Найти в Дзене
Книжные тропинки

Все книги серии «Тайный архив Корсакова. Оккультный детектив» Игоря Евдокимова по порядку чтения

Оглавление

Осень — идеальное время для мистических детективов, потому не порадовать себя щекочущей нервы историей в эту волшебную пору я просто не могла. И после кропотливых изысканий решила погрузиться в цикл «Тайный архив Корсакова», который не только познакомил с потрясающе харизматичным персонажем — сыщиком-оккультистом Владимиром Корсаковым, но и новым автором Игорем Евдокимовым, перед которым я, образно, снимаю шляпу. А всё дело в том, что он не побоялся предложить современной читательской публике «уютный ужастик»! Выбор данного «поджанра» для своего цикла автор объяснил следующим образом:

«Хоррор должен не только пугать, он может и зачастую должен ещё и развлекать. Не пытаться расцарапать читателя/зрителя чернухой, физиологическими подробностями или психопатологическими отклонениями. Развлекать, блин! В эпоху, когда новостной паблик в «Телеграме» генерирует больше психологических травм и взаимной ненависти, чем, например, фильм [в жанре ужасов], который неловко пытается прокомментировать те же темы, нам позарез нужен «уютный хоррор». Тот, что прокатит читателя/зрителя на «американских горках» так, что ему захочется срочно бежать за добавкой».

Именно таким и является «Тайный архив Корсакова» — лёгким, уютным ретро-детективом с мистическим флёром, в духе классических оккультных детективов конца XIX — начала XX веков, «в которых сыщики-интеллектуалы наподобие Шерлока Холмса вели расследования злодейских преступлений, но при этом сталкивались с настоящими духами и чудовищами в тёмных уголках больших и малых городов».

Увы, расцвет этого жанра случился исключительно за рубежом. В Российской империи, которая сперва рухнула в омут Первой мировой войны, а затем гражданской, ужасов хватало и так. Потому ещё одной не менее весомой причиной Игоря Евдокимова взяться за написание оккультного детектива в антураже «викторианской» России стало его огромное желание исправить сию несправедливость. Однако, чтобы сделать своё сочинение интересным современному читателю, автор позволил себе слегка придать атмосфере истории стиль культовых сериалов типа «Ведьмака», «Сверхъестественное» и «Секретные материалы».

Общие сведения по циклу «Тайный архив Корсакова. Оккультный детектив» Игоря Евдокимова

Как я уже отмечала выше, цикл «Тайный архив Корсакова» написан на стыке трёх жанров: истории, детектива и мистики. При этом каждый из них играет свою скрипку, не вытесняя и не заглушая другие. Автору удалось создать идеальный баланс между потусторонним и реальным, где мистическое лишь стихия, которую практически всегда приводит в наш мир человеческая воля. И это делает большую часть расследований полноценными с точки зрения детектива.

На исторической же составляющей цикла, играющей роль сеттинга, мне хочется остановиться более подробно, потому что у любого читателя рано или поздно возникнет вопрос: «Насколько всё описываемое достоверно?» В послесловии к первому бумажному изданию «Тайного архива Корсакова» Игорь Евдокимов написал следующее:

«Дела Корсакова не претендуют на полную историческую достоверность и аутентичность. Это в первую очередь мистические детективы, где главное — увлекательный сюжет. Поэтому на страницах книги встретятся и сознательные анахронизмы, и лёгкая стилизация там, где она требовалась. Выбор сознательный. Эта книга не притязает на статус учебника или энциклопедии дореволюционной жизни последней четверти XIX века. Но большинство упоминаемых деталей имеют свои прототипы. Я старался максимально уважительно отнестись к описываемой эпохе и бережно передать хотя бы часть атмосферы того периода истории, что вызывает у меня живейший интерес».

