ЕГЭ по истории традиционно является одним из популярных экзаменов, ведь с помощью него можно поступить на большое количество направлений: «Юриспруденцию», «Международные отношения», «Археологию» и т.д. Вместе с тем, он считается и одним из самых сложных, так как требует от выпускника продемонстрировать широкие знания. О типичных ошибках на ЕГЭ по истории читайте здесь.
Сегодня же «Гид по вузам» поможет разобраться с двумя непростыми заданиями второй части – 20 и 21, которые не подверглись изменениям в 2024–2025 учебном году.
Задание 20 ЕГЭ по истории
Задание 20 направлено на умение сравнивать исторические процессы. В проекте демоверсии выпускникам предлагается сравнить экономическую политику двух императоров – Николая I и Александра III. Хорошая новость – в данном задании нет всеобщей истории. Экзаменуемый должен привести тезис по указанной теме и дать ему два обоснования. Что такое тезис? Это обобщенное оценочное суждение, т.е. оно не должно содержать какие-либо конкретные исторические факты, достаточно в общем сравнить одно событие или процесс с другим. Например: в годы правлений Николая I и Александра III большое внимание уделялось развитию финансовой сферы. Далее необходимо обосновать этот тезис уже путем конкретных фактов: при Николае I была проведена финансовая реформа под руководством Е.Ф. Канкрина и введен серебряный рубль, а при Александре III учрежден ряд банков (например, Крестьянский поземельный банк). Правильно сформулированные тезис и обоснования дают сдающему три первичных балла. Главное в этом задание – избегать общих фраз, нужно быть как можно более точным в формулировках.
Задание 21 ЕГЭ по истории
Задание 21 направлено на умение аргументировать предложенную точку зрения. Здесь, как правило, необходимо написать один аргумент для России и один для другой страны. В демоверсии предлагается прокомментировать суждение, что налоговая политика России в XVII в. и Англии в колониях в XVIII в. вызвала недовольство населения и социальные выступления. Аргумент состоит из нескольких частей: обязательного исторического факта, связанного с ним логического рассуждения и вывода. За два аргумента на экзамене можно получить три первичных балла.
Составители экзамена предлагают следующую структуру аргумента: в английских колониях в Северной Америке в 1760-е гг. был введён новый налог – гербовый сбор, вызвавший недовольство американских колонистов. Позже налог был отменён, но взамен вводились другие налоги и пошлины на британские товары (исторический факт). Это привело к волне протестов колонистов (логическая связка). Эти события стали предпосылкой борьбы североамериканских колоний Англии за независимость (вывод). Таким образом, для полноценного аргумента недостаточно только исторического факта, необходимо еще и объяснить его.
Подписывайтесь на наши Youtube-канал, ТГ-канал, ВК-сообщество, где можно больше узнать о других вузах и об особенностях высшего образования в Санкт-Петербурге.