Найти в Дзене

Часть 5. Быстрый способ освоения аккордов на гитаре. Система CAGED. Уменьшенное трезвучие.

Оглавление

Доброго времени суток, уважаемые подписчики и гости канала!

Сегодня мы с вами рассмотрим аппликатуры еще одного аккорда, который строится на основе так называемого уменьшенного трезвучия (обозначается символом "dim" от англ. слова "diminished", т. е. "уменьшенный).

Оглавление курса

Уменьшенное трезвучие отличается от мажорного и минорного своей интервальной структурой. Если мажорное трезвучие содержит большую терцию, за которой следует малая, а минорное - малую, за которой следует большая, то в уменьшенном трезвучии обе терции малые. Это придает ей характерное сумрачное звучание:

Базовые формы уменьшенного аккорда

Как и мажорный и минорный аккорды, уменьшенный аккорд можно представить в пяти позициях по системе CAGED. Следуя выбранному нами алгоритму, давайте построим базовые (открытые) формы. И вот здесь следует сделать небольшое "отступление" от нашей схемы.

Cdim

В двух предыдущих публикациях практического блока, посвященных мажорному и минорному трезвучиям, мы отталкивались от аккорда С в открытой позиции, поскольку некоторые их ступени (квинта 1-й октавы и терция 2-й второй октавы в мажорном и квинта 1-й октавы в минорном) располагались на открытых струнах.

В уменьшенном же трезвучии, если его строить в тональности C, и терция, и квинта понижаются на полтона, и квинта визуально оказывается левее нижнего порожка. Поэтому, взять полную форму этого трезвучия в позиции Сdim не получится. Но мы можем перенести аппликатуру на октаву вверх (нижняя тоника С переносится с 3-го на 15-й лад:

Терцию, расположенную на 1-й струне на 11 ладу, брать необязательно, поэтому она взята в скобки. В этом случае необходимо приглушить 1-ю струну. Эта форма требует некоторой растяжки пальцев, к тому же, необходимо правильно распределить нагрузку на пальцы, чтобы ноты звучали чисто, без дребезжания.

Давайте послушаем, как звучит уменьшенное трезвучие в форме С:

Adim

Следующий аккорд, если двигаться по алгоритму CAGED - это Adim. В открытой позиции уменьшенное трезвучие Adim выглядит и звучит так:

-2

Gdim

Уменьшенное трезвучие Gdim можно взять следующим образом:

-3

Не забывайте глушить струны, обозначенные крестиками!

Послушаем:

Edim

Форму Еdim можно построить таким образом:

-4

Обратите внимание на то, что это неполная форма, поскольку V-я ступень среднего регистра находится за пределами грифа (левее нижнего порожка). Полная аппликатура будет рассмотрена далее в публикации, когда мы будем строить цепочку из пяти аппликатурных форм уменьшенного трезвучия.

Послушаем, как аккорд звучит:

Ddim

Последний базовый аккорд строится так:

-5

Послушаем:

Перенос базовых уменьшенных трезвучий в тональность С и построение цепочки CAGED

Итак, мы рассмотрели пять базовых уменьшенных трезвучий. Теперь мы будем рассматривать их как формы одного и того же аккорда в 5 позициях. Перенесем их в тональность С.

Перенос Adim в тональность С

Начнем с неполной формы аккорда Сdim:

-6

На 5-й струне расположена нижняя тоника, которая является общей для этой и следующей аппликатурной формы, которую мы переносим из открытой позиции в 3-ю и получаем аккорд Сdim в форме Adim:

-7

Ноту на 1-й струне (квинтовый тон трезвучия) можно прижать нижней частью указательного пальца. Это может потребовать некоторых усилий и практики. Можно не брать эту ноту, но в этом случае необходимо приглушить 1-ю струну.

Давайте посмотрим и послушаем, как это выглядит на грифе и звучит:

Теперь объединяем форму Cdim и перенесенную форму Adim в цепочку СdimAdim. Эти формы имеют общую тонику - ноту С (до) на 5-й струне на 3-м ладу:

Цепочка CdimAdim
Цепочка CdimAdim

На видео это выглядит так:

Перенос Gdim в тональность С

Форма Gdim переносится в 8-ю позицию (С) и выглядит следующим образом:

-9

Далее, сопоставляем на грифе гитары эту форму с формой Adim, ранее перенесенной в позицию Сdim:

Цепочка CdimAdimGdim
Цепочка CdimAdimGdim

Как видим, форма Gdim не имеет общих нот с предыдущей, поэтому при транспонировании цепочки в другие тональности будет проще ориентироваться по расположению нот и пробела между формами Adim и Gdim. Послушаем и посмотрим эту связку:

Перенос Edim в тональность С

Форма Edim также переносится в 8-ю позицию и образует связку с предыдущей формой Gdim:

-11

Она образует связку с предыдущей формой Gdim:

Цепочка CdimAdimGdimEdim
Цепочка CdimAdimGdimEdim

Посмотрим видеосхему:

Перенос формы Ddim в тональность C

Форма Ddim переносится в 10-ю позицию и берется так:

-13

Добавляем ее к нашей цепочке:

Цепочка CdimAdimGdimEdimDdim
Цепочка CdimAdimGdimEdimDdim

Прежде чем объявить о завершении цепочки, считаю необходимым вернуться к форме аккорда Сdim, которую мы рассматривали в начале статьи. Как мы помним, ее невозможно взять в базовой позиции. Для полноты картины мы перенесем ее в конец нашей выстроенной цепочки. Ее довольно неудобно брать в этой позиции, поэтому для тренировки ее можно перенести в более низкую тональность (левее по грифу).

Ну а завершенная цепочка CAGED выглядит так:

-15

Итак, мы рассмотрели пять аппликатур уменьшенного трезвучия. Благодаря своей интервальной структуре, оно довольно интересно звучит и используется в различных гармонических последовательностях и оборотах. В ближайших публикациях мы поговорим о том, как трезвучия образуются на ступенях гаммы, и я приведу примеры гармонических моделей, в которых применяются рассмотренные нами аккорды.

Продолжение следует