Итак, где же в «Тайном архиве Корсакова» правда, а где — нет? Начнём с персонажей цикла. Практически все они выдуманы, в том числе и главный геройВладимир Николаевич Корсаков. Потому искать его (а также его деда, отца и старшего брата) в генеалогическом древе реально существующего дворянского рода Корсаковых не стоит. Автор позволил себе использовать лишь отдельный эпизод из жизни драматурга Кристофера Марлоу (1564–1593) для построения биографии своего протагониста. В середине 1584 года, будучи студентом, Марлоу исчез из Кембриджского университета, а спустя несколько месяцев появился с письмом от Тайного совета, где были отмечены его особые заслуги перед короной, и благодаря этому был допущен к выпускным экзаменам. Такой же кульбит происходит с юным Владимиром Корсаковым. Весной 1878 года он вновь появляется в Московском университете с именным письмом от военного министра Дмитрия Алексеевича Милютина (1861–1881) после странного исчезновения в апреле 1877 года.

Настоящий же прототип есть лишь у одного персонажа циклахранителя громадной оккультной библиотеки в Москве Афанасия Афанасьевича Арапова, который впервые появляется на страницах повести «Дело о призрачном юнкере». Он списан с известного антиквара-букиниста и книготорговца Афанасия Афанасьевича Астапова (1840–1917) — основателя Русского библиографического общества.

Другое дело места, которые послужили локациями для событий цикла «Тайный архив Корсакова». Особенно они порадуют любителей историко-литературных маршрутов Санкт-Петербурга и Москвы. Укажу лишь некоторые. Так, сегодня можно полюбоваться зданием, где располагалось кафе «Доминик» (дом №24 на Невском проспекте) — любимое место досуга Владимира Корсакова. А после прогуляться до места его квартирования — бывшего доходного дома за Спасо-Преображенским собором (дом №10 на Манежном переулке), который по-прежнему стоит в этом уютном районе Северной столицы. Гости и жители Первопрестольной могут наведаться к Проломной заставе и найти там училище, но не высшее военное, а кадетский корпус, расположенный в огромном дворце императрицы Екатерины II. Он стал прототипом Дмитриевского военного училища («Дело о призрачном юнкере»). Правда, внешний его вид автор «срисовал» с Сельскохозяйственной академии, в простонародье «Тимирязевки». Ну а Шереметьевская больница (сейчас Главный военный клинический госпиталь имени Н.Н. Бурденко) и Лефортовская полицейская часть (ныне Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина) в особой презентации, думаю, вообще не нуждаются.

Некоторые реальные исторические события также нашли отражение в цикле «Тайный архив Корсакова». Так, 7 ноября 1824 года действительно случилось наводнение в Санкт-Петербурге, которое до сих пор считается самым разрушительным за всю историю города («Дело о бурных водах»). Имеются и реальные документы, подтверждающие воровство и саботаж в годы Крымской войны 1853–1856 годов («Дело о призрачном юнкере»). Наконец, далёкое от идиллии описание Москвы в 1880 году тоже правдиво (достаточно прочитать очерки журналиста Владимира Алексеевича Гиляровского «Легенды мрачной Москвы» для подтверждения сего прискорбного факта).

В настоящее время в цикле «Тайный архив Корсакова» вышло одиннадцать произведений. В порядке написания он выглядит следующим образом:

  • 2021 – Повесть «Дело о проклятых портретах»
  • 2021 – Повесть «Дело о безутешном отце»
  • 2022 – Повесть «Дело о призрачном юнкере»
  • 2023 – Рассказ «Дело о бурных водах»
  • 2023 – Рассказ «Дело о бездонном омуте»
  • 2023 – Рассказ «Дело о белой даме»
  • 2023 – Повесть «Дело о посрамителе воронов»
  • 2024 – Рассказ «Дело о незваных гостях»
  • 2024 – Рассказ «Дело о полуночном танце»
  • 2024 – Рассказ «Дело о шепчущей комнате» («Зимнее дело Корсакова»)
  • 2025 – Повесть «Дело о блудном сыне»

О дальнейших планах в отношении цикла «Тайный архив Корсакова» Игорь Евдокимов рассказал в интервью от 12 сентября 2024 года:

«К планированию цикла я подходил исходя из эпохи. «Корсаков» — это «длинный девятнадцатый век», «la belle epoque» (франц. «прекрасная эпоха»). Мир, который прервался с первыми залпами мировой войны в 1914 году. Изначальный план: один год — один том, но, естественно, какие-то события нужно описать подробнее, какие-то периоды можно пропустить. Поэтому, скажем, 10-12 частей. А дальше оставлю слово за самим Корсаковым — ведь именно герои определяют, как и что они хотят рассказать».

