14 октября исполнилось бы 90 лет народному артисту РСФСР Михаилу Михайловичу Козакову.
Михаил Козаков полвека блистал на экране. В его фильмографии немало ярких, запоминающихся ролей.
Стоит вспомнить только фильмы «Убийство на улице Данте», «Человек-амфибия», «Здравствуйте, я ваша тётя!», «Хождение по мукам», «Государственная граница». И многие другие.
У каждого поклонника таланта этого актера своя любимая роль Козакова.
Я хочу вспомнить одну роль, которая не перестает меня восхищать.
Михаил Козаков в роли Грига в фильме 1979г. «Безымянная звезда»
Эта кинолента – режиссерская работа М. М. Козакова.
В «Безымянной звезде» он же сыграл и одну из главных ролей. Теперь уже трудно представить, что в образе Грига мы могли бы увидеть Леонида Филатова или Родиона Нахапетова, как это предполагалось изначально.
Потому что Григ Козакова – это подлинный шедевр.
Этого самого Грига, игрока, авантюриста, прожигателя жизни, Козаков сыграл так, что это даже не персонаж, а целая философия.
Причем интересно то, что раскрыт этот персонаж в основном посредством речевой характеристики. Но как раскрыт! Целый характер перед нами. Ничего и добавлять не надо.
Интересно, что при первом поверхностном просмотре фильма создается впечатление, что Григ со своими циничными рассуждениями чуть ли не комический типаж. А почему бы и нет. Некоторые его фразы, манера поведения откровенны смешны.
Но постепенно Григ вызывает смешанные чувства. И целую бурю эмоций. Ведь его жизненная философия, увы, слишком точна, остра и отчасти справедлива.
Причем настолько, что подчас прямо-таки бьет под дых. Даже опустошает зрителя. Иногда кажется, что это и не Григ вовсе, а сама насмешливая и беспощадная Судьба безжалостно изобличает лично тебя, выставляя в самом беспомощном и неприглядном свете.
Григ откровенно презирает неудачников в лице Марина Мирою и мадемуазель Куку. Презирает, прежде всего, за то, что они не потрудились в свое время вырваться из ловушки местечкового существования.
Григ признает правильным лишь свой образ жизни. Все, кто не преуспел, ничтожны, по его мнению.
«Приветствую красоту и грацию, которые утеряны навсегда, потому что вы живете здесь», – зло ерничает он по отношению к мадемуазель Куку.
А учитель Мирою настолько ничтожен и смешон в его глазах, что даже не может рассчитывать на ревность.
В то же время едкий сарказм Грига обнаруживает его хорошо скрываемую растерянность. Ведь он, такой импозантный и успешный, столкнулся с непонятным явлением: бескорыстным возвышенным чувством. Есть отчего быть взвинченным.
Впрочем, Григ находит для себя привычное объяснение: все происшедшее не более, чем блажь, каприз вздорной любовницы. Событие на Большой Медведице.
Кажется, что главная обида Грига абсолютно конкретна и построена на расчете: «Мона, я жил с тобой 3 года. Я истратил на тебя целое состояние!», – вот в чем соль.
Но на самом деле в Григе не все подвержено здравому смыслу. Он по-своему привязан к этой взбалмошной Моне. Даже по-своему любит ее. А иначе, зачем бы, вообще, разыскивал он ее в этакой глуши?
Кстати, еще один штрих к портрету Грига – его неприжимистость. Казалось бы такой закоренелый циник и не задумывается, подписывая по просьбе Моны чек с немалой суммой. Для того самого пресловутого английского рожка…..
Иной раз мне кажется, что вот так натурально сыграть этого самого Грига – недостаточно обладать лишь актерским талантом. Надо еще вложить в роль и личную человеческую убежденность.
Кто знает, каким был человеком Михаил Козаков. Может, в нем и жил тот самый Григ. А, может, это все лишь сила актерского мастерства.
Кто знает. Но результат налицо. Филигранный, навек запечатленный в памяти образ.
А вы, что об этом думаете, дорогие читатели?
Фото из открытых источников интернет.
Фотоколлаж авторский.