И снова здравствуйте, уважаемые подписчики и гости моего канала!
Мы продолжаем обучение музыке в сети школ Music Club, ну а в этой статье мы продолжим тему построения аккордов (трезвучий) на ступенях мажорной гаммы. В одной из предыдущих публикаций мы рассмотрели главные трезвучия мажорного лада, которые строятся на I-й, IV-й и V-й ступенях лада и являются мажорными (T53, S53 и D53), а в практической части рассмотрели аккордовые формы, которые строятся на основе мажорных трезвучий.
Теперь мы рассмотрим трезвучия, которые по такому же принципу (по терциям) строятся от других ступеней лада. Итак, поехали!
И снова вернемся на секундочку к алгоритму мажорной гаммы (2-тона-полутон-3-тона-полутон):
Побочные трезвучия
Побочные трезвучия строятся от II-й, III-й, VI-й и VII-й ступеней мажорной гаммы. Они называются побочными, поскольку, в отличие от главных, не определяют ладовую принадлежность гаммы (в мажорном ладу имеется 3 минорных побочных трезвучия и одно уменьшенное), выполняют вспомогательную функцию и тяготеют в главные. В отличие от главных трезвучий, которые обозначаются буквами, побочные обозначаются римскими цифрами - номерами ступеней, от которых они строятся: II53, III53 и т. д.
Трезвучие II53
Оно строится от II-й ступени мажорной гаммы таким образом:
Как видим, первая (нижняя) терция попадает на участок гаммы, который включает переход от ноты "ми" к ноте "фа" (малую секунду, м.2), расстояние между которыми составляет половину тона. Поэтому ее вершина отстоит от основания на 1,5 тона, и терция является малой (минорной); вторая (верхняя) терция включает два целых тона и является большой, а расстояние между нижней и верхней ступенями трезвучия равно чистой квинте (ч.5). В итоге, мы получаем минорное трезвучие:
Звучит оно так:
Теперь давайте найдем эти ступени на грифе гитары и выстроим аккордовые формы этого трезвучия. Сначала нарисуем октавную сетку с нижней нотой аккорда (ре), которая является его тоникой (в схемах обозначена коричневым цветом):
Далее, расставляем терцовый тон (IV-ю ступень до-мажорной гаммы, обозначена желтым цветом) по октавам и позициям (малые терции, обуславливающие минорное звучание трезвучия, выделены оранжевыми рамками):
Наконец, расставляем верхний квинтовый тон (VI-ю ступень гаммы) и получаем 5 форм минорного аккорда в тональности Dm (ре-минор), выстроенных по системе CAGED:
Посмотрим и послушаем их:
Эти формы мы уже рассматривали в Части 4 практического блока. Там они построены в тональности Сdur (до-мажор).
Трезвучие III53
Оно строится от III-й ступени мажорной гаммы таким образом:
Как и в предыдущем трезвучии, здесь нижняя терция включает малую секунду (м.2) "ми" к ноте "фа", и ее величина составляет 1,5 тона. Поэтому, она также является малой (минорной); верхняя же терция охватывает 2 целых тона и является большой, а интервал между нижней и верхней нотой трезвучия - чистая квинта (ч.5). Как видим, трезвучие III53 имеет такую же интервальную структуру, как и трезвучие II53 (если не считать, что малая и большая секунды в первой терции поменялись местами) и является минорным:
Послушаем его:
Теперь посмотрим расположение ступеней трезвучия на грифе гитары и построим аккордовые формы по системе CAGED. Следуя нашему уже устоявшемуся алгоритму действий, сначала чертим октавную сетку с III-й ступенью гаммы, являющейся тоникой выстраиваемого трезвучия (на схемах обозначена сиреневым цветом):
Далее, расставляем V-ю ступень до-мажорной гаммы - ноту "соль" (она же терцовый тон трезвучия III53, обозначена синим цветом):
И, наконец, квинтовый тон трезвучия III53 - ноту "си" (обозначена серым цветом) и получаем цепочку аппликатур Em (ми-минор) по системе CAGED (тоника трезвучия обозначена сиреневым цветом):
Как видим, цепочка второго побочного трезвучия выглядит почти также, как и цепочка первого, только смещена на 2 лада (1 тон) вправо. Поскольку брать форму Еm в 12-й и тем более форму Dm в 14-й позиции неудобно, они переносятся в начало грифа: Em - в "нулевую" (базовую) позицию, а Dm - во 2-ю. Поэтому, цепочка строится от аккорда Em, и "в буквенном выражении" выглядит так: ED|CAG
Теперь послушаем цепочку аппликатур аккорда Em:
Трезвучие VI53
За III-й ступенью следуют IV-я и V-я, от которых строятся главные трезвучия. Следующее побочное трезвучие строится от VI-й ступени (в тональности Сdur - от ноты "ля"):
