Несколько месяцев назад, когда я только начала вести этот блог и написала статью про школьное неравенство, на меня накинулись все, кому не лень. В каких только грехах меня не обвиняли. Выходило, что я едва ли не все человечество скопом ненавижу и считаю всех вокруг неумными, кроме своих собственных детей. От многих и многих я получила массу упреков и даже оскорблений.
И вот сейчас подоспела вторая часть Марлезонского балета. На днях я наткнулась на статью, которая описывает результаты того самого школьного неравенства. Согласно работе ученых из Дартмутского колледжа, подавляющее большинство нобелевских лауреатов — дети богатых и образованных родителей, входящих в топ-10% в глобальном распределении по доходам и образованию.
Это значит, что у умных и талантливых детей из семьи условных шахтеров или кассира из “Пятерочки” шансы получить хорошее образование и построить академическую карьеру минимальны. Ведь если бы таланты и возможности в нашем обществе распределялись равномерно, то “средний” нобелевский лауреат оказался бы из семьи из середины распределения, а не верхушки.
Иными словами, никаких случайных самоучек и самородков среди выдающихся исследователей практически нет. Почти все серьезные ученые, чьи открытия так или иначе изменили жизнь человечества, происходили из обеспеченных семей, в которых высоко ценилось хорошее образование. А главное — были ресурсы, чтобы дать своему талантливому чаду это самое хорошее образование.
Надо сказать, что авторы работы проанализировали биографии нобелевских лауреатов по медицине, физике, химии и экономике с самого начала вручения Нобелевской премии. И получили вот такие неутешительные результаты.
А значит, человечество в целом в проигрыше. Ведь мы лишаемся огромного количества выдающихся ученых, а следовательно, и их потенциальных открытий. По подсчетам авторов статьи, почти 90 процентов научных талантов не имеют возможности реализоваться. Грустно это, честно говоря.
Тут, конечно, можно возразить и начать вспоминать разных отечественных самородков, начиная с Ломоносова. Однако, как оказалось, в России — с начала 20 века и до начала 21-го — ситуация даже хуже. Среди нобелиатов российского происхождения в основном дети родителей, которые по распределению доходов и образованию входят в топ-1%.
Эти данные я нашла в телеграм-канале “Толкователь” (кстати, всем рекомендую). Вот, что пишет его автор:
“Посмотрел по-быстрому советских нобелевских лауреатов по науке (т.е. исключая литературных и лауреатов «за мир»). Несмотря на то, что советская власть декларировала «равенство возможностей» и использовала «позитивную дискриминацию», проталкивая наверх детей рабочих и крестьян, наши лауреаты вообще попадут в Топ-1% по происхождению, по статусу своих семей.
Вот, к примеру, происхождение нобелевского лауреата по химии 1956 года Николая Семёнова:
«Отец, Николай Александрович Семёнов, был отставным офицером, позже чиновником, к концу жизни получившим чин статского советника. Мать, Елена Александровна, происходила из аристократической семьи: её отец Александр Дмитриевич Дмитриев был царскосельским служащим. Мать была образованной женщиной, окончила Бестужевские курсы и преподавала математику».
Нобелевский лауреат по экономике 1975 года Леонид Канторович:
«Леонид Канторович родился в семье врача-венеролога Хаима (Виталия) Моисеевича Канторовича и зубного врача Песи Гиршевны (Паулины Григорьевны) Закс.
Семья жила (в Петербурге) в построенном в 1913 году архитектором Я. З. Блувштейном для доктора Х. М. Канторовича доме №6 по улице Барочной».
Уже время «новой России» - РФ. Нобелевский лауреат по физике 2003 года Алексей Абрикосов.
«Родился в семье известных патологоанатомов - заведующего кафедрой патологической анатомии медицинского факультета Московского университета, академика Алексея Ивановича Абрикосова и заведующей патологоанатомическим отделением и главного прозектора Кремлёвской больницы Фани Давидовны Вульф».
И т.д.”
Ну а если посмотреть на сегодняшнюю ситуацию, то тоже ничего приятного. Вот, например, исследование, основанное на данных Всероссийского опроса молодежи, проведенного летом 2020 года. “Непропорционально большая доля молодежи из самых необеспеченных семей не получила высшее образование (75%) - видимо, они искали работу или поступали в техникумы/средние профессиональные учебные заведения, что подтверждает зависимость уровня образования молодежи от материального положения их семей” (“Вестник РУДН. Серия: Социология», №4, 2022).
Иными словами, и в нашей стране уровень дохода семьи сильно влияет на то, получит ли ребёнок высшее образование.
P.S. Как знают, мои постоянные читатели, мы сейчас живем в Мексике. И здесь ситуация с зависимостью между уровнем образования и доходами родителей намного хуже, чем в России. Она просто кошмарная. Тут даже нормальное школьное образование могут получить только дети обеспеченных родителей, потому что в государственных школах, по отзывам, максимум, читать и писать научат. В частных школах учат более или менее нормально, но дорого. Особенно для местных работяг.
А еще есть такое отсечение на пути к высшему образованию — в Мексике обучение в старшей школе подчас стоит дороже, чем в университете. Я не шучу. А без аттестата старшей школы в университет тебе не поступить. При этом стипендий в старшей школе практически нет. Максимум, на что ребенок может рассчитывать — скидка. А вот в университете возможности учиться бесплатно уже появляются. В общем, меня эта система потрясла. И я подумала, что в России не все так плохо.