Не могу обойти такую значимую фигуру, как Николай Константинович Рерих (1874-1947), тем более что 9 октября отмечается 150 лет со дня его рождения. Год назад я посетила его выставку в Третьяковской галерее, и, естественно, не смогла пройти мимо его писем. Хочу поделиться своими находками и впечатлениями.
Почерк самого раннего образца, который у меня есть, имеет сильный нажим, напряжение, скорость и много угловатости, что говорит о его крепком здоровье, выносливости и работоспособности. Обратите внимание, как строки прорывают правое поле листа (во всех образцах). Эта смелая, бурлящая натура, склонная к риску, не может оставаться в рамках и стремится к свободе. При этом относительно ровная строка и прямой наклон дополняют его портрет уверенностью.
В общении Рерих был жестким и отстаивал свое мнение до конца. Эмпатия и сострадание не были его сильными сторонами. Во всех образцах текст хорошо организован и читаем. Рерих обладал отличными лидерскими и организационными качествами.
Для меня всё перечисленное выше как-то не вяжется с образом человека, посвятившего себя поискам мифической Шамбалы и универсальной формулы мира. Это почерк ученого, желающего разобраться и докопаться до глубины и истины, а не человека тонкого, с философским складом ума, который хотел объединить все религии, чтобы между людьми навсегда исчезли противоречия и неприятие. Он скорее любопытный исследователь, чем духовник.
Начиная с 1910 года, в почерке появляется гибкость и легкость, уходит напряженность и чрезмерная угловатость. Остается бурление, прямой наклон и все те же прорывающие правые поля. Его почерк начинает перетекать. Здесь можно предположить, что Рерих стал соприкасаться со своей духовной стороной. Он как будто расслабился и начинает чувствовать себя.
Когда знакомишься с его биографией, то понимаешь, что он и художник, и археолог, и редактор, и ученый. Его интересует всё. И не удивительно, что его философско-религиозное учение, которое впоследствии было названо его именем, — это скорее движение, которому вообще не свойственны обрядность, догматизм или церковность.
Округлость, которая появляется в более поздних образцах почерка, показывает еще одну грань личности Николая Рериха. Он становится теплее и эмоциональнее, особенно в письмах к близким. Это как развитие еще одной познавательной функции.
Было бы здорово посмотреть образцы почерка Николая Константиновича Рериха более позднего периода, но и эти изменения являются свидетельством многогранной личности, способной к глубоким размышлениям о жизни и трансформации. Это хороший наглядный пример того, как через почерк можно увидеть развитие человека.
➡️ Почерк знает больше, чем вы о себе думаете.
💬 Псиграфолог ©️
#псиграфолог #развитие #анализ_почерка