Правки в положение о студенческом самоуправлении — прямое продолжение тенденций, которые были заложены в университете с самого прихода Земцова на должность в Вышке, рассказал студент Т., знакомый с ситуацией (он пожелал остаться анонимным по соображениям безопасности). Он также рассказал нам о манипуляциях со стороны проректора:
Перед прочтением, подпишитесь, пожалуйста, на канал Кино, вино, домино! Это помогает создавать качественный контент
— Всё это время он пытался закручивать гайки так, чтобы фактически получить личное управление над органами студенческого самоуправления в Вышке. Долгое время он старался достигнуть своей цели переговорами и манипуляциями, но в какой-то момент, видимо, не справился со своей задачей и решил попросту расправиться с независимыми представителями студентов одним махом. Гладко это сделать, правда, у него не получилось, — заявил он.
Действительно, Земцов уже пытался, в частности, контролировать медиаресурсы Вышки. В сентябре он захотел перевести под свой личный контроль прежнюю группу Студсовета ВШЭ, а также группы локальных студсоветов во «ВКонтакте».
Он направил официальный запрос в техподдержку соцсети, однако отобрать паблики у него в итоге не получилось: они всё еще принадлежат команде последнего созыва Студсовета.
По словам студента Т., Земцов всегда старался сделать из Студенческого совета «некий личный бренд» и с помощью его деятельности продвигать свой имидж. Но затем проректор захотел «снести всё подчистую» и собрать новый Студсовет — абсолютно неэффективный с точки зрения развития университета и улучшения жизни студентов, зато покладистый, тихий и дающий ему хороший толчок к развитию «личного бренда», добавил собеседник.
— Демократически выстроенную и фактически горизонтальную структуру Студсовета Земцов не понимал никогда. Он не признает институты, решает всё путем «пацанских договоренностей». Пожалуй, поэтому Студсовет его всегда раздражал — и даже пугал — тем, что тот не работает по принципу привычной ему работы: «Не гунди и не перечь, а пойди и обеспечь. А не то в момент узнаешь, как глава слетает с плеч», — сказал студент Т.
Протесты студентов
В день заседания ученого совета, 2 октября, локальные студенческие советы ВШЭ выступили против ограничительных поправок, а студенты и выпускники запустили петицию: в открытом письме на имя ректора вуза Никиты Анисимова они потребовали отказаться от принятия поправок и немедленно собрать новый состав Студсовета.
— Без автономного и сильного студенческого самоуправления не может быть сильной и развивающейся Вышки. Уже принятые Дмитрием Земцовым решения и предлагаемые им правки угрожают полностью разрушить все традиции самоуправления, которые существовали годами, — говорится в обращении.
Под письмом подписались уже более 1300 человек.
Один из студентов в день принятия поправок вышел с одиночным пикетом к главному зданию Вышки на Покровке, где заседал совет, но охранники почти сразу увели его на «нравоучительный разговор». На плакате студента были изображены ворона, которая кричит фразу «За студентов», а также QR-код, который ведет на открытое письмо.
Одиночный пикет у Дома Дурасова. Фото: соцсети тг-канала inside-hse
Студенты боролись и за общевышкинский Студсовет: с момента его ликвидации в апреле они даже пытались пересобрать его без согласования с администрацией вуза, однако встречались с угрозами отчисления, рассказал собеседник Н. Им говорили, что подобные попытки «могут быть опасны для самих участников»:
— Насколько мне известно, у председателей локальных студсоветов были надежды на то, что можно будет о чём-то договориться. Они не горели желанием создавать органы, которые будут восприниматься администрацией как враждебные, — подытожил он.
Эту информацию подтвердил и бывший член Студсовета Кирилл Музыка: по его словам, избирательная комиссия студенческого самоуправления пыталась независимо собрать делегатов от локальных студсоветов, однако попытку блокировало руководство вуза.
Чем «опасны» студсоветы для администрации ВШЭ?
Угроза от независимых студсоветов для Вышки всегда была «относительно низкой», сказал Н. По его словам, локальные студсоветы могли, например, организовывать поэтические чтения, на которых читались в том числе и матерные стихи, или «поднимать уровень свободы дискуссии на чуть более высокий уровень, чем в Вышке считают безопасным».
