Найти тему

Быстро усваиваем теорию. Побочные трезвучия мажорного лада.

Оглавление

И снова здравствуйте, уважаемые подписчики и гости моего канала!

Мы продолжаем обучение музыке в сети школ Music Club, ну а в этой статье мы продолжим тему построения аккордов (трезвучий) на ступенях мажорной гаммы. В одной из предыдущих публикаций мы рассмотрели главные трезвучия мажорного лада, которые строятся на I-й, IV-й и V-й ступенях лада и являются мажорными (T53, S53 и D53), а в практической части рассмотрели аккордовые формы, которые строятся на основе мажорных трезвучий.

Оглавление курса

Теперь мы рассмотрим трезвучия, которые по такому же принципу (по терциям) строятся от других ступеней лада. Итак, поехали!

И снова вернемся на секундочку к алгоритму мажорной гаммы (2-тона-полутон-3-тона-полутон):

Побочные трезвучия

Побочные трезвучия строятся от II-й, III-й, VI-й и VII-й ступеней мажорной гаммы. Они называются побочными, поскольку, в отличие от главных, не определяют ладовую принадлежность гаммы (в мажорном ладу имеется 3 минорных побочных трезвучия и одно уменьшенное), выполняют вспомогательную функцию и тяготеют в главные. В отличие от главных трезвучий, которые обозначаются буквами, побочные обозначаются римскими цифрами - номерами ступеней, от которых они строятся: II53, III53 и т. д.

Трезвучие II53

Оно строится от II-й ступени мажорной гаммы таким образом:

-2

Как видим, первая (нижняя) терция попадает на участок гаммы, который включает переход от ноты "ми" к ноте "фа" (малую секунду, м.2), расстояние между которыми составляет половину тона. Поэтому ее вершина отстоит от основания на 1,5 тона, и терция является малой (минорной); вторая (верхняя) терция включает два целых тона и является большой, а расстояние между нижней и верхней ступенями трезвучия равно чистой квинте (ч.5). В итоге, мы получаем минорное трезвучие:

-3

Звучит оно так:

Теперь давайте найдем эти ступени на грифе гитары и выстроим аккордовые формы этого трезвучия. Сначала нарисуем октавную сетку с нижней нотой аккорда (ре), которая является его тоникой (в схемах обозначена коричневым цветом):

Расположение нижней ноты побочного трезвучия II53 в разных позициях и октавах на грифе гитары
Расположение нижней ноты побочного трезвучия II53 в разных позициях и октавах на грифе гитары

Далее, расставляем терцовый тон (IV-ю ступень до-мажорной гаммы, обозначена желтым цветом) по октавам и позициям (малые терции, обуславливающие минорное звучание трезвучия, выделены оранжевыми рамками):

Первая терция аккорда II53 в различных позициях и октавах на грифе гитары
Первая терция аккорда II53 в различных позициях и октавах на грифе гитары

Наконец, расставляем верхний квинтовый тон (VI-ю ступень гаммы) и получаем 5 форм минорного аккорда в тональности Dm (ре-минор), выстроенных по системе CAGED:

-6

Посмотрим и послушаем их:

Эти формы мы уже рассматривали в Части 4 практического блока. Там они построены в тональности Сdur (до-мажор).

Трезвучие III53

Оно строится от III-й ступени мажорной гаммы таким образом:

-7

Как и в предыдущем трезвучии, здесь нижняя терция включает малую секунду (м.2) "ми" к ноте "фа", и ее величина составляет 1,5 тона. Поэтому, она также является малой (минорной); верхняя же терция охватывает 2 целых тона и является большой, а интервал между нижней и верхней нотой трезвучия - чистая квинта (ч.5). Как видим, трезвучие III53 имеет такую же интервальную структуру, как и трезвучие II53 (если не считать, что малая и большая секунды в первой терции поменялись местами) и является минорным:

-8

Послушаем его:

Теперь посмотрим расположение ступеней трезвучия на грифе гитары и построим аккордовые формы по системе CAGED. Следуя нашему уже устоявшемуся алгоритму действий, сначала чертим октавную сетку с III-й ступенью гаммы, являющейся тоникой выстраиваемого трезвучия (на схемах обозначена сиреневым цветом):

-9

Далее, расставляем V-ю ступень до-мажорной гаммы - ноту "соль" (она же терцовый тон трезвучия III53, обозначена синим цветом):

-10

И, наконец, квинтовый тон трезвучия III53 - ноту "си" (обозначена серым цветом) и получаем цепочку аппликатур Em (ми-минор) по системе CAGED (тоника трезвучия обозначена сиреневым цветом):

-11

Как видим, цепочка второго побочного трезвучия выглядит почти также, как и цепочка первого, только смещена на 2 лада (1 тон) вправо. Поскольку брать форму Еm в 12-й и тем более форму Dm в 14-й позиции неудобно, они переносятся в начало грифа: Em - в "нулевую" (базовую) позицию, а Dm - во 2-ю. Поэтому, цепочка строится от аккорда Em, и "в буквенном выражении" выглядит так: ED|CAG