Описание мира и центральных персонажей в цикле «Тайный архив Корсакова. Оккультный детектив» Игоря Евдокимова

Название цикла прямо указывает на то, что главным связующим «персонажем» всех историй о великих деяниях вымышленной ветви дворянского рода Корсаковых, борющихся с нечистью по велению русской короны, является их тайный архив. Потому о нём следует рассказать подробнее, как и о событии, которое навсегда изменило жизнь Корсаковых.

Цитата из повести «Дело о проклятых портретах» Игоря Евдокимова.
Цитата из повести «Дело о проклятых портретах» Игоря Евдокимова.

Так началось незаметное служение Корсаковых. В своих странствиях и расследованиях они регулярно противостояли врагам, о которых порой молчали даже древние манускрипты, мифы и легенды. Кто-то погибал в схватке с неведомым, кто-то выживал. И, дабы упростить нелёгкий труд будущим поколениям, Корсаковы начали записывать все способы, которые им помогали сохранить жизнь и выйти победителями из непредсказуемых дуэлей с тёмными силами. Так появился семейный тайный архив, состоящий из отдельных дневников и биографической книги с жизнеописаниями всех Корсаковых, которая хранится в потайном месте.

Что касается царского указа 1612 года про секретную службу Корсаковых, то доподлинно о нём знали лишь сами государи да избранные сановники. Но слухи тонкими ручейками всё равно растекались по высшему свету. И рано или поздно человек, столкнувшийся с явлениями, объяснить которые наука или здравый смысл были не в силах, слышал доброжелательный шёпот: «Помочь вам могут лишь Корсаковы». Крепостные тонут в пруду и испуганно поминают русалок? Белая дама ночами скользит по фамильному кладбищу? Странные костры полыхают под луной на курганах, что стоят вокруг усадьбы? «Пошлите письмо в имение Корсаковых под Смоленском, и однажды один из них обязательно появится на вашем пороге».

В начале XIX века, согласно архивным записям, дела мистические и оккультные легли на плечи графа Василия Александровича Корсакова (1785–1865) — участника Великой Отечественной войны 1812 года. После победы он отправился в заграничный поход, сопровождая армию, преследующую Наполеона до Парижа. Попутно повстречал (и победил) одного из последних уцелевших вампиров в Европе. В 1820 году у него родился старший сын — Николай, в 1825 — младший Михаил, которые окончательно сменили его на тайном сыскном посту в 1865 году, когда он мирно почил в Бозе (Италия). Своих внуков — Петра (1850 года рождения) и Владимира (1854 года рождения) Василий Александрович успел застать, но, увы, не передать им все свои знания и умения. Этот груз полностью лёг на плечи их отца — Николая Васильевича Корсакова, который начал привлекать сыновей к оккультным делам с подросткового возраста, и дяди Михаила Васильевича — непревзойдённого фехтовальщика, взявшегося обучать племянников искусству владения саблями и шпагами.

Тяжелейшим рубиконом в семье Корсаковых стала Крымская война 1877–1878 годов. Николай Васильевич вместе с Петром, Владимиром и братом Михаилом по приказу Александра II тогда присоединился к армии. Ему и его спутникам было поручено уничтожение на Балканах ловушек османских шаманов. В походе Владимир Корсаков чуть не погиб и в результате столкновения со смертью обрёл дар — способность через прикосновение к предмету или человеку видеть обрывочные события их прошлого. Но при этом он полностью потерял воспоминание о том, как «умер».

