В очередной раз выдавая Пьюзо читателю, подумала: хорошая книга, прекрасная экранизация, многим в одном из вышеуказанных вариантов знакома. Многим, но не всем, да и вспомнить когда-то давно прочитанную книгу тоже не помешает. Почему бы не воспользоваться возможностью поделиться хорошим произведением в библиотечном блоге?
Роман о клане Корлеоне начинается с пышной свадьбы, Крестный отец выдает замуж младшую дочь и попутно решает дела семьи. Именно на этом торжестве звучат знаменитые, великое множество раз обыгранные в мировой культуре, фразы «Ты пришел ко мне и просишь о справедливости, но ты делаешь это без уважения» и «Я сделаю ему предложение, от которого он не сможет отказаться».
Пьюзо создал прекрасных героев. Нет, как люди эти герои очень далеки от понятия «прекрасный», но как персонажи они все многогранны, объемны, сложны и интересны.
Глава семьи - Вито Корлеоне, Крестный, Старик - дальновидный, привыкший решать вопросы по-старому, всеми почитаемый, мудрый, чадолюбивый и справедливый. Пьюзо показал его становление из нищего сироты-эмигранта в жестокого и влиятельного преступника, «карман которого набит судьями и чиновниками, как мелкими монетами». Вито почтителен, харизматичен, дружелюбен. Но это обманчивое впечатление, на самом деле он в любой ситуации остается хозяином положения и держит в железных тисках всех пришедших с просьбой ли, с исповедью, или с предложением по бизнесу. Никто не уйдет обиженным, все получат желаемое, но с этого момента просящий становится заложником, должником, с которого можно спросить в любой момент.
Старший сын, Санни, должен стать новым доном после отца, но он горяч, импульсивен, любвеобилен. Он слишком рьяно берется за роль нового дона Корлеоне, слишком откровенно преступен. Тем самым он только отталкивает главу семьи, вызывая в нем настороженность и переживания за дальнейшую судьбу клана. Санни ничему не учится у отца и, пытаясь все решить силой, едва не приводит семью к краху. Это классический романтический герой: красивый, статный, дерзкий, рано ушедший.
Средний, Фредо, наоборот, мягок и глуповат, он, скорее, приспособленец, хотя к совершению фатальной ошибки его приведут как раз неоправданные амбиции.
Главным героем романа становится младший сын, ветеран Второй мировой войны, студент колледжа, Майкл. Не желающий участи мафиози, отстранившийся в начале, но вынужденный не только заменить, но и превзойти отца на этом поприще, Майкл жертвует своим виденьем мира. Ставит в его центр Семью и того же требует от других: сестры, брата, жены, детей.
Он обладает блестящим умом, именно Майкл, в очередной раз спасая семью, придумал революционный выход из тяжелого финансового положения (этот метод впоследствии изучали в школах экономики) – перевезти бизнес в Неваду, встать на путь легализации. Он рассудителен и сдержан, а впоследствии раскрывается как властный, хладнокровный и безжалостный человек. Но, что бы не происходило на страницах романа, он совершенно точно не злодей, а колоссальный трагический герой. Одинокий в своем величии, одинокий в, как он ее понимает, любви, одинокий в боли, одинокий в своей семье. Переживший всю возможную палитру чувств, познавший вкус победы и предательства, тогда еще молодой Майкл в трудный для семьи час отринет человеческие чувства: «Ничего личного, просто бизнес» и с этого момента путь его до конца будет исключительно тернист.
Так же искусно написаны остальные герои. Там, где другой автор обозначил бы младшую дочь второстепенной взбалмошной кокеткой, Пьюзо разворачивает драму с ненавистью, принятием и сестринской любовью. Еще один герой - хитрый, сверх меры компетентный консильери Том Хейген, германо-ирландец, идеально вписавшийся в сицилийские традиции вендетты и омерты. Менее других мне была интересна прямая, понятная и непонимающая Кей. В романе она до конца гнет свою линию совести семьи. Но, возможно, это у меня личное. В конце концов, именно два пришлых, «американских», члена семьи, Кей и Карло, показывают отношение к Корлеоне с другого ракурса: от христианского ужаса Кей, до презрительного потребительства Карло – все это оттенки из другого, противоположного цветового круга.
В книге много жестокости, будучи в курсе которой невозможно относиться к героям с сочувствием, невозможно верить, что преступления такого масштаба не затронули невинных людей хотя бы рикошетом, что никто не попал под перекрестный огонь. В итоге приходит понимание, что каждый герой получил по заслугам, но в процессе этого понимания сопереживаешь им, желаешь им хэппи энда, победы и отпущения грехов.
Якупова Зарина, библиотекарь отдела городского абонемента