В ТГ-канале «Real cultras» опубликовали скрин анонса некоего литературного мастер-класса под названием «Можно всё». Мастер-класс - цитирую - «про цензуру и самоцензуру в литературе». Сие мероприятие проводят какие-то товарищи, которые публикуются в ТГ-канале с симптоматичным, на мой взгляд, названием «Странные люди».
В качестве рекламы (а скорее, маркера для своих) эти странные люди опубликовали фрагмент из романа Аси Демишкевич под названием «Раз мальчишка, два мальчишка». Честно признаться, я не в курсе, кто такая Ася Демишкевич, однако из мелкой посуды, судя по замаху на форму романа, эта девушка не пьёт.
Вот небольшая цитата из этого романа.
Любая война рано или поздно заканчивается, закончилась и эта. Грустно стало парню и скучно, не знал он, куда любовь свою теперь применить. И вот тогда вспомнил парень, что есть те, кто хоть и живет с ним в одной стране, но Родину не любит, и решил с ними воевать.
Идет парень по улице и видит мальчика, который мороженое ест.
-Скажи-ка мне, что слаще: мороженое или Родина? - спрашивает его парень.
-Мороженое, - отвечает мальчик.
-А я говорю Родина! - отвечает парень и стреляет мальчику в набитый мороженым рот.
Вот такая вот любопытная цитата. Это, видимо, как образец для будущих слушателей мастер-класса по литературе.
Я не знаю, может Ася Демишкевич пишет даже уже и не первый роман. Может быть, Ася даже эпопею уже пописывает.
Однако ж отреагировать на процитированный из Аси (вернее, из романа Аси) кусочек лично я могу только словами киношного Шерлока Холмса: бездоказательно, дорогой профессор, бездоказательно.
Во-первых: откуда парень мог узнать, что мальчик ответит про мороженое и Родину именно так, как тот ответил? Во-вторых: откуда парень взял про слаще применительно к Родине? В-третьих: с чего это вдруг Ася сконструировала такого парня, которому некуда применить свою любовь?
В общем говоря, я решила помочь Асе и - заметьте, совершенно бесплатно! - предложить ей другую завязку. И тоже, между прочим, тянущую на роман. А может, даже на сагу.
Вот мой вариант.
Жил-был на свете мальчик, который очень любил мороженое. Ванильное, крем-брюле, с шоколадной крошкой - любое, лишь было оно всегда. Когда он видел мороженое, то совершенно терял всякую волю.
Однажды его мама очень сильно заболела, и мальчик пошел ей за лекарством в аптеку. Однако по дороге он увидел киоск с мороженым, а там… Ммм, вкуснейшая лакомка, обалденный сорбет и таящий во рту пломбир со вкусом бабл-гам! И мальчик решил, что мама, наверное, и без лекарств выздоровеет, а такого мороженого ему еще долго не представится возможности попробовать. И вместо лекарства он купил себе любимое лакомство.
Когда мальчик вернулся домой, то не смог сказать маме правду. Он ее обманул. Сочинил историю про то, что обошел все аптеки в округе, а нужных маме лекарства так и не нашел. Даже слезу пустил для пущей убедительности.
Мама, тяжело кашляя, погладила мальчика по голове и улыбнулась: мол, не переживай, сынок, ты ни в чем не виноват. Само пройдёт.
Но само не прошло, и вскоре мама умерла. Мальчику было и горько, и одновременно немножко стыдно, что вроде как лекарства-то он тогда маме не принес. А вдруг она бы не умерла?
-Ты ни в чем не виноват, - услышал мальчик откуда-то из-за левого плеча утешительный голос. - Мама ведь именно это тебе и сказала. Ты просто очень любишь мороженое. Что в этом плохого?
Мальчик действительно утешился от этих слов. Тем более что обладательницей чудесного бархатного голоса оказалась молодая симпатичная девушка.
-Вы тоже любите мороженое больше всего на свете? - спросил мальчик девушку.
-Ну конечно, - ответила девушка, улыбаясь мальчику какой-то невероятной, похожей на самый красивый на свете рожок мороженого улыбкой. - А хочешь всю жизнь есть мороженое без ограничений? - добавила девушка, подмигивая мальчику.
-Конечно, хочу! - ответил мальчик. - Но что для этого нужно?
-О, всего лишь самая малость! - ответила девушка. - Просто выполнять мои несложные поручения.
-А я справлюсь? - испугался мальчик.
-Конечно, - продолжая очаровательно улыбаться, уверила его девушка. - Ты обязательно справишься! Начнем?
-Да, давайте начнем прямо сейчас! - воскликнул мальчик, который, признаться, уже очень хотел полакомиться порцией какого-нибудь новенького мороженого. - Что я должен сделать?
-Пустяки! - ответила девушка. - Нужно сделать несколько фотографий вот таких вот некрасивых железяк (она показала мальчику фото танков) воооон там (она указала пальчиком вдаль). За это ты получишь огромную порцию воздушного пломбира с вафельной крошкой и кокосовой стружкой.
Мальчик был на седьмом небе от счастья…
Не хочу показаться нескромной, но, по-моему, мой вариант романной завязки гораздо интереснее Асиного. А главное - он ближе к реальности, этот вариант, чем Асины фантазии.
Что же касается словоизмышлений госпожи - как бишь ее? - Демишкевич, то мало того что как литературный текст они, мягко говоря, сомнительны, так это еще и опасно для читателя. Ведь именно таким образом в не особенно наполненные литературной классикой головы вкладываются нужные кому-то (вероятно, тем, кто покупает Асе Демишкевич вкусное мороженое за выполнение несложных задач) фантазии, подменяющие реальность.
Это ж читатели таких опусов, как Асин, потом уверены, что солдат - непременно убийца. Что солдат только и думает о том, как бы кому выстрелить в наполненный мороженым рот.
И вот эти вот больные фантазии, умело направленные продавцами мороженого в литературное русло, все чаще обретают в дырявых головах форму аксиом. И попробуй потом переубеди этих мастерклассовцев, что их тезисы - это не более чем фантазии какой-то там Аси. Куда там! В том-то и дело, что вот эти вот фантазии трансформируются в обывательских головах в реальность. А потом эти жертвы дармового мороженого бегут из страны, поджигают военкоматы, передают данные врагу. И почему-то всегда удивляются, что на выходе вместо пломбира и сорбета их ожидают непременно кича с парашей. И искренне не понимают, что такого они сделали. Они ведь всего лишь очень любят мороженое.
Однако самое удивительное знаете что? То, что роман Аси Демишкевич вышел в России не в 2005-м, не в 2014-м и даже не в 2018-м. Он вышел - тут я даже готова процитировать «Странных людей» - «да, в России, и да, в 2024 году». О как. Недаром же авторы данного ТГ-канала резюмируют: «Всегда есть способ!».
Конечно, способ есть всегда. Особенно когда того самого тоталитаризма, о котором коллективные аси демишкевич любят фантазировать в своих крупных жанрах, - в реальности нет и в помине. Однако какая им реальность, помилуйте! Фантазии странных людей…