Найти тему
Сириус.Курсы

Как запомнить больше? Семантическая сеть. Мнемоника от автора Сириус.Курсов по физике

Во время занятий объём усваиваемой информации непрерывно возрастает. Хорошая память считается залогом успешного обучения, но что считать хорошей памятью и можно ли её натренировать?

Попросили Александра Александровича Дергачева, научного сотрудника физфака МГУ, автора и методиста наших курсов по физике, рассказать, как он запоминает больше. Готовьтесь распутать длинную семантическую сеть!

— Александр, как бы вы описали хорошую память?

Во-первых, это возможность не только хранить в голове большой объём информации, но и воспроизвести её в нужный момент. Во-вторых, человек с хорошей памятью должен ещё и забывать несущественную часть информации. В-третьих, память не является изолированной функцией мозга, это часть процесса мышления. Исследования этого феномена далеки от завершения, а конкретные техники запоминания и предпочтительные формы организации информации, судя по всему, достаточно индивидуальны.

На самом деле то, что обычно хочется иметь в голове, — это не набор разрозненных понятий и утверждений, а что-то вроде семантической сети, в которой факты и понятия структурированы иерархически и ассоциативно.

Например, по соседству с Лондоном должны быть Великобритания (поскольку это её столица), Париж (тоже столица, но другого государства) и Великий пожар 1666 года, охвативший центральные районы города на Темзе. Отдельные факты о предмете при этом зачастую дополняют или объясняют друг друга.

— Приведёте развёрнутый пример?

Возьмём информацию о планетах Солнечной системы. Иногда для запоминания их порядка предлагают использовать мнемонические фразы, что осложняется начинающимися на одну букву Меркурием и Марсом. Для меня постановка задачи неверная: сам по себе порядок следования планет несущественен, важнее многочисленные следствия из него.

Зная хотя бы несколько таких следствий, легко вспомнить и общую причину. Предлагаю цепочку фактов и рассуждений.

То, что Земля — третья планета от Солнца, я знаю, допустим, из названия известного мультфильма. Из третьего закона Кеплера следует, что наименьший период обращения вокруг Солнца будет у ближайшей к нему планеты. Логично, что её назвали в честь Меркурия, древнеримского вестника богов, отличавшегося своей скоростью.

Марс удалён от Солнца дальше, чем Земля. Как следствие, там значительно холоднее. Так же, как и на Земле, на Марсе имеются полярные шапки, но состоят они не только из водяного льда, но и из застывшего углекислого газа. Атмосфера же здесь крайне разрежена. Такие условия делают возможной работу марсоходов. Вы, возможно, видели сделанные ими фотографии поверхности планеты: это безжизненная пустыня, покрытая жёлто-оранжевой пылью. Вероятно, именно красноватый цвет планеты послужил причиной выбора имени бога войны в качестве названия.

Солнечная система глазами нейросети.
Солнечная система глазами нейросети.

А вот про «венероходы» вы, скорее всего, ничего не слышали. Дело не в том, что эта планета менее интересна, чем Марс. Она ближе к Солнцу, температура на её поверхности крайне велика, а плотная атмосфера создаёт сильнейший парниковый эффект, так что поверхность Венеры оказывается горячее, чем у Меркурия. С учётом давления у поверхности в 90 земных атмосфер, облаков хлора и серной кислоты, а также сильного ветра даже успешная посадка на поверхность — большая удача. Кстати, одна научно-фантастическая повесть про высадку на Венеру называется «Страна багровых туч».

А почему Меркурий холоднее Венеры, ведь он ближе к Солнцу? Дело в том, что у него практически нет атмосферы, так что нет и парникового эффекта. Атмосфера отсутствует по двум причинам. Во-первых, из-за высокой температуры и низкой гравитации она улетучивается в космос, а во-вторых, её сдувает мощным солнечным ветром — потоком заряженных частиц от Солнца. В то же время верхние слои атмосферы Венеры ионизированы, магнитное поле этой ионосферы защищает нижние слои от солнечного ветра.

Я привёл большое количество отдельных фактов. Каждый из них сам по себе представляет малую ценность, запомнить все по отдельности крайне трудно. Но вместе они демонстрируют связь астрономических, геологических и атмосферных особенностей планет. Конечно, сразу сформировать объём знаний в памяти невозможно, но к этому стоит стремиться, по крайней мере в интересующей вас сфере.

— Есть ли ещё способы быстрее запомнить большой объём материала?

Хорошо, если в общую систему ваших знаний встраивается информация из разных источников. Так, один мой знакомый получил значительный объём сведений о европейской географии из серии игр Europa Universalis. Знания другой моей знакомой о Веймарской республике в основном проистекают из творчества немецких художников и драматургов межвоенного периода.

Здорово, если вам удаётся сразу же применить полученные знания на практике, например при решении задач. Не менее важно выстроить постепенный образовательный процесс. Большинство учебных курсов построено именно так, но слушатели далеко не всегда соблюдают это правило, накапливая задолженности, что приводит к выпадению из процесса обучения, авральной и низкопродуктивной работе в отчётный период. Старайтесь повторять теоретический материал очередного занятия перед следующим.

В естественных науках, допускающих объяснение явлений, объём материала для запоминания в разы меньше, чем в гуманитарных, где классификации и интерпретации могут занимать целые книги. А медикам ещё и латынь учить приходится!

Выстроить постепенный образовательный процесс можно в нашей онлайн-школе. Здесь открыты курсы по семи направлениям. Выбирайте интересные для себя и планируйте обучение до конца года!

Читайте по теме:

Как запомнить больше? Советы учеников Сириус.Курсов