Найти в Дзене

В какой бизнес нельзя вкладываться. Рассказываю что реально происходит в бьюти-сфере

Оглавление

Или  как не потерять все в «ноготочках»? 

Смотрела я какой-то подкаст, в котором наверняка известный (но не мне) финансист размышлял на тему куда вложить три миллиона, чтобы получить максимальную прибыль в кратчайшие сроки. В итоге самым быстроокупаемым и «не геморройным» бизнесом он назвал, внимание …. О шок! Салоны красоты. Мы все понимаем, что зрители этого подкаста сильно далеки от сферы стрижечек-ресничек-ноготочков. А вот я чуть не упала со стула. 

Если вы как раз всерьез рассматривали такой вариант или просто решили начать собственное дело именно в бьюти, то обязательно дочитайте до конца. Расскажу правду как есть, хоть эта правда больно будет ранить глаза, я наверняка опять словлю волну хейта. Но что ж, отмахиваться я уже научилась😉

Если же вдруг меня читает мастер, особенно начинающих, тоже советую дочитать до конца. Это позволит перестать разочаровываться в себе и слепо верить, что у всех вокруг все круто, кроме тебя. 

Ну и обязательно оговорюсь - больше 8 лет я в бьюти, большую часть работала на себя, но после переезда в Москву пошла в найм. И за эти годы была и мастером, и администратором, и управляющим в трех салонах разной ценовой категории, открыла и закрыла собственную студию. После длительного отдыха увидела что в салон рядом с моим домом требуется мастер. Я там работаю вторую неделю, и все так прекрасно, кроме одного нюанса, о котором расскажу далее.

Но буквально вчера открываю авито и в продаже вижу… да, да, салон, в котором работаю. И именно это послужило спусковым крючком чтобы написать этот текст. Я просто больше не могу молчать. 

«Раньше было лучше»

Как сказал Игорь Стоянов, владелец сети салонов Persona - люди никогда не перестанут разве что стричь волосы, все остальные услуги будут переживать взлеты, падения и неминуемую смерть.

Вы помните как началась эра «ноготочков»? Когда были профили девочек-мастеров с невероятными работами и описашками «напилила на машину, квартиру»? Где они сейчас? У меня есть такой пример, ушла в астрологи. Вы можете сказать, что пилить с утра до вечера вечно - сомнительная перспектива. Но это далеко не единственная причина. 

У меня есть знакомая мастер маникюра с опытом, не поверите, 22 года. Она пилила в Краснодаре, пилила в Питере, переехала в Москву и тут продолжила пилить. И предана своему делу не потому, что в бьюти деньги текут рекой, а потому что когда тебе 45 и ты больше ничего не умеешь, то между кассой пятёрочки и ногтями выберешь второе.

Кто успел «снять сливки и соскочить», тот молодец. Бьюти-мастера как рок-музыканты: их помнят и любят если ушли на пике.
«Архитектура бровей». Бессмысленная и беспощадная
«Архитектура бровей». Бессмысленная и беспощадная

Потом появилась эра «архитекторов бровей». У вас тоже это название вызывает припадок смеха? Архитектор. Бровей… Ладно. Вход в профессию минимальный, оборудование - стол, стул, зеркало на двух кв метрах. Обучение 1-2 дня. За день можно принять хоть 15 клиентов, потому что процедура быстрая. А можно ограничиться 4, работая не больше 4 часов в день. Стоимость высокая, рентабельность - невероятная. Мне брови 10 лет назад девочка делала, не поверите, в ванной. На табуретке. Опирая голову затылком на раковину. За 800 рублей. И я к ней ходила. И еще куча девочек ходили. Потому что была она единственным мастером в районе и делала хорошо. А в открывавшихся как грибы броу-барах (многостадия где делают только брови) цена была в два, а то и в три раза выше. И даже там была толпа клиентов. Это же просто невероятно - на две недели из перещипанных ниток делали четкие выразительные брови и никакого карандаша.

