Найти тему
Старый биржевик

Инвестирование с нуля. Урок 8. Мобильное приложение СберИнвестиции. Работа с активами. Вкладка «Показатели»

Оглавление
Друзья, Когда мы разбирали вкладку «Обзор» на 7 уроке, я не рассказал о двух кнопках: «Продать» и «Купить».
Разбирать эти кнопки я не планировал, мы это сделаем после полного изучения приложения «СбериИвестиции», а указать о них забыл, так как писал урок, когда биржа еще не открылась и эти кнопки, соответственно, отсутствовали на экране.

Ну а теперь переходим к следующей вкладке на экране акции Алроса.

I. Введение

Чтобы выгодно торговать на бирже, нужно научиться правильно выбирать активы.

Для этого имеется всего 2 метода:

  • Технический анализ — работа с графиками.
  • Фундаментальный анализ — работа с отчетами, новостями и иной информацией об эмитенте.
Эмитент — это компания, которая выпустила в обращение актив: акции, облигации и т. д.

Кстати, о финансовых отчетах, изучение которых входит в фундаментальный анализ, у меня есть статья. Рекомендую ее рассмотреть самостоятельно:

Но кроме показателей, фигурирующих в отчетах есть еще дополнительные показатели, по которым удобно оценивать компанию и сравнивать ее с конкурентами. Мы же хотим владеть лучшими компаниями, не так ли?

Такие показатели принято называть мультипликаторами и они, как правило, используются для сравнения компании с конкурентами.

II. Показатели

Основные из этих показателей (как основных, так и дополнительных) представлены во вкладке «Показатели».

Нажав на знак «>» справа от мультипликатора, вы можете посмотреть, как они менялись на протяжении ряда лет в графическом и табличном виде.

1. Оценка стоимости

-2

1а) Market Cap (рыночная капитализация)

Market cap — это стоимость одной акции, умноженная на их количество. Этот показатель прежде всего показывает масштабы компании. Чем выше Market cap, тем крупнее компания.

Для примера, сравним 2 Банка Т-банк и Сбербанк. По состоянию на конец III квартала 2024 года капитализация Т-банка составляет 531 млрд рублей, а Сбербанка 6115 млрд рублей. Какая компания крупнее? Разумеется Сбербанк. А если взять просто стоимость акции той и другой компании, то по разнице цен вы не сможете их сравнить. Например, 1 акция Т-банка стоит 2.546,00 рублей, а Сбербанка в 10 раз меньше — 256,94 рублей.

Причем считается, что именно рыночная капитализация показывает реальную стоимость бизнеса в отличии от балансовой стоимости компании.

1.б) P/E (цена акции/прибыль)

Как можно понять по названию, мультипликатор P/E отражает соотношение цены актива и прибыли в расчете на одну ценную бумагу. Он показывает через сколько лет окупится бизнес, если купить компанию целиком. Так, P/E Алросы равен 6. Значит купив весь бизнес Алросы, вы за счет прибыли вернете вложенные средства через 6 лет. С его помощью можно оперативно определить, является ли акция на текущий момент переоцененной или недооцененной по отношению к конкурентам. Но стоит учитывать, что этот коэффициент отсутствует у убыточных компаний, так как чистая прибыль должна быть положительной. Чем ниже P/E, тем компания предпочтительнее.

1.в) P/S (цена акции/выручка)

Этот мультипликатор показывает соотношение цены актива и выручке в расчете на одну ценную бумагу. Он дает инвестору возможность понять, сколько он заплатит за каждый рубль выручки, полученной компанией за год. Этот мультипликатор схож с P/E, но его можно использовать в отношении убыточных компаний. Чем ниже P/S, тем компания предпочтительнее.

1.г) EV/EBITDA (стоимость предприятия EBITDA)

Для начала разберемся с EBITDA (Earnings before interest, taxes, depreciation and amortization). Это полученная компанией прибыль до вычета процентов, налога на прибыль и амортизации активов.

Мультипликатор EV/EBITDA показывает соотношение стоимости компании к EBITDA. Соответственно, он показывает, за какой период времени неизрасходованная на амортизацию и уплату процентов и налогов прибыль компании окупит стоимость ее приобретения. Таким образом этот мультипликатор тоже схож с P/E и помогает сравнить конкурентов. Кроме этого EV/EBITDA более предпочтителен при оценке капиталоемких предприятий, где амортизация занимает значительное место в отчетности. Чем ниже EV/EBITDA, тем компания предпочтительнее.

1.д) Дивидендная доходность

Этот мультипликатор очень важен при выборе дивидендных акций. Соответственно чем выше дивидендная доходность, тем акция предпочтительная.

Рассчитать дивидендную доходность очень просто — нужно поделить сумму дивидендов, выплачиваемых на одну акцию на стоимость акции и умножить на 100%. Следует учитывать, что одни компании платят дивиденды раз в год, другие чаще. Соответственно при сравнении двух компаний следует брать годовую дивидендную доходность. Также важно, как долго компания платит дивиденды без перерывов. К сожалению, есть акции, которые то платят дивиденды, то перестают платить, позже снова возвращаются к выплатам. Компании, которые регулярно выплачивают дивиденды, называются дивидендные аристократы. В целом, дивидендные аристократы — это компании, которые непрерывно платят и повышают дивиденды на протяжении 25 лет, но на нашем молодом рынке, временная планка значительно ниже (5 и более лет).

