Приветствую всех, кто планирует сдавать ЕГЭ по литературе и начинает готовиться к этому.
Здесь я опубликую главные содержательные компоненты по произведениям, входящим или входившим в кодификатор ЕГЭ по литературе. Про входящие понятно. Зачем - входившие?
На этот вопрос ответить тоже очень легко: с 2024 года эти тексты будут входить в сравнительные задания. И к этому нужно быть очень внимательным, т.к., если привести в пример произведение, не относящееся к требуемому периоду, вам не засчитают ответ. А это всегда обидно! Так что придётся всё же помнить и о том, что писал в "Недоросле" Фонвизин, и что писала в письме Онегину Татьяна.
Предлагаемые мной списки помогут при подготовке по истории литературы, при перечитывании текстов и составлении читательского дневника, который нужен для оперативного повторения и запоминания текстов.
Первая часть посвящена авторам, допушкинской эпохи, хотя Г.Р. Державин Пушкина застал, мы знаем, что он его "в гроб сходя, благословил". По этой причине и он оказался среди предшественников. Н.М. Карамзин, входящий в школьную программу с повестью "Бедная Лиза", в пушкинскую эпоху тоже уже не занимался литературой, став историком, поэтому и он здесь представлен.
В общем здесь все, кто писал до эпохи русского романтизма.
Вопросы собраны из открытых источников, пособий и заданий ЕГЭ.
Слово о полку Игореве
Время создания: 1187 г.
Историческая основа: поход Игоря Святославовича Новгород-Северского на половцев в 1185 г.
Что нужно знать:
Основные события сюжета.
Роль природных образов в произведении.
Содержание «золотого слова» Святослава.
Вещий сон в сюжете «Слова».
Плач Ярославны.
Особенность жанра произведения: «воинская повесть», «песнь», «слово».
Сочетания «плача» и «славы».
Фольклорные мотивы и черты.
Образ поэта-Бояна в «Слове».
Вопросы по произведению:
1. Можно ли назвать сон великого киевского князя вещим?
2. Какие нравственные вопросы решает автор «Слова о полку Игореве» в своём произведении?
3. Как автор «Слова» относится к своему герою?
4. Как в «Слове» соотносятся лирические и героические мотивы?
5. Почему автор «Слова…» называет своё произведение и «словом», и «повестью», и «песнью»?
Денис Иванович Фонвизин
Годы жизни: 1745-1792
Основные произведения: "Бригадир" (1769), "Недоросль" (1782)
Недоросль
Жанр: комедия
Что нужно знать:
Классицизм как направление.
Жанр - комедия.
События по действиям.
Система персонажей: характеристика главных героев - Софьи, Митрофанушки, Стародума, Правдина.
Роль второстепенных персонажей.
Сложность конфликта: нравственное и социальное.
Речевые характеристики персонажей.
Отношения внутри семей - Стародум и Простаковы.
Пороки, показанные в комедии.
Вопросы по произведению:
1. Что можно сказать о системе воспитания в семье Простаковых?
2. Как в комедии отражены нравы русских дворян?
3. Почему имя фонвизинского Митрофанушки стало нарицательным?
4. Смешон или трагичен финал комедии «Недоросль»?
5. Почему комедию, обличающую крепостническую действительность, называют «комедией воспитания»?
6. Люди или нравы являются главным объектом осмеяния и обличения в комедии?
Николай Михайлович Карамзин
Годы жизни: 1766-1826
Основные произведения: "Письма русского путешественника" (1792), "Бедная Лиза" (1792), "Остров Борнгольм" (1793), "Марфа-посадница, или Покорение Новгорода" (1802).
Что нужно знать:
Сентиментализм как направление.
Жанр - повесть.
Историческая экспозиция.
Композиция сюжета: основные события.
Характеры главных героев: мать Лизы, Лиза, Эраст.
Пейзаж в повести.
Красота и чувство как осовные темы.
Образ автора в повести.
Вопросы по произведению:
1. Что позволяет отнести повесть Н. Карамзина к сентиментализму?
2. Каково значение образа автора в повести Карамзина?
3. Какова роль пейзажа в повести "Бедная Лиза"?
4. Какие нравственные проблемы ставит Н. М. Карамзин в повести «Бедная Лиза»?
Гавриил Романович Державин
Годы жизни: 1743-1816.
Что нужно знать:
Жанр оды и его трансформация в творчестве Державина.
Жанр элегии.
Жанр песни.
Бытовая деталь в поэзии.
Образ императрицы.
Вопросы по произведениям:
1. Как представлен поэт в стихотворении Г.Р. Державина "Памятник"?
2. В чём отличия представлений о поэте в переводах русских поэтов оды Горация?
3. В чём специфика образа императрицы в оде "Фелица"?
4. Как раскрывается тема частной жизни в поэзии Г.Р. Державина?
5. В чём специфика сатирических образов в поэзии Г.Р. Державина?
***
Это только первая часть материалов для тех, кто собирается сдавать ЕГЭ по литературе. В скором времени будут опубликованы основные содержательные компоненты и вопросы по всем авторам из кодификатора ЕГЭ.
Не пропустите новые материалы - подпишитесь на канал!
Задайте вопросы, если они появились в комментариях!
Если есть проблемы с подготовкой - обращайтесь в социальных сетях! Мы обязательно поможем!