Найти тему
Исторический шик

Сестра императрицы, которую любили. Как великая княгиня Елизавета Федоровна жила в России

Оглавление

Великая княгиня Елизавета Федоровна приходилась родной сестрой российской императрице Александре Федоровне. Елизавета Федоровна была на 8 лет старше государыни и прибыла в Россию на 10 лет раньше нее. Оказалась в нашей стране гессенская принцесса Элла постольку, поскольку к ней посватался великий князь Сергей Александрович, один из младших сыновей Александра II.

Насыщенная светская жизнь

Когда Елизавета Федоровна приехала к жениху, Россией уже правил Александр III, старший брат Сергея Александровича. Императрицей же была датская принцесса Дагмар, в православии носившая имя Марии Федоровны. По воспоминаниям современников, Мария Федоровна была женщиной энергичной и общительной. Императрица обожала балы, красивые наряды, дорогие украшения.

Императрица Мария Федоровна
Императрица Мария Федоровна

И конечно же, в этом во всем ей вторили представительницы петербургского света. Елизавете Федоровне, видимо, не слишком легко было освоиться в России, где светская жизнь ко времени ее приезда была веселой и буквально била ключом. Ведь известно, что и в доме своего отца – не слишком богатого герцога гессенского Людвига, и при дворе своей бабушки – английской королевы-пуританки Виктории, Элла привыкла к излишнему веселью, жизни на широкую ногу и роскоши.

Добрые дела

Однако, несмотря на это, в конечном итоге Елизавета Федоровна все же смогла вполне гармонично вписаться в придворное общество Марии Федоровны. Женщиной великая княгиня была скромной, но при этом достаточно общительной, и по воспоминаниям современников, доброй и очень отзывчивой. В России принцессу Эллу быстро полюбили и приняли в свой круг.

Любовь окружающих объяснялась, в том числе и многочисленными добрыми делами великой княгини. Елизавета Федоровна очень много занималась благотворительностью. Причем делала она это не напоказ, как многие высокородные дворянки того времени, а искренне желая помочь нуждающимся.

Елизавета Федоровна в молодости
Елизавета Федоровна в молодости

Свою любовь к благотворительной деятельности принцесса Элла, видимо, унаследовала от матери – супруги герцога Людвига, принцессы Алисы Великобританской. Как и Елизавета, приехав на родину супруга, в Дармштадт, дочь королевы Виктории сразу же начала оказывать разностороннюю помощь подданным.

Набожная княгиня

Влившись в российскую веселую придворную жизнь, принцесса Элла однако всегда продолжала оставаться очень верующим человеком. Известно, к примеру, что Елизавете Федоровне было очень сложно отказаться от своей лютеранской веры.

Смена религии оказалась очень важным вопросом для великой княгини. Долгие годы Елизавета Федоровна продолжала придерживаться протестантизма. Но в конечном итоге она все же приняла православие.

-3

Любимая сестра

В семье своего отца – герцога Людвига Гессенского, Элла, конечно, была не единственной дочерью. Алиса Великобританская родила своему супругу еще нескольких детей. Одной из дочерей герцогской семьи была принцесса Алиса. Когда Элла уезжала в Россию, ее сестре было всего 12 лет.

Сестры любили друг друга и расставание стало для них тяжелым испытанием. Тем более, что к тому времени они обе были сиротами. Их матушка – Алиса Великобританская, скончалась от дифтерии.

Внучек взяла на воспитание королева Виктория и при ее дворе они старались всегда держаться вместе. Семейная жизнь Елизаветы Федоровны в России была вполне спокойной и комфортной. Но, конечно же, она все равно очень скучала по своим родным, оставшимся в Англии, включая принцессу Алису.

Гессенские принцессы
Гессенские принцессы

Интрига Елизаветы Федоровны

При дворе же российского императора тем временем подрастал его старший цесаревич Николай. Ко времени приезда Эллы, перед его родителями уже начинал вставать вопрос о его будущей женитьбе. Елизавета Федоровна прекрасно помнила, какое впечатление произвела на Николая ее младшая сестра Алиса, когда та приезжала в Петербург на ее свадьбу.

Аликс и Николай проводили очень много времени вместе и цесаревич даже подарил юной принцессе выпрошенную у матери брошку. Алиса явно нравилась Николаю, и Елизавета Федоровна решила, что цесаревич и ее сестра обязательно должны пожениться. Элла была бы очень рада, если бы Аликс, как и она сама, жила в России.