Но потом появился перманентный макияж, количество бровистов росло как на дрожжах, а вот спрос на процедуры неминуемо снижался. все логично - одни процедуры устаревают и заменяются другими, времена меняются, ничего удивительно. Но это я сейчас говорю о деталях, скоро перейдем к общим тенденциям, потерпите. Просто следите за логикой - была услуга, которую повторяли чаще чем раз в месяц, а заменила ее процедура «на два года». Вы, конечно, можете мне написать, что перманент не избавляет от похода к Бровисту «пощипать-покрасить», но давайте честно - мало кто ходит, выбирают делать все самостоятельно. Так что такого бума, как 10 лет назад, уже точно не будет 😕

Куда уходят мастера кроме астрологии?

Мастера с большим опытом и крутым уровнем исполнения услуг уходят в преподавание. Прикрываясь тем, что не могут больше работать с клиентами, устали физически и морально. Они, конечно, не врут. Но и не договаривают. Чтобы не терять прежний уровень дохода, нужно работать без выходных и проходных. А изначально, помните, зачем все уходили в бьюти? Правильно, чтобы меньше работать и больше зарабатывать. Вот и приходится обучать, благо сфера эта никак не регулируется сверху до сих пор. Никаких строгих требований, никаких документов. Если сделать онлайн-курсы, то можно продавать их хоть за границу. И сотни, тысячи девочек верят, что клиентов очень много и точно на всех хватит. Потом, правда, лишь единицы остаются в профессии, не справляясь с трудностями даже на первых этапах. Примут 2-3 клиентов за три копейки, разочаруются в себе и забывают как страшный сон все свои амбиции и порывы. Но тем не менее, хоть и остаются единицы, обучают-то тысячи.

Пример рекламы в Мск. Как Вам такие цены на услуги?
Пример рекламы в Мск. Как Вам такие цены на услуги?

 В итоге, ежедневно количество новых мастеров увеличивается. Отсюда постоянный демпинг цен, выходящий за рамки разумного. Все видят что клиенты экономят и отказывают от привычного уровня, но эта круговая порука с колоссальными последствиями.

Рассказывать что произошло в стране с ценами за последние два года я не буду. Но скажу что между «хоть какие-то ногти» и «никакие», все больше женщин выбирают «никакие». Если раньше поход в салон был ритуалом любви к себе, то сейчас это превращается в рутину и постоянное раздражения от кажущихся завышенными цен и неудовлетворительного качества. 

Магия места

-4

Дмитрий Вашешников, основатель школы мастеров Demetrius - «Был у меня знакомый, у него был прибыльный салон, приезжал чисто выручку забирать. Но стечение обстоятельств и с этого помещения пришлось съехать. Он собрал все оборудование, команду , базу клиентов и переехал на новое место. Месяц, два, клиентов нет, пришлось закрыться. Если салон существует на одном месте и не закрывается долгие годы - это просто магия места.»

Если вы знаете крутой салон, в котором постоянно полная запись и думаете, что вы сможете добиться того же успеха, открыв свой - пробуйте. Но потом не говорите, что я вас не предупреждала. Секрет их успеха, как и успеха частных мастеров с плотной записью в том, что они появились в нужное время в нужном месте с нужным уровнем. Наработанная база клиентов, которым уже не так важна процедуру, как сам ритуал. Стечение опыта, мастерства, обстоятельств и, конечно, магия места 😏 

