Найти тему
Цитадель адеквата

На каких планетах можно найти залежи руд? Процессы в коре

Так бывает, что к простому, вроде бы вопросу, – даже не к вопросу, а к замечанию, что «за месторождениями нужно лететь на Меркурий», – приходится подбираться очень издалека. Соответственно, это уже третья статья серии. В предыдущих рассказывалось о том, как металлы вообще попадают в состав планет (и подчёркивалось, что речь идёт только о металлах, – углерод, допустим, вопрос особый), как происходит разделение материи тела на «железную», тонущую и образующее ядро, и «кремниевую», превращающуюся в мантию, фракции… И если что, то ответ на вопрос, почему и в мантии остаётся часть металлов, включая самые тяжёлые, тоже давался там – раньше.

Ранее же отмечалось и то, что черновая концентрация металлов, в разной степени представленных в различных минералах и ультраосновных породах, не имеет отношения к делу. Вообще. Речь же о месторождениях, добывать же что-либо из мантии невозможно. К услугам человека лишь металлы содержащиеся в коре. Причём, здесь ещё раз нужно подчеркнуть: содержащиеся и сконцентрированные. Так-то методом уран-свинец можно датировать почти любую породу, так как уран рассеян везде… а толку-то от рассеянного элемента, кроме датировки?

-2

Следовательно, о коре. Человек добирается до полезных ископаемых с поверхности, но это и правильно. Кора, а значит и месторождения, также формируются с поверхности. Кора формируется за счёт перераспределения по поверхности изверженного из недр – из мантии – материала. В простейшем случае, без учёта атмосферных и гидрологических процессов (очевидно, что, например, на упомянутом выше Меркурии таковые не протекали), это разлитие жидкой лавы и выпадение вулканического пепла… И можно ли что-то из вышеупомянутых субстанций выкопать?

В общем случае, нет. Много ли ценного добывается у нас на Земле на склонах вулканов или молодых растущих гор?.. Но с другой стороны, не даром же добыча руды называлась «горным делом». Ещё в школе, на уроках географии учили, что месторождениями богаты горы старые, разрушенные…

Если проще, то излияние происходит в результате падения давления (под разломом коры) и закипания лавы. Буквального. Жидкий камень вскипает, потому что из него выходят летучие вещества. Из жерла вулкана вырывается струя газа, несущего мелкие частицы породы, а потом лава, расширяющаяся из-за образования пузырьков, устремляется вверх, как сбегающее тесто… И при этом происходит разделение фракций. Можно сказать, что выкипание приводит к образованию «осадка» из тяжёлых элементов, – поскольку вверх течением уносятся преимущественно лёгкие молекулы кремнезёма. Этот «осадок» (причём, тут речь лишь об одном, и не самом распространённом механизме), разного состава, смотря потому, какие минералы кипят, иногда превращается в залежи руд. Которые, когда извержения прекратятся, всё равно останутся под слоем облегчённых, «бессодержательных» пород. Но тут уже дело за малым, – подождать, пока атмосферная эрозия вскроет жилу.

…С эрозией же связан куда более эффективный и универсальный механизм концентрации рассеянных элементов. Они должны быть растворены и переотложены. Золото можно добывать из обогащённых им пород, но можно и из россыпей в руслах рек. Более сложным, гидротермальным путём образуются месторождения урана. Да и железа тоже. Бурый железняк – осадочная порода, образующаяся там, где в природных фильтрах осаждаются растворённые в воде частицы гидроксида железа… С другой стороны, залежи не менее известного магнетита – магматические. О них речь шла выше.

И теперь к сути вопроса. Могут ли вообще на Меркурии наличествовать залежи металлов? Любые осадочные – очевидно нет. Ввиду отсутствие эрозии. Магматические же – могут. Причём, в каких-то случаях уже вскрытые импактами – при образовании кратеров. Тем не менее, несмотря на то, что в составе этой планеты металлов больше, чем в составе Земли, месторождений там меньше, – раз, примерно, в тысячу. Их меньше пропорционально объёму изверженных пород. Вулканическая активность на Меркурии прекратилась ещё во времена юности Солнечной системы.

То же касается Луны. Она некоторое время буквально кипела, – пока приливные воздействия пугающе близкой, занимающей половину небосвода Земли не остановили собственное вращение спутника. Но Луна же и в десять раз легче Меркурия. Внутреннего тепла телу хватило не на долго.

...И на Марсе, – об этом, впрочем, писалось в отдельной публикации, – могут быть месторождения металлов. Всего лишь в сто раз меньше, в сравнении с земными, магматических, – однако, там и найдутся осадочные тоже. Хотя и их количество сравнительно с запасами на Земле окажется ничтожным, – пропорционально суммарному за 4 миллиарда лет стоку рек.

Что же касается Венеры, – это самый интересный, но и самый сложный вопрос. В геологическим смысле на этом теле с момента его рождения творилась какая-то чертовщина. И засада тут не в том что чертовщина, а в том что «какая-то». Непонятно, какая именно. Предварительно, исходя из того, что кора Венеры полностью (это оспаривается) сменилась в результате «линьки» 400 миллионов лет назад, магматических месторождений на этом теле может быть много, – как на Земле, примерно. Однако, они не вскрыты, добраться до пород с высокой концентрацией металла там можно только с помощью очень глубоких шахт. Поскольку на Венере эрозии нет (совсем!). По этой же причине на Венере не может быть залежей осадочного происхождения.

<<< Предыдущая часть

Наука
7 млн интересуются