План Елизаветы Федоровны, в котором принимал участие и ее супруг – великий князь Сергей Александрович, в конечном итоге сработал. Николай без ума влюбился в Алису и заявил родителям, что жениться намерен исключительно на ней.

Цесаревич Николай
Цесаревич Николай

Мария Федоровна и Александр III прочили в невесты цесаревичу совсем другую принцессу – француженку Елену Орлеанскую. Алиса в качестве невестки их не устраивала. Когда Мария Федоровна узнала, кто подстегивал роман Николая и гессенской принцессы, она, разумеется, очень разгневалась. Известно, что между императрицей и Елизаветой Федоровной даже состоялся крайне неприятный для великой княгини разговор.

Но как бы там ни было, Николай настоял на своем, и Алиса приехала в Россию в качестве невесты. Как и сама Элла, Аликс была очень набожной девушкой. Эту набожность сестрам привила бабушка – королева Виктория. Известно, что в России Алиса и Элла в последующем даже устроили нечто вроде соревнования – кто из них набожнее и совершит больше добрых дел.

Но как бы там ни было, в отличие от Эллы, Алисе пришлось принять православие сразу же после того, как она оказалась в России. Ведь замуж она выходила не за великого князя, как сестра, а за самого императора. В православии Алиса приняла имя Александры Федоровны, став российской императрицей.

Свадьба Николая II и Александры Федоровны
Свадьба Николая II и Александры Федоровны

Помощь сестре

Известно, что в первое время Елизавета Федоровна очень опекала свою сестру. Великая княгиня, к примеру, давала Аликс советы, где можно заказывать себе наряды и как вести себя при российском дворе, чтобы понравиться подданным. Елизавета Федоровна, к примеру, рекомендовала Александре Федоровне почаще улыбаться.

Последовать совету сестры молодой императрице однако оказалось сложно. Алиса была еще более скромной и стеснительной девушкой, чем Элла. К тому же становление ее, как личности, шло в основном под влиянием строгой и холодной королевы Виктории. Элле же, когда переехала в Англию, было уже целых 15 лет. Пример в детстве, таким образом, она брала не с Виктории, а со своей матушки, женщины скромной и добродетельной, но гораздо более доброй и общительной, чем английская королева.

-7

Аликс же попала в Англию еще совсем маленькой. Возможно, поэтому при дворе мужа она начала вести себя, скорее всего, по подобию королевы Виктории. Александра Федоровна мало улыбалась, была излишне строга с приближенными, редко кого-нибудь хвалила.

Ко всему прочему из-за своей стеснительности и болезненности, молодая императрица еще и не любила устраивать балы и приемы. Привыкшим к веселой и насыщенной светской жизни времен Марии Федоровны придворным, конечно же, это совершенно не нравилось.

Сестры-подруги

Все эти факторы привели к тому, что Александра Федоровна стала крайне непопулярной в России императрицей. Елизавета Федоровна однако, конечно же, не отвернулась от своей сестры. Великая княгиня и государыня в последующем дружили друг с другом долгие годы. Елизавета Федоровна стала одной из тех немногочисленных подруг, которые были у Александры Федоровны в России.

Елизавета Федоровна и Александра Федоровна
Елизавета Федоровна и Александра Федоровна

Испортились отношения императрицы и великой княгини только уже перед самой революцией. Конфликт между сестрами произошел из-за Распутина. Елизавета Федоровна прямо посоветовала сестре отдалить от себя старца. В ответ Александра Федоровна начала выказывать сестре свое нерасположение. Помириться после ссоры из-за Распутина сестры в последующем так и не успели. В России грянула революция и обе принцессы погибли.

Какой была семейная жизнь Елизаветы Федоровны

Несмотря на трагичную судьбу, Александра Федоровна, как известно, была очень счастлива в браке. Николай II обожал ее, прислушивался к ее советам и никогда не изменял ей. У супругов родилось пятеро замечательных детей, включая цесаревича Алексея, которые любили родителей и почитали их.

Елизавета Федоровна в браке не была столь же счастлива, как ее сестра. Но все же и ее семейная жизнь с великим князем Сергеем Александровичем была вполне спокойной и комфортной. Единственное, в отличие от сестры, Елизавета Федоровна совершенно не могла как-то влиять на своего супруга. В великокняжеском доме всем и полностью заправлял властный и решительный Сергей Александрович.

