Ездила на дачу – думала, там уже всё сгнило и засохло, но нет, не всё. Хотя по ощущениям осень осенью, тоскливо. Еду ненадолго, пока дети в школе, а всякий раз думаю, что успею и то, и сё, и это. А почти ничего не успеваю. Потому что осенью погрешности сада как-то особенно бросаются в глаза, и я начинаю выдёргивать, пересаживать, подсыпать землю. А потом уже и домой пора, эх.
Но есть и удачи.
Например, года четыре назад посадила скумпии. Ничего тогда о них не знала, даже вживую-то не видела, наткнулась на красивые картинки в сети, впечатлилась. Поначалу была ими разочарована – скумпии у меня не цветут, а их ценят за шапки соцветий. Зато теперь считаю, что мои скумпии совершенно замечательные. Всегда занятные, всегда опрятные, а как пламенеют осенью!
Клематисы воодушевляют, какие же они красивые и как долго цветут! А когда-то мне казалось, что это ну очень капризное растение для очень умелых садоводов. Занятно, что клематис, который я посадила самым первым, и в самом деле ужасно капризный. Он так ни разу и не расцвёл. Но у него листочки необыкновенно красивые, ажурные. Может, я что-то перепутала и это вообще не клематис? Надо приглядеться повнимательнее.
Очень порадовала в этом году мальва Зебрина – кажется, это первый на моей памяти цветок, который реально цветёт всё лето. И продолжает осенью. Я вырастила её из подаренных подружкой семян, высадила в сад в мае. Три хилых стебелёчка. Каждый из них начал цвести почти сразу и никак не может успокоиться, выдаёт всё новые и новые цветы, дюжинами. Поразительно. Выглядят всегда наисвежайше, почему-то. В моём городском палисаднике Зебрина тоже до сих пор цветёт, но выглядит совсем не так бодро.
Мои розы, увы, так себя не ведут. То есть они цветут, цветут. Не жалуюсь. До сих пор продолжают. Но не дюжинами цветов на каждом побеге и не беспрерывно. Сейчас и подавно каждый цветок дорог. Лучше остальных держатся английские розы, и я люблю их всё сильнее.
Aspirin от холода порозовел.
Бабушкина фейри-розочка расцвела напоследок.
Прекрасная Angela машет последними лепесточками.
Летом я насовала всюду множество черенков – и в стаканчики, и в горшки, и в землю. Розы решила прикопать рядом с более взрослыми коллегами, с флоксами решила не делать ничего. Погляжу, как ребята перезимуют. В прошлом году получилось не очень, хотя кого-то я даже и укрыла.
Отдельная интрига сезона – черенки метасеквойи. Решила попробовать размножить мою грустную красавицу, которая каждую зиму вымерзает и за лето отрастает заново. Вдруг её череночки будут устойчивее? По всему саду их рассадила и в город отвезла, в палисадник под окнами кухни, а несколько горшков засунула под крыло к маме. Выживет ли хоть один? Увидим весной.
Совесть требует добавить в садовый отчёт кустовые астры – они выросли такими огромными! И цветут так старательно! А я их (пока?) не умею полюбить. Но добавлю, чтобы не обижать.
Мысли об обрезке, обработке и укрытии всех страждущих вызывают глухую тоску. Но надо, надо. Уже скоро. Всенепременно займусь. Выглядят страждущие при этом так, что к ним и подступиться страшно со всеми этими обрезками, обработками и укрытиями. Но я возьму себя в руки. Я даже краги сварщика уже купила.
Скоро уже и снег выпадет, чую. Ну и ладно. Успокоимся, перестанем хлопотать, будем ждать новой весны.