Как видим, здесь нижняя терция включает одну большую и одну малую секунду (м.2, от ноты "си" к ноте "до"), и ее величина составляет 1,5 тона. Поэтому, она также является малой (минорной); верхняя же терция включает две большие секунды, а интервал между нижней и верхней нотой трезвучия - чистая квинта (ч.5). То есть, трезвучие VI53 имеет такую же интервальную структуру, как и оба предыдущих трезвучия - III53 и IV53 и является минорным:
Послушаем его:
Данное трезвучие строится точно так же, как и предыдущие побочные трезвучия - по минорному алгоритму. Приводим октавную сетку с расположением тоники этого трезвучия - ноты "ля" на грифе:
Я считаю, что мы уже достаточно хорошо попрактиковались в постройке минорных аккордовых форм, построенных на основе минорного трезвучия. Поэтому, я не буду приводить схему с аппликатурами по системе CAGED для данного трезвучия, а предложу вам, уважаемые подписчики и гости моего канала, сделать это самостоятельно :) Когда будете выполнять это задание, ориентируйтесь по этой октавной схеме, обращая внимание на расположение этих тоник относительно друг друга. Удобнее всего опираться на тоники, расположенные на 4-й, 5-й и 6-й струнах. В качестве подсказок используйте схемы предыдущих двух трезвучий, а также видеосхему форм аккорда Am:
И попробуйте поиграть эти формы.
Трезвучие VII53
Итак, у нас осталось последнее - четвертое побочное трезвучие, которое строится от VII-й ступени. В тональности Cdur (до-мажор) это нота "си". Строится оно следующим образом:
Давайте внимательно посмотрим на интервальную структуру трезвучия VII53. Нижняя терция охватывает участок от ноты "си" до ноты "ре" следующей октавы, в котором присутствуют малая (от ноты "си" до ноты "до") и большая (от ноты "до" до ноты "ре") секунды. Величина интервала составляет 1,5 тона, то есть терция является малой. Верхняя терция охватывает участок от ноты "ре" до ноты "фа" и также помимо большой секунды содержит малую, то есть ее величина составляет 1,5 тона. Таким образом, трезвучие, построенное от VII-й ступени мажорного лада, отличается от остальных трезвучий, построенных на ступенях звукоряда. Если мажорные и минорные трезвучия, построенные от остальных ступеней гаммы (от I-й до VI-й) обязательно содержат одну большую и одну малую терции, то в трезвучии VII-й ступени обе терции малые. Такое трезвучие называется уменьшенным. Интервал между нижней и верхней нотами трезвучия называется уменьшенной квинтой или тритоном (охватывает 3 тона). Благодаря своей интервальной структуре, уменьшенное трезвучие имеет характерное неустойчивое, сумрачное звучание.
Звучит созвучие так:
Теперь давайте посмотрим расположение ступеней уменьшенного трезвучия на грифе гитары.
В Части 5 практического блока мы уже рассмотрели 5 аппликатурных форм аккорда на основе уменьшенного трезвучия по системе CAGED в тональности C. Здесь мы построим уменьшенное трезвучие Hdim также в 5 позициях на грифе и обозначим ступени гаммы, из которых оно состоит.
Октавная сетка с расположением ноты "си" (VII-й ступени гаммы C, до-мажор) на грифе:
Расставляем терцовый тон трезвучия (II-я ступень до-мажора):
И добавляем квинтовый тон - ноту "фа". Выстраиваем цепочку аппликатур по системе CAGED и получаем следующую картину:
Здесь форма Сdim перенесена вправо, за форму Ddim, поскольку ее невозможно взять в левой части грифа.
Звучит цепочка из форм уменьшенного трезвучия Hdim так:
Заключение
Итак, мы рассмотрели побочные трезвучия мажорного лада в тональности Cdur (до-мажор), которые строятся на II-й, III-й, VI-й и VII-й ступенях мажорной гаммы. Если объединить их с главными - I-й, IV-й и V-й, то мы получим возможность обыграть мажорную гамму трезвучиями. В таком исполнении она представляет собой своеобразную гармоническую палитру, оперируя "цветами" которой уже можно создавать простые гармонические модели, что открывает путь к подбору, анализу и написанию несложных музыкальных композиций:
В следующих публикациях мы поговорим о том, как можно использовать изученные аккордовые формы при построении гармонических моделей с использованием главных и побочных трезвучий, узнаем, что такое обращения трезвучий и как аккорды взаимодействуют между собой. Также, посетите официальный сайт школы Music Club и записывайтесь на бесплатный пробный урок прямо сейчас!
Продолжение следует