В силу определённых обстоятельств в начале июня 1880 года Владимир Николаевич Корсаков оказался единственным из своего семейства в Санкт-Петербурге, а потому ему впервые пришлось взяться за дело в одиночку. Когда оно завершилось, в личном дневнике двадцатишестилетнего сыщика-оккультиста появилась первая запись про «Дело о проклятых портретах».

Интересная деталь цикла заключается в том, что Владимир Корсаков выходит на авансцену истории молодым человеком, а не прожжённым спецом-оккультистом с кучей физических и душевных шрамов, странных привычек и особенностей поведения. Всё это ему только предстоит обрести, и читатель лично будет наблюдать сию удивительную, опасную и часто болезненную для героя метаморфозу. Потому драматическая подоплёка истории хоть и не показывает себя сразу, но постепенно придаёт детективу желанный психологизм и глубину.

Краткое содержание книг и порядок чтения цикла «Тайный архив Корсакова. Оккультный детектив» Игоря Евдокимова

Порядок чтения цикла «Тайный архив Корсакова» отличается от порядка его написания. Дело в том, что одни произведения развивают магистральную сюжетную линию, а другие представляют собой небольшие расследования без привязки к биографии главного героя и к происходящим вокруг него событиям. Для первых последовательность нужно соблюдать обязательно, а для вторых — нет. В связи с этим цикл структурно делится на два больших блока: основная серия с магистральным сюжетом, которая состоит из повестей, и бонусные рассказы.

Основная серия с магистральным сюжетом

Книга (повесть) №1 «Дело о проклятых портретах»

В первых числах июня 1880 года Владимир Корсаков, получив письмо от некоего мсье N., решил откликнуться на его просьбу о встрече. Таинственный гость, как оказалось, расследовал странную эпидемию самоубийств, что прокатилась по Санкт-Петербургу этой весной. Причину он установил быстро: люди совершали над собой разные изуверства под влиянием собственных портретов, выполненных художником Сергеем Стасевичем. Однако стоило выйти на след душегуба, тот неожиданно купил билет до Москвы и исчез. Потому остался лишь один выход — обратиться за помощью к профессиональному охотнику, способному найти и остановить дьявольского живописца. Владимир согласился взяться за дело и спустя два месяца погони очутился в маленьком провинциальном городке на берегу Камы, охваченном чудовищным ненастьем, где неясный ужас сводит горожан с ума, а мрачные леса скрывают усадьбу зловещих помещиков.

Эстетика повести «Дело о проклятых портретах» Игоря Евдокимова. Персонажи на коллаже — художник Сергей Стасевич, баронесса Мария Фёдоровна Ридигер (в последнюю ночь своей земной жизни), её дочь Катенька, уездный исправник Гаврила Викторович Родионов и помещица Софья Николаевна Серебрянская.
Эстетика повести «Дело о проклятых портретах» Игоря Евдокимова. Персонажи на коллаже — художник Сергей Стасевич, баронесса Мария Фёдоровна Ридигер (в последнюю ночь своей земной жизни), её дочь Катенька, уездный исправник Гаврила Викторович Родионов и помещица Софья Николаевна Серебрянская.

Книга (повесть) №2 «Дело о безутешном отце»

Спустя три месяца после погони за художником, обратившим свой талант во зло, Владимир Корсаков, наконец, возвращается в Санкт-Петербург. Но планам молодого человека провести холодную осень в тепле и уюте не суждено было сбыться. 19 октября 1880 года ему пришлось явиться на встречу с загадочным жандармским полковником, который даже не счёл нужным назвать своё имя! А вот о Владимире он знал более чем достаточно, включая недавнюю работу на мсье N., точнее, заместителя внутренних дел Фёдора Ивановича Назарова. Услышанное Владимиру очень не понравилось: Назаров, потерявший из-за дьявольского портрета единственную дочь Марию Ридигер, увлёкся метафизическими материями. А 17 октября в его особняке был проведён ритуал с участием шести оккультистов и одного медиума, после которого все исчезли, включая самого владельца дома. Брать с поличным жандармам оказалось некого. Но так как полковник привык всегда получать ответы и как минимум трупы, то Владимир Корсаков был вынужден согласиться помочь ему в разгадке сего феномена.

