Найти тему
Юрий Афонин

Машиностроению России еще очень далеко до советского уровня, притом что возрождение этой отрасли – важнейшее условие суверенитета

Телеграм-канал «Равенство.Медиа» вызвал дискуссию в левой среде своим постом о том, что российское машиностроение в 2024 году наконец превзошло по объему производства уровень 1990 года (https://t.me/ravenstvomedia/411).

На мой взгляд, этот вывод противоречит очевидным фактам.

«Равенство.Медиа» оперирует данными Росстата, из которых следует, что машиностроительное производство в России в январе-августе 2024 года выросло на 17%. И если такие темпы сохранятся в течение всего года, то по его итогам российское машиностроение, хоть и микроскопически (на 0,7%), но превысит уровень производства в РСФСР в далеком 1990 году.

Однако надо понимать: в данном случае речь идет о финансовых показателях, то есть о производстве продукции машиностроения, измеренном в рублях. Чтобы сравнить этот показатель с 1990 годом, надо учесть разницу цен. Здесь и коренится ошибка. Ведь, чтобы провести это сравнение, надо принять на веру все официальные данные об инфляции за 30 с лишним лет капитализма!

А кто готов поверить, что в 90-е годы, когда имела место гиперинфляция, «реформаторы» рисовали абсолютно честные цифры роста цен? Да и в последнее время мы зачастую видим рост цен на многие товары на десятки процентов за год, а по итогам года Росстат предлагает нам поверить в инфляцию в 5-10%.

Накопленная ошибка в оценке роста цен (а точнее будет сказать – накопленная фальсификация) за последние 30 лет так велика, что сравнивать любые нынешние показатели, измеренные в рублях, с показателями советской эпохи надо крайне осторожно. Тут надо всегда поверять финансовые показатели натуральными.

Давайте и посмотрим на натуральные показатели российского машиностроения в сравнении с советскими показателями (советские показатели – в границах только РСФСР, а не всего СССР, конечно).

- Производство металлорежущих станков в 2023 году в 6,5 раз меньше, чем в РСФСР в 1990 году. А ведь станки – это база для всего остального машиностроения.

- Производство легковых автомобилей в 2023 году оказалось в 2 раза меньше показателей конца советской эпохи.

- Еще больше – в 4 раза – мы отстаем от советского времени в производстве грузовиков.

- А производство тракторов в сравнении с концом советской эпохи упало в 20 раз!

- Тяжелый упадок пережила при капитализме авиационная отрасль. В 2023 году выпуск пассажирских авиалайнеров в России оказался в 18 раз меньше, чем в РСФСР в 1990 году.

- Число космических запусков в 2023 году оказалось в 4,2 раза меньше, чем в 1990 году (19 запусков против 79). Для чистоты сравнения, конечно, следует исключить из числа советских запусков 1990 года ракеты-носители, произведенные в Украинской ССР (в Днепропетровске), и взять только ракеты-носители, произведенные на территории РСФСР (в Москве, Куйбышеве и Омске). И в этом случае разница все равно останется очень большой – в 3,4 раза в пользу советской эпохи.

Итак, мы взяли данные о производстве главных видов продукции в самых разных отраслях машиностроения – станкостроении, автомобилестроении, тракторостроении, авиастроении, ракетостроении, и везде имеет место многократное превосходство РСФСР над нынешней Российской Федерацией. Да и почти по всем доступным в статистике данным о производстве машин и оборудования мы увидим то же самое.

Поэтому вывод о том, что российское машиностроение якобы вышло на уровень 1990 года, к сожалению, совершенно ошибочен.

Между тем возрождение отечественного машиностроения – это важнейшее условие успешного развития нашей страны в XXI веке. Сильное машиностроение – это наш технологический суверенитет. Это залог победы на фронте и будущей крепкой обороноспособности. Это транспортная связанность нашей самой большой в мире страны.

Печальные итоги развития машиностроения при капитализме говорят о невозможности его полноценного возрождения без коренного изменения социально-экономического курса.

-2
-3
-4
-5
-6