Найти тему
Шкиперские байки

Тайны и загадки бывшего "секретного города" вблизи немецкой столицы

Оглавление

Немногие знают, что в часе езды к северу от Берлина находятся остатки очень важного исторического авиационного исследовательского центра Германии.

Немного истории

В разгар Первой мировой войны военное министерство Германии решило создать исследовательский и испытательный центр для своих военно-воздушных сил.

Рехлин
Рехлин

Планирование такого объекта началось в 1916 году в Рехлине, рядом с озером Мюриц. До 1917 года необходимо было обеспечить для этого площадь в 1400 гектаров. Но война существенно замедлила процесс разработки, поэтому потребовался еще год, прежде чем 29 августа 1918 года открылся Институт авиационных испытаний и обучения («Flieger-Versuchs- und Lehranstalt»). К сентябрю 1918 года составили планы строительства первых железобетонных ангаров для самолетов, но перемирие в ноябре 1918 года положило конец этим планам.

Современный музей авиации в Рехлине
Современный музей авиации в Рехлине

Версальский договор запрещал Германии использовать или создавать военно-воздушные силы, поэтому необходимость в таком испытательном и учебном центре стала уже спорной. В свою очередь, большая часть объекта, включая железнодорожные строения и инфраструктура, снесли.

-3

В 1922 году немцы подписали Рапалльский договор с Советским Союзом, который нормализовал дипломатические отношения и укрепил экономические связи. Также было включено секретное соглашение о военном сотрудничестве. В результате с 1925 года немцы стали управлять секретной авиационной школой (Fliegerschule Stahr) на окраине российского города Липзек, а также разрабатывать новые самолеты и системы вооружения.

В то же время правительство Германии приступило к возобновлению работ на закрытом испытательном полигоне в Рехлине, где сформировали клуб гражданской авиации «Luftfahrverein Waren e.V», который функционировал как прикрытие для правительства. В период с 1926 по 1933 год вокруг района построили новые мастерские, ангары для самолетов и жилые помещения, что стало основой нового испытательного центра.

Когда к власти в 1933 году пришли нацисты, были выделены значительные средства на дальнейшее развитие центра. Техники и инженеры со всей Германии были отправлены в Рехлин, и для них и их семей были построены крупные поселения.

Центр состоял из 4 различных секций, каждая из которых специализировалась на разных направлениях:

Gruppe Nord - Администрация, Лаборатории,
Süd – испытания двигателей и моторов,
Ost – испытания боеприпасов и оружия,
West - техническая рота, казармы.
-7

В 1939 году инженеры испытали первый самолет с реактивным двигателем Heinkel He 178 в Рехлине.

Наряду с реактивными самолетами, также были проведены работы по изобретению автопилота и катапультируемого кресла среди многих других заметных авиационных разработок. Инженеры Рехлин-центра также были привлечены к созданию и испытанию первого в мире реактивного самолета-невидимки Horten H IX. Первый реальный испытательный полет был предпринят на ныне заброшенной площади Ораниенбург позже.

Закрытая территория предназначалась не только для испытаний самолетов, но и для новых технологий вооружения. Неясно, когда именно, но через некоторое время после 1933 года немецкие инженеры построили «макет города» примерно в 7 км от Рехлина среди леса, известный как Weiße Häuser Rechlin.

-10

До сих пор в лесу сохранились десятки знаков, которые предупреждают посетителей о том, что рискуют своей жизнью, поскольку земля все еще усеяна неразорвавшимися боеприпасами. Некоторые местные жители до сих пор рассказывают истории о том, что время от времени можно было услышать взрывы, когда олень или кабан делают неверный шаг в подлеске.

В общей сложности нацисты построили 4 железобетонных башни, чтобы проверить эффективность своих бомб, а также прочность строительных материалов и форм.

Почему это место назвали Weiße Häuser Rechlin?