Сергей Александрович
Сергей Александрович

К своей супруге великий князь, в особенности в первое время, относился, по воспоминаниям современников, едва ли не как «к маленькой девочке». Будучи всего на 7 лет старше Елизаветы Федоровны он постоянно направлял ее и пытался воспитывать. Каких-либо грубостей по отношению к жене или откровенных измен, в отличие от многих других великих князей Романовых, Сергей Александрович однако никогда себе не позволял.

Обет великой княгини

Сама Елизавета Федоровна, по всей видимости, любила своего супруга. В любом случае каких-либо жалоб на мужа от нее никто и никогда не слышал. Единственное, что огорчало великую княгиню в браке, как и самого Сергея Александровича, - это то, что в их семье не было детей. Точная причина, почему Елизавета Федоровна не родила мужу ни одного ребенка, неизвестна.

Случиться так могло, как из-за Сергея Александровича, так и из-за самой Елизаветы Федоровны. К примеру, некоторые современники считали, что великий князь вообще не интересуется женщинами, включая свою супругу. Другие однако опровергали это мнение, называя его грязной клеветой.

-10

Также часть современников полагала, что Елизавета Федоровна, зная о том, что она может быть носительницей гемофилии, дала обед безбрачия в молодости. Соответственно и брак великого князя и княгини был белым. То есть жили они, как муж и жена.

Подобные предположения однако никем и никогда не были ни подтверждены, ни опровергнуты. Как на самом деле обстояли дела, таким образом, так и осталось неизвестным.

Племянники на попечении

В любом случае почувствовать себя в роли матери Елизавете Федоровне в России все же было суждено. После того как из страны за морганатический брак был изгнан великий князь Павел Александрович, на воспитание его брату – Сергею Александровичу были отданы его дети от скончавшейся первой супруги – Мария и Дмитрий.

Мария Павловна в последующем вспоминала, что поначалу тетушка Элла приняла их с братом довольно-таки холодно. Елизавета Федоровна, видимо, ревновала супруга к племянникам, которых он очень любил. Но в конечном итоге великая княгиня все же смягчилась по отношению к Дмитрию и Марии и приняла в их воспитании и устройстве судьбы самое горячее участие.

Сергей Александрович с племянниками
Сергей Александрович с племянниками

Щедрый супруг

Помимо всего прочего, как и все Романовы, супруг Елизаветы Федоровны был очень щедрым человеком. Сергей Александрович дарил супруге множество дорогих подарков, включая роскошные украшения. Мария Павловна в последующем в своих мемуарах писала, что у тетушки Эллы под драгоценности была отведена целая комната. В этой комнате на полках лежали бесчисленные броши, серьги, диадемы, браслеты и т. д.

Когда Елизавета Федоровна одевалась на бал и дополняла свой образ драгоценностями, по словам Марии Павловны, она выглядела необыкновенно красиво и величественно. От внешнего вида тетушки племянница, если судить по ее мемуарам, приходила в настоящий восторг.

Елизавета Федоровна при параде
Елизавета Федоровна при параде

Проданные сокровища

Сама же Елизавета Федоровна однако к драгоценностям, как вспоминали современники, была довольно-таки равнодушно. В любом случае после кончины супруга Сергея Александровича, который, как известно, погиб от рук террористов в 1905 г, великая княгиня совершенно без какого-либо сожаления, избавилась абсолютно ото всех своих украшений.

Елизавета Федоровна просто продала подарки мужа и на вырученную сумму открыла Марфо-Мариинскую обитель в Москве. Выдав Марию Павловну замуж и пристроив Дмитрия Павловича в военное училище, она ушла от света, став настоятельницей в этой обители.

Сергей Александрович, кстати сказать, если бы был жив, вряд ли обрадовался такому решению супруги. Известно, что при жизни он совершенно не понимал ее излишней, по его мнению набожности. По воспоминаниям Марии Федоровны, в последние годы он очень переживал о том, что его супруга начинает все сильнее отдаляться от света и мирской жизни.

Но как бы там ни было, Елизавета Федоровна стала настоятельницей в обители и оставалась в этом качестве до самой революции. В отличие от царской семьи и многих других Романовых, конфисковать у Елизаветы Федоровны после революции новым властям было нечего.

