чуть-чуть пряный аромат прошлогоднего тростника, и дыма костра. Костры кстати дымили тогда нещадно, потому что с сухими дровами весной все время были проблемы.

Как правило на заливе проводили полноценный день отдыха, то есть две ночевки, и уходили на третий день. Выход в Поповскую бухту, оттуда в речку Поповка, которую скорее можно назвать ручьем, по ней почти до дороги у пионерского лагеря. Немного пронести байдарки до сухой площадки.

-13

И всё. И кончена романтика похода. Начинается тяжелый, утомительный путь домой.

Разбираем лодки, сдирая кожу пальцев об закусившиеся шплинты и стрингера, складываем шкуру байдарки, никак не желающую укладываться и вмещать в себя невмещаемое. И наконец почти бегом до станции, потому что если опоздать, то следующий дизель завтра, а мы конечно рассчитывали что сборка пойдет быстрее.

Почти километр до станции, и кажется, что байдарка и все вещи прибавили в весе раза два, и лямки упаковки шкуры режут плечи, и пенал с железом тащить неудобно, а еще вес какой-никакой добавляет пойманная рыба, потому что дома хочется показаться "добытчиком" хоть перед детьми, а не просто папой , отсутствовавшим пять праздничных дней.

Но наконец всё совсем. Дизель, неспешный путь в дреме, изредка просыпаясь и выглядывая в окно "где мы!". Хорошо вечерний дизель идет без пересадки до Удельной, где расходятся наши экипажи. Мне на Коменданский, еще полчаса , впихивая в 40 автобус байдарку, Саше и Лене еще ехать и ехать до другого конца города, на Маршала Казакова. И тоже с байдаркой и парой рюкзаков.

Андрею - полегче, с рюкзаком и удочками на Гражданку.

Город разделяет нашу компанию, но не надолго, потому что мы уже строим планы следующих поездок.

Славное было время.