Башни изначально были построены со светлым кирпичным фасадом, за что и получили свое название. Однако экипажи, работавшие там, называли его по-другому - Berliner Siedlung.

Вокруг этих башен до сих пор ходит много слухов и легенд. Их точное предназначение до сих пор остается загадкой. Одна из самых популярных теорий заключалась в том, что башни были построены в качестве испытания для новой Германии Рейхсхауптштадт. Правда, небольшие размеры и внутренняя планировка этих домов совсем не подходят для удобного типа дома. Они больше похожи на бункеры. Но их внешние украшения, кирпичный фасад, украшения стен и бетонные карнизы, которые имеют сходство со своими историческими аналогами в Берлине, убедительно свидетельствуют о том, что они, скорее всего, были задуманы или имитировали гражданские объекты.

Конечно, звучит правдоподобно, что нацисты хотели построить для столицы Германии жилье, которое могло бы противостоять бомбам. Фашисты также построили неподалеку от башен участок автобана длиной 300 метров, видимо, по той же причине, что и башни. Но густой лес скрывает многое и увидеть какие-то доказательства теорий не представляется возможным.

-14
-15

По другой теории башни в Рехлине были построены для имитации городских условий и проверки точности и эффективности новых технологий вооружения.

Испытания нацистского оружия

Недалеко от заброшенных башен находится еще одна загадка. Большая железобетонная плита с массивным взрывным отверстием посередине, отслаивающийся на части бетон, застывший во времени. Производители оружия проводили испытания для определения проникающей силы разрывных бомб. Первые испытания проводили на заводах, а потом проверяли снова в июле 1939 года для Гитлера в Weiße Häuser Rechlin. Похоже, что демонстрация прошла не так, как планировали и плита осталась лежать в таком виде.

Рехлин и Weiße Häuser никогда не были мишенью американских бомбардировок до мая 1944 года. Но бомбардировка в августе 1944 года повредила объект, хотя он продолжал работать до апреля 1945 года, когда последняя бомбардировка вывела объект из строя.

В конце апреля 1945 года немцы уничтожили технические объекты, прежде чем 2 мая 1945 года сдали Рехлин Красной Армии. После войны, согласно слухам, местные жители разыскивали строительные материалы и разобрали кирпичный фасад, который и дал название этому месту.

Интересно, что гитлеровцы использовали Rechlin в 1935/1936 годах для проведения серии секретных испытаний первых версий так называемого конического наземного бомбоубежища, которое было впервые спроектировано в 1934 году Лео Винкелем. В этих бункерах остроконечной формы могли поместиться примерно 200 человек, и оказались довольно популярными конструкциями вокруг заводов и военных объектов.

-18

Прежде чем приступить к их строительству, нацисты решили проверить их эффективность – и пришли к выводу, что они могут выдержать даже прямое попадание. 7 из них можно найти в Вюнсдорфе, недалеко от Бункерного цеппелина, бывшей штаб-квартиры Верховного командования сухопутных войск Германии. Недалеко от отеля Weiße Häuser также долгое время находился опрокинутый Винкельтурм, хотя он был покрыт деревьями и густыми зарослями.

До 1993 года советские войска использовали Рехлин в качестве военной базы. После воссоединения Германии часть территории использовалась немецким бундесвером, но вскоре была снова сдана. Одна из взлетно-посадочных полос была возвращена в гражданское использование после того, как российские бомбардировщики получили приказ вернуться домой. В то время как части бывшего военного объекта были либо снесены, либо возвращены гражданскому населению, другие участки гниют в лесу.

Сосновые леса быстро отвоевывают то, что им принадлежит, заметая большую часть следов нацистов. В течение нескольких лет ходили слухи о том, что Weiße Häuser Rechlin будет снесен, но до сих пор башни остаются молчаливыми и скрытыми свидетельствами безумия войны.

Если моя статья была интересна и понравилась, ставьте лайки. Подписывайтесь на мой канал - будет много интересного.