Эстетика повести «Дело о проклятых портретах» Игоря Евдокимова. Персонажи на коллаже — заместитель министра внутренних дел Фёдор Иванович Назаров, жандармский ротмистр Василий Викторович Нораев, оккультист Олег Нейман, медиум Амалия Фтеффель и зеркальный скиталец в теле Назарова.
Эстетика повести «Дело о проклятых портретах» Игоря Евдокимова. Персонажи на коллаже — заместитель министра внутренних дел Фёдор Иванович Назаров, жандармский ротмистр Василий Викторович Нораев, оккультист Олег Нейман, медиум Амалия Фтеффель и зеркальный скиталец в теле Назарова.

Книга (повесть) №3 «Дело о призрачном юнкере»

Накануне Рождества 1880 года в обмен на раскрытие тайны из своего прошлого, которое наградило его мистическим даром, Владимир Корсаков отправляется по заданию безымянного жандармского полковника в Москву. Пару дней назад в Дмитриевском военном училище был найден убитым его начальник — Иван Павлович Сердецкий — при весьма странных обстоятельствах: труп генерала обнаружили в запертом изнутри кабинете, а методом убийства оказалось запрещённое 20 лет назад воинское наказание! Однако в одиночку шпицрутенами человека до смерти не забить — сил не хватит. Потому воспитанники, оставшиеся на каникулах в училище, уверены, что это месть призрачного юнкера — мстительного духа, рыскающего по заросшему старому парку. Офицеры же больше склоняются к версии убийцы из плоти и крови. Но пока Корсаков пытался его вычислить, в стенах славной воинской школы появилась новая жертва, а разыгравшееся ненастье лишило всех шанса на бегство.

Эстетика повести «Дело о проклятых портретах» Игоря Евдокимова. Персонажи на коллаже — начальник Дмитриевского училища Иван Павлович Сердецкий, заместитель начальника училища Николай Сергеевич Панин, военврач Алексей Осипович Красовский и каптенармус Богдан Юрьевич Белов.
Эстетика повести «Дело о проклятых портретах» Игоря Евдокимова. Персонажи на коллаже — начальник Дмитриевского училища Иван Павлович Сердецкий, заместитель начальника училища Николай Сергеевич Панин, военврач Алексей Осипович Красовский и каптенармус Богдан Юрьевич Белов.

Книга (повесть) №4 «Дело о посрамителе воронов»

После гибели императора Александра II-го 13 марта 1881 года жандармерия Санкт-Петербурга устроила охоту на народовольцев. Потому Владимир Корсаков, которому требовался покой для восстановления здоровья, остался в Москве. Однако старший брат Пётр стал настаивать на переезде в родовое имение под Смоленском, чего Владимир не желал делать, пока не выяснит, что с ним происходит. Их противостояние удачно оборвало письмо от университетского друга Владимира — Дмитрия Гавриловича Теплова — ныне чиновника для особых поручений при Владимирском губернаторе. Молодой человек отчаянно и взаимно влюбился в наследницу дворянского рода Маевских, но над их счастьем нависли тёмные тучи, и он просил о помощи. Корсаков едет в город тёзку — Владимир, а затем друзья отправляются в усадьбу Маевских, затерянную в глухих топях Муромского уезда, где родители невесты поклоняются жуткому нетленному уродцу — святому Каафу. И они, как скоро выяснилось, имеют далеко идущие планы на нового родственника.