Теперь послушаем цепочку аппликатур аккорда Em:

Трезвучие VI53

За III-й ступенью следуют IV-я и V-я, от которых строятся главные трезвучия. Следующее побочное трезвучие строится от VI-й ступени (в тональности Сdur - от ноты "ля"):

-12

Как видим, здесь нижняя терция включает одну большую и одну малую секунду (м.2, от ноты "си" к ноте "до"), и ее величина составляет 1,5 тона. Поэтому, она также является малой (минорной); верхняя же терция включает две большие секунды, а интервал между нижней и верхней нотой трезвучия - чистая квинта (ч.5). То есть, трезвучие VI53 имеет такую же интервальную структуру, как и оба предыдущих трезвучия - III53 и IV53 и является минорным:

-13

Послушаем его:

Данное трезвучие строится точно так же, как и предыдущие побочные трезвучия - по минорному алгоритму. Приводим октавную сетку с расположением тоники этого трезвучия - ноты "ля" на грифе:

-14

Я считаю, что мы уже достаточно хорошо попрактиковались в постройке минорных аккордовых форм, построенных на основе минорного трезвучия. Поэтому, я не буду приводить схему с аппликатурами по системе CAGED для данного трезвучия, а предложу вам, уважаемые подписчики и гости моего канала, сделать это самостоятельно :) Когда будете выполнять это задание, ориентируйтесь по этой октавной схеме, обращая внимание на расположение этих тоник относительно друг друга. Удобнее всего опираться на тоники, расположенные на 4-й, 5-й и 6-й струнах. В качестве подсказок используйте схемы предыдущих двух трезвучий, а также видеосхему форм аккорда Am:

И попробуйте поиграть эти формы.

Трезвучие VII53

Итак, у нас осталось последнее - четвертое побочное трезвучие, которое строится от VII-й ступени. В тональности Cdur (до-мажор) это нота "си". Строится оно следующим образом:

-15

Давайте внимательно посмотрим на интервальную структуру трезвучия VII53. Нижняя терция охватывает участок от ноты "си" до ноты "ре" следующей октавы, в котором присутствуют малая (от ноты "си" до ноты "до") и большая (от ноты "до" до ноты "ре") секунды. Величина интервала составляет 1,5 тона, то есть терция является малой. Верхняя терция охватывает участок от ноты "ре" до ноты "фа" и также помимо большой секунды содержит малую, то есть ее величина составляет 1,5 тона. Таким образом, трезвучие, построенное от VII-й ступени мажорного лада, отличается от остальных трезвучий, построенных на ступенях звукоряда. Если мажорные и минорные трезвучия, построенные от остальных ступеней гаммы (от I-й до VI-й) обязательно содержат одну большую и одну малую терции, то в трезвучии VII-й ступени обе терции малые. Такое трезвучие называется уменьшенным. Интервал между нижней и верхней нотами трезвучия называется уменьшенной квинтой или тритоном (охватывает 3 тона). Благодаря своей интервальной структуре, уменьшенное трезвучие имеет характерное неустойчивое, сумрачное звучание.

-16

Звучит созвучие так:

Теперь давайте посмотрим расположение ступеней уменьшенного трезвучия на грифе гитары.

В Части 5 практического блока мы уже рассмотрели 5 аппликатурных форм аккорда на основе уменьшенного трезвучия по системе CAGED в тональности C. Здесь мы построим уменьшенное трезвучие Hdim также в 5 позициях на грифе и обозначим ступени гаммы, из которых оно состоит.

Октавная сетка с расположением ноты "си" (VII-й ступени гаммы C, до-мажор) на грифе:

-17

Расставляем терцовый тон трезвучия (II-я ступень до-мажора):

-18

И добавляем квинтовый тон - ноту "фа". Выстраиваем цепочку аппликатур по системе CAGED и получаем следующую картину:

-19

Здесь форма Сdim перенесена вправо, за форму Ddim, поскольку ее невозможно взять в левой части грифа.

Звучит цепочка из форм уменьшенного трезвучия Hdim так:

Заключение

Итак, мы рассмотрели побочные трезвучия мажорного лада в тональности Cdur (до-мажор), которые строятся на II-й, III-й, VI-й и VII-й ступенях мажорной гаммы. Если объединить их с главными - I-й, IV-й и V-й, то мы получим возможность обыграть мажорную гамму трезвучиями. В таком исполнении она представляет собой своеобразную гармоническую палитру, оперируя "цветами" которой уже можно создавать простые гармонические модели, что открывает путь к подбору, анализу и написанию несложных музыкальных композиций:

В следующих публикациях мы поговорим о том, как можно использовать изученные аккордовые формы при построении гармонических моделей с использованием главных и побочных трезвучий, узнаем, что такое обращения трезвучий и как аккорды взаимодействуют между собой. Также, посетите официальный сайт школы Music Club и записывайтесь на бесплатный пробный урок прямо сейчас!

Продолжение следует