2. Финансовые показатели

-3

Это данные из финансового отчета компаний.

2.а) Выручка

Выручка — это основной доход, который бизнес получил от обычной для себя деятельности, например продажи продукции, выполнения работ или оказания услуг. Если выручка растет, это говорит о финансовом здоровье компании.

Вообще в статьях об инвестировании вам постоянно будут попадаться три определения, схожие по смыслу, но различные с точки зрения бухучета:

  • Выручка — это, грубо говоря, деньги, которые компания смогла заработать в отчетном периоде, выполняя свою основную деятельность.
  • Доход — это выручка и плюс деньги, полученные от неосновной деятельности.
  • Прибыль — это те деньги которые остались после вычета из полученного дохода понесенных расходов.

Например, ваша компания изготавливает мебель. Продав партию мебель, вы получили 100.000,00 рублей. Это выручка.

Но вы еще на 10.000,00 рублей сдали в аренду пустующее помещение и получили 5.000,00 рублей неустойки от поставщика пиломатериалов. В итоге, в конце отчетного периода в вашей кассе 115.000,00 рублей. Это доход.

Но вы ведь потратились на пиломатериал, лакокрасочную продукцию, электроэнергию, и т. д. Например, ваши траты на производство мебели составили 42.000,00 рублей. Эти расходы нужно вычесть из дохода. Получится 73.000,00 рублей. Это и есть прибыль.

2.б) Остальные мультипликаторы прибыли

Прибыль можно считать по разному для разных оценок.

EBITDA - мы уже рассмотрели в разделе 1.г)

Чистая прибыль — наиболее распространенный вид прибыли в оценке компаний. Чистая прибыль, это то, что остается от полученной компанией прибыли после уплаты налогов, сборов, отчислений и прочих обязательных платежей в бюджет. Если компания на имеет чистой прибыли, значит она живет в долг. Даже при высокой выручке.

EPS (прибыль на акцию) — это прибыль компании в пересчете на одну акцию. EPS показывает инвестиционную привлекательность компании. Чет выше показатель, тем больше акционер зарабатывает с каждой приобретенной акции компании.

2.в) Чистый долг/EBITDA

Начнем с того, что такое чистый долг — это весь долг компании за минусом денежных средств и других ликвидных активов, которые можно быстро продать.

Чистый долг/EBITDA показывает, через сколько лет компания сможет погасить свои долговые обязательства. Чем меньше значение этого мультипликатора, тем компания лучше.

3. Рентабельность

-4
Очень упрощенно, рентабельность, это сколько копеек дохода приносит каждый вложенный в бизнес рубль. Чем выше рентабельность, тем привлекательнее компания. А если рентабельность отрицательная, значит компания убыточная.

Рассмотрим основные показатели рентабельности.

3.а) EBITDA/выручка

Мультипликатор дает возможность оценить, какая доля выручки остается у компании до вычета процентов, налога на прибыль и амортизации активов. Чем выше этот показатель, тем лучше.

3.б) ROA

ROA (Return on Assets) — рентабельность активов. Рассчитывается по формуле:

ROA = Чистая прибыль / Средний размер активов × 100%, где средний размер активов — это сумма активов в начале и в конце отчетного периода, деленная пополам. Этот мультипликатор показывает сколько копеек чистой прибыли зарабатывает компания с каждого рубля вложений в активы бизнеса. Чем выше показатель, тем лучше.

3.в) ROE

ROE (Return on Equity) – рентабельность собственного капитала.

Показатель похож на ROA, но ROA показывает эффективность всех активов компании, а ROE — эффективность только активов, принадлежащих собственникам или инвесторам.

Формула тоже похожа: ROE = Чистая прибыль / Собственный капитал × 100%.

Простыми словами, ROE показывает, сколько копеек приносит каждый рубль, вложенный собственником в бизнес. Разумеется, чем выше показатель, тем лучше.

3.г) Чистая прибыль/выручка

Этот мультипликатор еще называют Net Margin. Он помогает оценить долю чистой прибыли компании в ее выручке.

Формула простая: Net Margin = Чистая прибыль / Выручка × 100%.

Чем выше показатель, тем лучше.

II. Выводы

Если вы серьезно относитесь к выбору компаний в свой инвестиционный портфель, то вкладка «Показатели» поможет вам в выборе.

Но вам стоит учесть что эти и многие другие мультипликаторы нужно изучить подробнее, чтобы понять, на что влияет каждый из них, в каких случаях предпочтительнее тот или иной мультипликатор. К сожалению, каждый из них требует отдельной статьи. А на этом уроке мы рассмотрели их очень кратко, лишь с целью ознакомления.

Но на первом этапе при выборе компании в портфель достаточно просто ознакомиться с показателями на этой вкладке, и оценить их исходя из условий «больше-лучше» или «меньше-лучше», не вникая в подробности.

🔥 С вами был Старый биржевик. До новых встреч!