Книга (повесть) №5 «Дело о блудном сыне»

Последние четыре года Владимир Корсаков старательно избегал любых поводов, способных заставить его вернуться в родной Смоленск. И если сперва его останавливал только страх окончательно смириться там с потерей части своей семьи, то теперь гораздо больше он стал бояться потерять тех родных, кто ещё оставался в живых, потому что больше не принадлежал себе. Схватка с невиданной тварью на Балканах в ноябре 1877 года, прозванной болгарами караконжулом, закончилась для молодого человека встречей со смертью и «гостем» с той стороны, который клещом вцепился в его душу. И всё же некоторые обстоятельства последних расследований заставляют Владимира Корсакова принять тяжёлое решение посетить отчий дом и поискать ответы на мучившие его вопросы в семейном архиве. Малая родина встретила оккультного сыщика нежным ароматом цветущей вишни и… серией извращённых убийств, в которых легко можно было распознать «почерк» караконжула. Полиция, конечно же, не подозревала об этом, зато хорошо знала, к кому следует обратиться, когда начинают твориться бесовские дела.

Рассказ «Дело о ночных визитах» на данный момент является единственным исключением из числа бонусных рассказов, который я включила в этот блок. Он не касается магистрального сюжета и по этой причине не войдёт в третью книгу цикла «Зловещие маски Корсакова», хотя по хронологии относится именно к нему. Читать его надо будет между двумя повестями третьего тома (первая повесть посвящена расследованию в России, вторая приключениям в Венеции). Если есть желание познакомиться с рассказом уже сейчас, то он опубликован на сайте ЛитРес.

Книга (рассказ) №6.1 «Дело о ночных визитах»

В сентябре 1881 года по дороге в Венецию Владимир Корсаков решил заглянуть в гости к собрату по ремеслу, знахарю Христофору Севастьяновичу Горегляду. Хотелось повидать старика, пообедать с ним в каком-нибудь ресторане — и дальше в путь. А чего ещё ждать от небольшого и не слишком развитого города? Однако тот приготовил ему неприятный сюрприз, о котором Горегляд поведал Корсакову при встрече. Две недели назад в Витебске начали умирать люди. Не то чтобы важная новость: люди умирают всегда и повсюду. Однако две смерти подряд произошли от удушья по неизвестным причинам. Улик нет. Местные полицейские смекнули, что дело тёмное, и обратились к своему специалисту по нечисти. А тут как раз и третий покойник подоспел. Единственные следы, выходящие из дома погибшего, оказались кошачьими. Вот только очень скоро на чёрной грязи они сменились человеческими и вели прямиком в дом витебского губернатора, куда простому знахарю хода нет. А вот для дворянина Корсакова дверь будет открыта со всеми почестями. Потому Горегляд просит Владимира о помощи в разгадке тайны.

Эстетика рассказа «Дело о ночных визитах» Игоря Евдокимова. Персонажи на коллаже — белорусский знахарь и охотник на нечисть Христофор Севастьянович Горегляд, его пёс по кличке Серый и Мара (в человеческом облике и в образе кошки).
Эстетика рассказа «Дело о ночных визитах» Игоря Евдокимова. Персонажи на коллаже — белорусский знахарь и охотник на нечисть Христофор Севастьянович Горегляд, его пёс по кличке Серый и Мара (в человеческом облике и в образе кошки).

Бонусные рассказы вне хронологии событий основной серии

Произведения этого блока представляют собой отдельные короткие зарисовки из жизни Владимира Корсакова, а иногда его предков и даже друзей. Это самостоятельные истории без спойлеров к основной серии! По словам Игоря Евдокимова:

«Такие рассказы периодически получаются из идей, которые нельзя растянуть до полного «метра» или пришить к основной сюжетной линии, но при этом и выкинуть их из головы тоже не выходит. Например, желание обыграть петербургскую городскую легенду о наводнении 7 ноября 1824 года, описанное в «Медном всаднике» Александра Пушкина, нашло воплощение в «Деле о бурных водах». Личная обида на осенние детективы с омерзительно здоровыми героями вылилась в рассказ «Дело о призрачном танце», где сильно простуженный Корсаков отправился разгадывать тайну фонтана с ожившей статуей. А иногда истории возникают из стремления «поиграть» в классику, в результате чего на свет уже появились два рассказа: «Дело о бездонном омуте» — это перенесение повести «Тень над Иннсмутом» Говарда Филлипса Лавкрафта на российские реалии конца XIX века, и «Дело о шепчущей комнате» — дань уважения всем старым герметичным детективам».

