Найти тему
Дмитрий Тужилкин

Спокойствие или потенциал?

Итак, Испания. Минимальная пенсия — около 1000 евро. Для пенсионеров с собственным жильём и машиной, это более чем комфортные 2000+ евро на семью в месяц. Им не нужно рисковать, вкладывать куда попало или суетиться. Пенсия, социальная страховка — всё это чётко работает.

Испанцы уверены в пенсии, не переживают, потому что знают: государство закроет любые дыры. Они не инвестируют ради роста и заработка, они не хотят потерять то, что уже имеют, но любят получать адреналин от финансов, поэтому молодёжь, как и во всем мире, увлечена криптой.

Да, испанцы играют в лотереи, вкладываются в накопительное страхование и облигационные фонды. Они выбирают спокойствие вместо реальных возможностей для роста. Без риска, без резкого движения вперёд. А теперь взгляните на нас — мы предпочитаем риск, диверсификацию, крипту. Да, это страшнее, но это движение, это потенциал.

Почему так происходит? Потому что в России нет настолько четко выстроенной, структурной и понятной социальной защиты. Несмотря на то, что люди всю жизнь платят налоги и откладывают деньги в пенсионный фонд, пенсия им не принадлежит. Они забирают лишь малую часть того, что заплатили государству за свои трудовые года. Поэтому каждый, по неволе, обязан думать о своем положении в старости, начиная с самых ранних осознанных лет. Иначе люди вынуждены жить на 15-20 тысяч рублей в месяц.

Такие социальные различия и формируют столь значимую разницу в отношении к финансам между россиянами и европейцами. Европейцы часто инвестируют, потому что это интересно и дает дополнительные возможности. Россияне в основном инвестируют, потому что не могут положиться на государство и обязаны заботиться своей старости. Россияне инвестируют чтобы получить этот социальный лифт и эти возможности, именно поэтому у нас так распространены микро займы, пирамиды, быстрые способы заработать, и так далее…

И вот мой вопрос: Какую цену вы готовы заплатить за стабильность? Стоит ли жертвовать потенциалом ради спокойного сна? Или риск оправдан, когда на кону настоящая свобода?

Давайте обсудим.