Еще немного личных историй. Я уже говорила, что работала в трех салонах Москвы. Одна моно-студия средней ценовой категории, одна студия ресницы/ногти скорее эконом и один салон бизнес полного цикла. Первые два места существуют давно. И там и там мне руководители рассказывали о космических прибылях раньше, а теперь мастера плохие, поэтому выручки нет и клиентов нет. Уходя из первого салона, я была уверена, что клиенты хотят красивой мебели и дорогого оборудования. И во втором салоне я, видя как распаковывают и устанавливают новую мебель, сделанную на заказ, была искренне надеялась, что клиенты будут ходить сюда толпами. Да и место - небольшой , но тц, высокая проходимость (в этом же здании metro cash&carry). Прошло полтора года как я там не работаю, но каждый раз, приезжая в metro, я прохожу мимо по-прежнему пустующего салона, смотра на одинокий хохолок администратора за стойкой. Даже в декабре, когда «все клиенты как с цепи срываются и готовы хоть в 6 утра приехать» был максимум один клиент.

Я набиралась опыта и делала выводы. И вот я уже управляющая, пусть и эконома, но зато с комфортной и понятной для меня ценовой политикой и клиентом. Есть постоянники, на них и держится пусть и небольшая, но стабильная чистая прибыль. Новых ооочень мало, не смотря на разноплановую рекламу и хорошие отзывы с рейтингами. Один-два в неделю , и то чаще всего по рекомендации. С улицы люди не идут, из инстаграмма - тем более. Но все-таки я поверила в себя и решила открывать что-то свое. У меня был опыт своего бизнеса в другом городе, и опыт ведения салона в Москве. Я была уверена, что проблема не в том, что сфера бьюти сдулась, а в том, что все дураки и не знают что нужно клиенту. А когда, спустя 7 месяцев, мне сказали, что здание, в котором я снимала помещение, будут сносить, я с облегчением выдохнула. Хоть из приличия и поискала другие варианты и показательно материлась о несправедливости этого мира. 

Кусочек моей студии
Кусочек моей студии

Помните я писала про салон рядом с моим домом? Обещала рассказать что в нем не так. Прекрасный дружный коллектив русских девочек (никакой нацнеприязни, но девушки из Москвы поймут о чем я). Прекрасные руководители, которые не экономят. Проходное место близко к центру (Новослободская). Но… нет людей. И поэтому салон на продаже. Опять. Ранее здесь была франшиза самой крупной сети салонов. Вложив 7 миллионов и подписавшись под ежемесячными космическими платежами, инвесторы ждали быстрых и легких денег. Но их не было. Салон не то что не приносил прибыли, но не отбивал даже аренду и роялти. Надо было либо усердно впахивать 24/7, чтобы через 2-3 года получить результат (читайте как вернуть вложения), либо соскакивать, пока минус не увеличился еще в два раза. Горе-инвесторы сделали вывод и салон продали. Надеюсь и вы, дорогие читатели, его для себя сделали.

P.s. Один пример успешного открытия у меня все-таки есть. И это сетевой салон, не франшиза. С уже отработанными методами привлечения и космической клиентской базой и узнаваемостью. Франшиза должна давать то же самое, но неопытность руководителей, пришедших в эту сферу буквально с улицы, рушит все на корню. 

-6

P.s.s. Если вы читали только потому, что ждали «волшебную пилюлю», озвученную мной в заголовке (напомню - как не потерять все в ноготочках), то вот она. Раз все мои аргументы вас не переубедили и вы твердо решили пробовать, то выбирайте помещение на отшибе в новом жк. Единственное, что до сих пор мотивирует людей идти в новый салон - это простая, понятная человеческая лень. Чем тяжелее уехать из ЖК, тем больше шансов что на вас обратят внимание.

И еще. Я вот так долго и нудно размышляла о женских услугах, совершенно забывая про барбершопы. «Золотая жила», - скажите вы мне и я снова не соглашусь. Выберете время в выходной день и обойдите несколько подобных заведений. Желательно новых. Просто пройдите мимо и посмотрите сколько единовременно занято рабочих мест. И здесь сливки давно сняты.

Кстати, я вчера еще написала про бьюти-коворкинги. Выложу попозже, поэтому если интересно - подпишитесь.

Ну и добро пожаловать в комментарии. Расскажите свои истории.