Чтобы некоторым образом отделить эти рассказы от основной серии, изначально автор решил перенести время их действия на более поздний срок — это промежуток с 1884 по 1887 года. Потому в первых электронных версиях рассказов можно было увидеть конкретные даты, например: «Дело о белой даме» — январь 1884 года, «Дело о незваных гостях» — ноябрь 1884 года, а «Дело о бездонном омуте» — июнь 1885 года. Но впоследствии, чтобы не усложнять жизнь читателям, да и самому «не бежать впереди паровоза» (то бишь основной серии), они были убраны (кроме «Дела о бурных водах», которое привязано к конкретному событию — наводнению 7 ноября 1824 года).

В большинстве рассказов даты, действительно, вообще не играют никакой роли, однако они предполагают, что вы уже знакомы с Владимиром Корсаковым, его семьёй и ближайшим окружением, потому браться за их чтение следует только после первых двух томов основной серии, которые включают в себя пять повестей!

Читать бонусные рассказы, как уже отмечалось выше, можно в любом порядке. Потому я позволила себе придумать свой — разделила их на группы по главным действующим лицам. А нумерация внутри групп обозначает лишь количество историй, рассказанных тем или иным персонажем.

ВАСИЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ КОРСАКОВ

Книга (рассказ) №1 «Дело о бурных водах»

Ненастным утром 6 ноября 1824 года юная вдова Надежда Михайловна Радке с Васильевского острова получает письмо от мужа. Супруг обещает явиться завтра к обеду, хотя умер две недели назад. Увы, но на злой розыгрыш это событие женщина списать никак не могла: письмо явно было написано рукой Генриха Радке, а ещё к нему прилагалась пуговица от сюртука, в котором он был похоронен. Благо слухи, блуждающие по петербургскому обществу, указали Надежде Михайловне, к кому можно обратиться со столь деликатным делом — графу Василию Александровичу Корсакову. Чтобы проверить подозрения, тот сразу же отправился в лютеранскую часть Смоленского кладбища, и оказалось, что кто-то ночью украл гроб с телом господина Радке, вырыв могилу голыми руками. А в такой ситуации выход лишь один — отправиться в гости к вдове Радке и вместе дождаться прихода её почившего супруга.

ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ КОРСАКОВ

Книга (рассказ) №1 «Дело о бездонном омуте»

В начале лета Владимир Корсаков прибывает с визитом в усадьбу Коростылёвых близ Петербурга. Приглашение он получил в связи с трагической гибелью хозяина усадьбы Николая Александровича Коростылёва. Из рассказа его вдовы Владимир узнаёт, что мужчина, одержимый Чёртовым озером, где в детстве утонул его брат Никита, решил проверить местные слухи и выяснить правду. Прошёл обучение в Кронштадтской водолазной школе и двенадцать дней назад, облачившись в костюм, опустился на дно водоёма. Больше его никто не видел. Расспросы перепуганных слуг дали мало информации, за исключением трёх неприятных фактов: ночью перед погружением барина озеро светилось неангельским светом, стонало вроде лося, и из него пропала вся рыба. Владимир Корсаков с разрешения вдовы остаётся в усадьбе, а утром выясняется, что Николай Александрович вернулся из водяного плена. Но он ли это?