Однако местонахождение большинства сокровищ великой княгини, как и драгоценностей Романовых, ныне также остается практически неизвестным. Свои парюры, браслеты и ожерелья Елизавета Федоровна, скорее всего, продала за границу.

-13

Никаких каталогов принадлежащих ей украшений великая княгиня, конечно, не вела. Но сегодня мы все же можем составить себе представления о том, как выглядели некоторые из драгоценностей сестры российской императрицы. Ведь до наших дней, помимо воспоминаний современников, сохранилось и множество фото и портретов Елизаветы Федоровны.

Изумруды великой княгини

К примеру, на одном из фото великая княгиня предстает в роскошной изумрудной парюре, состоящей из диадемы и ожерелья. Этот комплект ранее носила свекровь Елизаветы Федоровны, матушка Сергея Александровича, императрица Мария Александровна. Поскольку парюра принадлежала к числу коронных драгоценностей, решив уйти от мирских дел, великая княгиня вернула ее Романовым.

-14

Император Николай II в последующем передал украшение великому князю Павлу Александровичу, а тот подарил своей дочери – воспитаннице Елизаветы Федоровны, Марии Павловне. Возможно, произошло так по просьбе самой великой княгини, решившей оставить племяннице, долгое время прожившей в ее семье, какую-нибудь память о себе и Сергее Александровиче.

-15
Мария Павловна в парюре Елизаветы Федоровны
Мария Павловна в парюре Елизаветы Федоровны

Мария Павловна получила диадему и колье. Изумрудная брошь же дополняющая комплект на фото, была продана Елизаветой Федоровной брату – герцогу Эрнсту Гессенскому. Переходя из рук в руки в семействе Гессенских, эта брошь в конечном итоге оказалась на аукционе. В 1996 г. ее продали неизвестному покупателю.

Саму парюру Мария Павловна после революции продала сербскому королю Александру, который в последующем подарил ее своей невесте – Марии Румынской. Таким образом, украшение, принадлежавшее когда-то императрице Марии Александровне, стало собственностью ее родной племянницы.

В конечном итоге парюра однако все же ушла из семьи, поскольку была продана ювелирному дому VanCleef & Arpels. Сегодня это украшение экспонируется в музее, правда уже с искусственными изумрудами.

Колье Елизаветы Федоровны
Колье Елизаветы Федоровны

Роскошное корсажное украшение

Судьба изумрудной парюры Елизаветы Федоровны, таким образом, оказалась сложной. Но сегодня мы все же имеем возможность полюбоваться на этот великолепный комплект великой княгини. Сказать того же о другом роскошном украшении с того же фото Елизаветы Федоровны, однако, к сожалению нельзя.

На снимке можно заметить, что, помимо броши, Елизавета Федоровна дополнила свою изумрудную парюру и другим ювелирным изделием – роскошным корсажным украшением. Как и брошь, это украшение не было частью парюры. Поэтому Мария Павловна не получила его в свою собственность.

-18

Хотя корсажное украшение в образе Елизаветы Федоровны хорошо сочетается с парюрой, дизайн этих изделий все же сильно различается. В парюре изумруды огранки кабошон, к примеру, имели круглую форму. В корсажном же украшении мастер использовал каплевидные изумруды.

Как именно корсажное украшение с изумрудами попало к Елизавете Федоровне, доподлинно неизвестно. Но скорее всего, эта драгоценность, как и другие, принадлежавшие великой княгине, было подарком супруга Сергея Александровича. В любом случае, если судить по фотографии, смотрелось это украшение на Елизавете Федоровне просто великолепно.

Представляла собой корсажная брошь великой княгини очень гибкое каскадное украшение, состоявшее из бриллиантовых цепочек. Верхний ярус дополняли съемные броши с большими изумрудами-кабашонами. Во всех трех ярусах украшения мастера, помимо бриллиантов, использовали 31 изумруд. Каждый каплевидный камень в украшении при этом дополнялся симпатичным листочком.

Елизавета Федоровна в одежде настоятельницы
Елизавета Федоровна в одежде настоятельницы

Как и изумрудную брошь, Елизавета Федоровна продала свое каскадное украшение после кончины супруга, в 1905 г. Известно, что купил эту драгоценность турецкий султан. Дальнейшая его судьба, к сожалению, осталась неизвестной.