Недаром говорят, что положительного героя сыграть сложнее, чем злодея какого-нибудь. По крайней мере, трех со всех сторон прекрасных киноперсонажей я уж точно терпеть не могу.
Женя Лукашин в фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1976)
Уж не знаю, режиссер ли заложил в образ Жени Лукашина множество сомнительных, неприятных черт, или Андрей Мягков так сыграл, но факт налицо.
Этот Женя Лукашин меня раздражает безмерно.
Чем именно?
Он типичный конформист, привык плыть по течению. Боится принимать решения, и, вообще, всякой самостоятельности сторонится. Трудно представить, чтоб такой человек был хирургом.
Женя Лукашин трусоват. Безответственен. Что подтверждает эпизод с Галей. Слабоволен. Инфантилен, недаром уже в серьезном возрасте с мамой живет, а свою семью так и не завел. Кстати, неизвестно, как он поступит, в свою очередь, с Надей: не сбежит ли и от нее по какой-то ведомой лишь ему уважительной причине.
И, вообще, Женя Лукашин серенький какой-то. Обыденный. Нет в нем искорки. Стерженька нет.
Кто-то довольно метко заметил, что влюбиться можно только в того, о ком хочется сочинить сказку. Интересно, кто-нибудь когда-нибудь всерьез поверил, чтобы такая женщина, как Надя захотела сочинить сказку, то бишь, влюбиться в такого нелепого персонажа?
При этом в фильме вполне понятен режиссерский замысел – показать, что и смешной, чудаковатый Лукашин может быть прекрасен благодаря всемогущей силе любви. Может, многим зрителям воплощение этого замысла и пришлось по душе (недаром, фильм такой популярный)...
Раду Удря в фильме Михаила Козакова «Безымянная звезда» (1979)
Обожаю этот фильм. Писала о нем неоднократно. Но есть персонаж в этой киноленте очень для меня неприятный. И это вовсе не Григ, расчетливый и циничный любовник Моны. С ним как раз все неоднозначно.
По-настоящему лично у меня вызывает отрицательные эмоции приятель Марина Мирою, его коллега, учитель музыки, Раду Удря, в исполнении талантливого советского актера Григория Лямпе.
Чем же меня раздражает этот самый Удря, ведь, вроде, он милый, смешной, добрый чудак, влюбленный в сочиненную им симфонию, и мечтающий о недостижимом английском рожке?
Вроде, все так трогательно и невинно. Но не совсем, если вдуматься. Потому что этот самый Удря зациклен только на себе. Он патологический эгоист. Вокруг себя никого не видит. И с Марином общается, потому что тот безропотно выслушивает его фантазии. На искреннее сопереживание Удря не способен. Он занят только собой. Это ясно видно в эпизоде, когда Григ выписывает Удре чек на покупку того самого английского рожка. И восторженный учитель музыки настолько счастлив, что совершенно не обращает внимание на то, что жизнь его близкого друга рухнула – Мона-то уезжает навсегда.
Удря – своего рода человек в футляре. Живет себе в собственном радужном выдуманном мире. А остальное идет по касательной. Удобная позиция, согласитесь. Но какая уж тут положительность?
Рыцарь Айвенго в фильме Сергея Тарасова «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» (1982)
Фильм этот – настоящий культурный шок детства. Прекрасно в нем все: красивые фактурные мужские персонажи, ослепительная леди Ровена, захватывающий сюжет, привносящие дополнительный смысл происходящему на экране песни Высоцкого. В общем, нравится все. Кроме главного героя.
Айвенго в исполнении латышского актера Петериса Гаудиньша неприятен донельзя. И, вроде, неплохой актер это Гаудиньш. Зрители помнят его по таким ярким фильмам, как «Вей, ветерок!», «Театр», «Стакан воды», «Мать Мария» и тд. И там он очень даже ничего. А вот в фильме про Айвенго – это просто каменная статуя Командора. Еще вызывает ассоциацию с заснеженным мальчиком Каем. Но никак не с доблестным героем из романа Вальтера Скотта.
Понимаю, что взяли Петериса Гаудиньша из-за подходящего типажа. Красивая, утонченная внешность северянина сыграла решающую роль. Смотрите, дескать, зрители – любуйтесь. Но кроме красоты несомненной, нет в этом Айвенго ничего. Ни страсти, ни благородной воли, ни характера, ни способности к сильным чувствам. Ни безрассудства, наконец. Того наполнения, которое позволило бы бесповоротно зрителям влюбится в этого героя. Ведь он гвоздь истории. А получилось то самое горделивое присутствие в кадре. И не более того.
Кстати, мои мысли подтвердила в одном из интервью Тамара Акулова, сыгравшая ту самую очаровательную леди Ровену. Актриса вспоминала, как трудно было играть любовь с Петерисом Гаудиньшем. Он буквально ледяную стену соорудил между собой и партнершей по фильму. В лучшем случае изображал безучастность. А еще высокомерно и заносчиво вел себя с членами съемочной кино-группы. Может, таковы и были высокородные особы средневековья. Но Айвенго он же другой совсем…
А вам, дорогие читатели, какие положительные герои из фильмов не нравятся?
Фото из открытых источников интернет.
Фотоколлаж авторский.