Книга (рассказ) №2 «Дело о белой даме»

В середине января, когда золотая молодёжь традиционно предаётся веселью и праздности, происходит досадная неприятность. Группа богатеньких отпрысков, отправившихся на бал-маскарад в модный московский ресторан «Санктуарий», после полуночи решила развлечься игрой в прятки. А когда та закончилась, выяснилось, что бесследно исчез наследник купца-миллионщика Горемыкина — Михаил. В такой ситуации жандармерия среагировала быстро, но найти молодого человека не удалось. Потому сразу же были задействованы особые связи, и к четырём утра в «Санктуарий» явился Владимир Корсаков. Тайный дар сыщика-оккультиста ответа, увы, не пожелал помочь своему хозяину. Значит, байка о Белой даме, которая наказывает шумных гуляк в своём особняке, проданном под ресторан, верна? Но за пятьдесят лет с ней обязательно пересёкся бы отец или старший брат. Вопросов много, а ответ нужно найти до рассвета, пока убийца не покинул дом.

Книга (рассказ) №3 «Дело о незваных гостях»

Вместе с первым кусачим морозцем и густым туманом с Невы поздней осенью Санкт-Петербург тихо охватила новая волна самоубийств и в итоге привела в квартиру Владимира Корсакова молодого вдовца Олега Милосердова. Несколько дней назад он заказал фотографию своей маленькой дочери Арины, пригласив мастера на дом. Однако доставленный следующим утром снимок привёл Милосердова в ужас — позади Арины стояла его покойная супруга! А когда та ещё и явилась Арине среди ночи, мужчина бросился искать помощи. Корсаков берётся за расследование и выходит на след бывшего студента Сергея Трутнева, отчисленного несколько лет назад из университета за мракобесную статью «Об использовании мгновенного затвора для запечатления обскурных феноменов». Увы, учёные мужи из Санкт-Петербургского оптического научного общества ошиблись, и Трутнев действительно сделал открытие, а ещё озлобленный парень открыл в наш мир дверь для непрошеных гостей.

Книга (рассказ) №4 «Дело о полуночном танце»

Несмотря на жуткую простуду, однажды промозглым осенним днём Владимиру Корсакову пришлось явиться в фамильный дом Репиных, что располагался в Санкт-Петербургской Коломне на берегу Мойки. Причиной для встречи со своим дальним родственником — Платоном Константиновичем Репиным, оказалось завещание его недавно почившего деда Клавдия Петровича Репина. Согласно документу, внук был обязан поселиться в старом поместье, чего молодому князю делать совершенно не хотелось. Но самое главное — он боялся этого жуткого дома, где перед сном приходилось запирать на ночь каждую дверь, и всё равно по утонувшим во мраке коридорам раздавались чьи-то тяжёлые шаги. Сейчас же дом и вовсе пришёл в полный упадок, а слуг после отмены крепостного права сюда силком не притащишь. Да и притащишь — всё равно разбегутся, стоит только в полночь увидеть в саду зловещий фонтан с балериной на постаменте. Разгадать её тайну и предстоит Владимиру Корсакову.

ПАВЕЛ АФАНАСЬЕВИЧ ПОСТОЛЬСКИЙ

Книга (рассказ) №1 «Дело о шепчущей комнате» («Зимнее дело Корсакова»)

Аккурат перед новогодьем поручик Павел Постольский, ухватившись за донесение о неких странных событиях, произошедших на деревенском погосте близ посёлка Стрельна под Санкт-Петербургом, испросил у ротмистра Нораева разрешение провести самостоятельное расследование. Однако, ничего не смысля в упокоении восставших мертвецов (если сия информация подтвердится), он счёл необходимым подстраховаться и позвать в эту поездку Владимира Корсакова. К досаде обоих слухи оказались лживыми. К тому же на обратном пути они попали в страшный буран. Пришлось проситься на ночлег в ближайшем вдоль дороги поместье — дворян Волковых. И вот за ужином Постольский и Корсаков слышат необычную легенду особняка: в нём существует проклятая комната, из которой вот уже два столетия подряд непременно в зимнюю ночь исчезают люди. Естественно, Владимир Корсаков сразу же вызывается ночевать в этой комнате, чтобы разгадать её загадку. А поутру исчезает! И Постольскому таки приходится браться за самостоятельное расследование.

Интересное по теме

ВКонтакте | Пинтерест | Телеграм