В связи с территориальным соседством казачество и ногайцы имели много общего историческом развитии каждый со своей стороны, тесное взаимодействие и развитие общества существенно повлияли на культуры обеих народностей.
На установление доверия и налаживание контактов существенно влияла торговля. Торговые отношения разрушали замкнутости народов на границах казацко-ногайских территорий, т способствовали улучшению уровня жизни. Экономические отношения ногайцев с представителями казачьих войск в 18-19 веках имели развитие в среде противоречивых и сложных политических событий на Кубани и Северном Кавказе, хотя в стабильности и развитии взаимоотношений несомненно были заинтересованы как казачье-российская сторона так и ногайская.
Со своей стороны ногайцы были местными монополистами в продукции и изделий животноводства (войлок, шкуры, шерсть и продукты животноводства), также у казаков пользовались спросом ногайские седла, хомуты и уздечки, плетки и потники, поставка ногайских лошадей в иррегулярные казачьи войска.
Также существенную роль ногайцы играли в транспортировке всевозможных товаров, на арбах ногайцы перевозили частные и казенные грузы от Каспия до Кавказской линии, из Астрахани в Кизляр, Моздок и другие кавказские города и крепости.
Как говорилось раннее, сотнями лет имея общение меж собой, ногайцы и казаки постоянно пополняли свой запас слов за счет тюркских и русских языков.
По летописным источникам оставшиеся в станицах Гребенского казачества ногайцы принимая Православное крещение принимались в состав Гребенского войска, поэтому историки не просто так описывали Гребенских казаков как сообществе в состав которого входило множество кавказских народов, объединенной одной судьбой и спаянных русской кровью.
У Кубанских, Терских а также Гребенских казаков с кавказскими народностями, в частности с ногайцами, было очень много одинаковых взглядов на медицину, к примеру на границе XIX – XX веков в кавказском регионе был широко известен ногайский костоправ-лекарь Нури которого знаменитый доктор Н.И. Пирогов привлекал к солдатскому лечению параллельно изучая его способы лечения.
В культурном отношении у казаков и кавказских народов было много общих музыкальных инструментов, таких как гармонь и зурна, двухструнная балалайка и свирель. Кроме музыкальных инструментов общекультурные течения легко увидеть в сказочной мифологии казаков и ногайцев.
В военном сотрудничестве личный состав Кавказского корпуса дополняли иррегулярные подразделения и части состоявшие из представителей местных народов: ногайцев, осетин, кабардинцев, ингушей и чеченцев.