Калмыки в составе Монгольского войска на Русь не ходили и не грабили, да были в составе Монголо-Татар но из районов Центральной Азии на Урал и в Сибирь калмыки пришли лишь в XVI веке, без завоеваний и разорения земель просто для приобретения территорий для своих кочевий, сталкивались с казахами и ногаями, нападали на Сибирское ханство еще до Ермака, одновременно торгуя с русскими на Урале. После сибирского покорения Россией значительная часть калмыцких земель также попала в состав территорий России. Затем на протяжении 17-18 веков калмыки, будучи буддистами-ламаистами, осваивали южнорусские степи Поволжья.
Далай-лама V в 1655 г. пожаловал калмыцкому тайше Шукур-Дайчину ханский титул, но Шукур-Дайчин от столь высоко чина отказался. В конце 17 века правитель Аюки принял титул хана официально от Далай-ламы V и калмыцкое ханство достигло своего максимального расцвета. Свидетельством авторитета Аюки перед Российским правительством является то что сам царь Петр I перед заграничной поездкой в 1697 г. поручил калмыцкому хану защиту южных рубежей тогдашней территории России.
В петровские времена калмыцкие правители внутреннюю и внешнюю политику самостоятельно, дружили и принимали участие в войнах России с внешними врагами, но естественно на первом месте всегда были интересы калмыцкого ханства, которое сохраняло духовные связи и контакты с монгольскими ханствами и Тибетом.
Во времена Аюки-хана ханство стало иметь особое значение в военных и политических действиях России постоянно привлекавшей конницу калмыков против южных мусульманских держав Персии, Турции и Татар-Крымчаков, также Аюки-хан успешно побеждал мангышлакских туркмен, казахов, горцев Кавказа, тем самым подтверждая важность ханства как буферной зоны России и исламского мира.
Постепенная русская колонизация довела калмыков до того что у них около 1771 года появился план обратной откочёвки в уже принадлежавшую Китаю Джунгарию, и возрождению Ойратского ханства.
Территория калмыков решивших остаться в России осталась примерно такой, какой является современная Республика Калмыкия.
Все больше вмешиваясь в дела ханства Русские власти уже середины 18 века стали одобрять назначение высшего совета Зарго из Санкт-Петербурга.