— Однако мне не кажется, что это могло хоть как-то повредить имиджу университета, который при нынешней администрации активно перестраивается с самого либерального вуза на самый патриотический. Видимо, именно это и воспринималось как потенциальная угроза, и администрация сейчас планирует полностью контролировать представление о вузе в медиа и не хочет, чтобы подобного рода организации в принципе существовали, — добавил собеседник.
В разговоре студент М., также пожелавший остаться анонимным по соображениям безопасности, подтвердил, что советы факультетов в целом не играли большой роли: они защищали интересы студентов, но больший вес имел именно общевышкинский Студсовет, уже распущенный. Однако с помощью контроля за всей системой независимого студенческого самоуправления проще продвигать решения администрации и усиливать ее влияние, добавил он:
таким образом Вышка окончательно лишится своего звания «последнего оплота либерализма в стране» — этот стереотип о ней во многом уже давно устарел.
Бывший член Студсовета Кирилл Музыка, напротив, отмечает важность студсоветов: они неподконтрольны, их решения носят автономный характер и ими не всегда возможно манипулировать.
— В мире Дмитрия Земцова всегда должна существовать возможность предсказать и предотвратить будущее, и он пытался придумывать схемы, через которые этого можно достичь в Студсовете. Но схемы эти не работали, — говорит он.
По словам Музыки, ректор ВШЭ Анисимов и проректор Земцов боятся непредсказуемости, неподконтрольности и того, что автономные студсоветы могут сделать что-то, что ударит по их карьерным перспективам или репутации в госструктурах.
— В самоуправлении всегда было много сильных личностей, которыми трудно манипулировать. А даже если получится манипулировать несколькими людьми, этого будет недостаточно, — подчеркивает он.
С ним согласен и историк и социолог, приглашенный преподаватель на факультете социальных наук в Карловом университете Дмитрий Дубровский, который до марта 2022 года работал доцентом кафедры публичной политики НИУ ВШЭ: в разговоре он подчеркнул, что администрация вуза опасается работающих институтов самоуправления, которые были созданы в эпоху «условного либерализма».
— Студенческое самоуправление в Вышке было одним из самых продвинутых во всей России. Это было впечатляюще. Нынешняя авторитарная администрация, включая ректора, не любит сталкиваться с любым сопротивлением. В руководстве считают, что студенческое самоуправление — это просто другой способ управления студентами со стороны администрации, — говорит он.
Вышка продолжает по инерции оставаться частично свободной в тех местах, куда по каким-то причинам ректорат еще не долез, отмечает Дубровский. Там продолжают трудиться, работать и общаться между собой маленькие группы людей, но администрация эффективно уничтожает работающие сети солидарности, добавил он:
— Руководство боится неуправляемого и непредсказуемого студенческого совета в ситуации, когда всё должно быть параллельно и перпендикулярно. Также оно явно хочет выстроить систему, уже существующую в других вузах, где студенческий совет — это просто придаток ректората, и больше ничего, — подытожил Дубровский.
Бывший председатель студенческого совета факультета гуманитарных наук Илья Крисанов, покинувший свой пост после принятия поправок, отмечает, что вера в самих студентов еще есть у многих. С ним согласен и студент М.: он выразил мнение, что в Вышке до сих пор «осталось достаточно много места для свободы» и что студенты любят свой вуз «до безумия, чистой и преданной любовью».
— Возможно, всё еще будет, — надеется Крисанов.
Другие истории:
Я живу без желудка. Мне пришлось заново учиться есть. Но самым сложным оказалось принять свое новое тело
Я обеднела после 2022 года. Я покупала брендовые сумки и летала за границу на выходные. Теперь мне хватает только на самое необходимое
Тайна семьи: 6 странных смертей за 14 лет вынудили брата и сестру провести собственное расследование
Пьяный военный — это теперь едва ли не худший пассажир, судя по рассказам проводников
В моей квартире живет 21 кот. Я трачу на них больше 100 тысяч в месяц