Найти тему

Развитие личности в почерке Н.К. Рериха.

Не могу обойти такую значимую фигуру, как Николай Константинович Рерих (1874-1947), тем более что 9 октября отмечается 150 лет со дня его рождения. Год назад я посетила его выставку в Третьяковской галерее, и, естественно, не смогла пройти мимо его писем. Хочу поделиться своими находками и впечатлениями.

С.Н. Рерих. Портрет профессора Николая Рериха.
С.Н. Рерих. Портрет профессора Николая Рериха.

Почерк самого раннего образца, который у меня есть, имеет сильный нажим, напряжение, скорость и много угловатости, что говорит о его крепком здоровье, выносливости и работоспособности. Обратите внимание, как строки прорывают правое поле листа (во всех образцах). Эта смелая, бурлящая натура, склонная к риску, не может оставаться в рамках и стремится к свободе. При этом относительно ровная строка и прямой наклон дополняют его портрет уверенностью.

Письмо Н.К. Рериха меценату П.М. Третьякову 1989 г.
Письмо Н.К. Рериха меценату П.М. Третьякову 1989 г.

В общении Рерих был жестким и отстаивал свое мнение до конца. Эмпатия и сострадание не были его сильными сторонами. Во всех образцах текст хорошо организован и читаем. Рерих обладал отличными лидерскими и организационными качествами.

С. Н. Рерих. Портрет Н.К. Рериха (Портрет профессора Николая Рериха в тибетском платье)
С. Н. Рерих. Портрет Н.К. Рериха (Портрет профессора Николая Рериха в тибетском платье)

Для меня всё перечисленное выше как-то не вяжется с образом человека, посвятившего себя поискам мифической Шамбалы и универсальной формулы мира. Это почерк ученого, желающего разобраться и докопаться до глубины и истины, а не человека тонкого, с философским складом ума, который хотел объединить все религии, чтобы между людьми навсегда исчезли противоречия и неприятие. Он скорее любопытный исследователь, чем духовник.

Письмо Н.К. Рериха художникам Б.В. Анрепу (1912) и И. Э. Грабарю (1911)
Письмо Н.К. Рериха художникам Б.В. Анрепу (1912) и И. Э. Грабарю (1911)

Начиная с 1910 года, в почерке появляется гибкость и легкость, уходит напряженность и чрезмерная угловатость. Остается бурление, прямой наклон и все те же прорывающие правые поля. Его почерк начинает перетекать. Здесь можно предположить, что Рерих стал соприкасаться со своей духовной стороной. Он как будто расслабился и начинает чувствовать себя.

Когда знакомишься с его биографией, то понимаешь, что он и художник, и археолог, и редактор, и ученый. Его интересует всё. И не удивительно, что его философско-религиозное учение, которое впоследствии было названо его именем, — это скорее движение, которому вообще не свойственны обрядность, догматизм или церковность.

Письмо своей жене Елене Рерих (1910).
Письмо своей жене Елене Рерих (1910).

Округлость, которая появляется в более поздних образцах почерка, показывает еще одну грань личности Николая Рериха. Он становится теплее и эмоциональнее, особенно в письмах к близким. Это как развитие еще одной познавательной функции.

Завещание Н.К. Рериха (1917)
Завещание Н.К. Рериха (1917)

Было бы здорово посмотреть образцы почерка Николая Константиновича Рериха более позднего периода, но и эти изменения являются свидетельством многогранной личности, способной к глубоким размышлениям о жизни и трансформации. Это хороший наглядный пример того, как через почерк можно увидеть развитие человека.

➡️
Почерк знает больше, чем вы о себе думаете.

💬
Псиграфолог ©️

#псиграфолог #развитие #анализ_почерка