Найти тему

Паровозы серии «Ж» и «З».

Картинка из свободных источниках. Паровоз серии «Ж».
Картинка из свободных источниках. Паровоз серии «Ж».

В истории нашего паровозостроения были локомотивы, которые не получили большого распространения. И в то же время эти паровозы сыграли значительную роль в истории развития конструкций отечественных паровозов. К таким паровозам относятся пассажирские паровозы типа 2-3-0 серий Ж и З.

На рубеже 19-20 веков Московско-Казанская железная дорога была частной и имела право заказывать для себя такие паровозы, которые ей больше всего подходили. Состояние верхнего строения пути здесь не позволяло развивать высокие скорости. И в то же время дороге требовался пассажирский паровоз, экономичный, мощный, развивающий большую силу тяги. Ни один из существовавших в те годы в России паровозов для этого не подходил.

Законодателем моды» на паровозы Московско-Казанской дороги был Е. Е. Нольтейн (1854-1934) - известный российский инженер-паровозостроитель, впоследствие профессор Московского Инженерного Училища (МИИТа). Работая в управлении Московско-Казанской дороги, он видел, что для пассажирских паровозов, которые водили здесь поезда, большой диаметр движущих колес не нужен. Исходя из этого было разработано задание на проектирование нового паровоза. Этот паровоз должен был иметь движущие колесные пары диаметром 1700 мм. Естественно, новый паровоз должен был иметь осевую формулу 2-3-0, паровую машину двойного расширения (компаунд-машину), работающую насыщенным паром и парораспределительный механизм Вальсхарта - это была своего рода дань «паровозной моде конца XIX века» и паровозы, воплощавшие все это, считались в России «последним словом техники» тех лет. Первые паровозы по этому проекту были построены в 1896 году заводами Геншеля в Германии, но в дальнейшем производство этих локомотивов было освоено в Коломне, а затем в Харькове и на Невском механическом заводе в Санкт-Петербурге.

Новым паровозам была присвоена серия Бг (на Московско-Казанской дороге), а в 1912 году они получали серию Ж. Эти паровозы оказались очень удачными. Несмотря на очевидный успех, Нольтейн не собирался на нем останавливаться. Он предложил оборудовать один из паровозов Бг пароперегревателем и простой паровой машиной однократного расширения. В то время такие паровозы строились только в Германии и они характеризовались с самой лучшей стороны. В 1902 году Коломенский завод выпустил такой паровоз, который получил серию Бп и номер 181. Этот паровоз стал первым в России магистральным паровозом, сочетающим в себе пароперегреватель и простую паровую машину, а Россия стала второй страной в мире (после Германии), приступившей к строительству таких паровозов. В 1912 году паровозам Бп была присвоена серия З. Как и ожидалось, локомотивы этой серии оказались лучше своих предшественников - паровозов Ж. Паровоз серии З легче брал с места, был гораздо мощнее, быстроходнее и экономичнее паровозов Ж. Не удивительно, что вскоре Коломенский завод приступил к серийному производству паровозов серии З. Именно этот паровоз З можно считать «прямым предшественником» всех самых лучших отечественных паровозов - начиная от таких локомотивов как Б, К, С, Э и кончая могучими ЛВ и П36! Эти паровозы мало что роднит, но все они имели пароперегреватель и простую двухцилиндровую паровую машину однократного расширения, являясь тем самым «законными наследниками» паровоза З.

Продолжение следует…..