Найти тему
WEEEK

Диаграмма Исикавы: что это и как использовать в управлении проектами

Оглавление

Она же диаграмма «скелет рыбы» или «рыбья кость» — инструмент для проактивного управления рисками и решения проблем через установку причинно-следственных связей. Рассказываем с примерами

Что такое диаграмма Исикавы

Для начала давай про метод Исикавы. Это работа с причинно-следственными связями. А Каора Исикава — автор метода, японский профессор, который работал в середине XX века и прославился комплексными разработками стандартов качества и управления. Благодаря его предложениям Toyota вышла из кризиса и стала международной.

Это Каора Исикава
Это Каора Исикава

Суть метода — собрать воедино очевидные причины и найти по дороге неочевидные причины, следствием которых может быть некая проблема. Ещё по итогам появляется прогноз развития.

📌 Диаграмма Исикавы — визуализация анализа и оценки причинно-следственных связей в рабочих процессах. Она помогает увидеть множество связанных сущностей на одном графике. Очень хороша диаграмма в анализе рисков — тех, что произошли и могут случиться.

-3

Из-за сходства со скелетом рыбы диаграмму так и называют — «скелет рыбы» или «рыбья кость». По-английски она называется Fishbone Diagram. На диаграмме показывают тему исследования — «голову рыбы» — и два типа данных — причины и следствия. Они разветвляются в две стороны от оси, как кости от хребта рыбины.

Составные части диаграммы Исикавы

Смотрим, из чего состоит «скелет рыбы».

-4
  • Голова рыбы — это тема исследовани, реальная проблема. Главный вопрос, который надо разобрать на косточки. Он стоит во главе исследования фактически и визуально.
  • Ось или хребет — горизонтальная прямая линия, к которой под наклоном крепятся лучи с описанием ключевых причин, или «кости рыбы». Лучи расположены под наклоном, чтобы их удобнее было расположить и рассмотреть. Часто проблема возникает из-за суммы факторов, скомканных в клубок. Чтобы разобраться, нужно вытащить каждый из них и обозначить его. Ключевые причины помогают понять, в какой области искать решение и ответственных.
  • К большим костям рыбы крепятся кости поменьше — уточняющие, второстепенные причины. Иногда бывает несколько уровней уточнения, но обычно хватает двух. Уточняющие причины подсвечивают, что именно нужно сделать, чтобы изменить текущую ситуацию и кто отвечает за этот процесс.

Зачем нужна диаграмма Исикавы

Диаграмма Исикавы — мощный инструмент для анализа. Он поможет:

  • Увидеть узкие места в крупных и давно налаженных процессах
  • Посмотреть на события, проблемы и риски с новой стороны
  • Нетипичным образом проанализировать происходящее
  • Отыскать решение, которое с большой вероятностью сработает
  • Докопаться до истинных причин проблем или свершившихся рисков

Также диаграмма помогает декомпозировать процессы — то есть сумму факторов разложить на составляющие.

Это может быть:

  • Анализ зон ответственности сотрудников — и чёткое представление, кто за что отвечает в компании
  • Анализ продукта — детальный разбор состояния продукта, его преимуществ и недостатков
  • Анализ стратегического развития — диаграмма помогает как бы «заглянуть в будущее», используя факты. Исследуя возможный вектор развития, получается найти возможные риски, установить их возможные причины и продумать последствия

Как построить диаграмму Исикавы

Диаграмма — результат сбора и анализа данных. Вот основные шаги для её создания:

Шаг 1. Определить основную тему

Это то, что мы собираемся исследовать. Риск, который случился. Проблема, которую нужно решить. И любая ситуация, про которую вы с командой хотите понять — почему так произошло и что с этим делать?

Не работает воронка — мало продаж. Замедлилось производство — не выполняем план. На мероприятие пришло меньше людей, чем ожидалось — не окупилось.

Иногда полезно провести мозговой штурм или небольшое обсуждение с командой, чтобы понять, какой вопрос требует пристального внимания.

Тема записывается в начале диаграммы — это «голова рыбы».

-5

Шаг 2. Найти ключевые причины или акторов, влияющих на проблему

Исикава предлагал идти по шести сферам и искать причины там: методы организации, материалы, оборудование, человеческий ресурс, среда, показатели.Ведь изначально диаграмма касалась только производства.

Сейчас бизнес-среда другая и диаграмма применяется не только на производстве — так что можно брать причины, актуальные компании.

Но давай оттолкнёмся от тех же шести причин Исикавы:

  • Методы организации — процессы, методологии, инструменты, скорость принятия решений. Думаем, что тут может быть причинами проблем
  • Материалы — тоже инструменты, а ещё программы, с которыми работает команда, скорость обработки изменений
  • Оборудование — реальное оборудование, если речь о компьютерах, или, например, оборудование для проведения мероприятия
  • Человеческий ресурс — тут всё просто. Количество людей в команде, уровень профессионализма, знания, опыт и так далее
  • Среда — влияние внешних и внутренних факторов, ситуация на рынке
  • Показатели — тут всё ещё проще. Это метрики и показатели роста (или падения) бизнеса

Эти ключевые причины выписываются на кости рыбы, которые крепятся к оси.

-6

💡 Можно подталкивать команду к более активному обсуждению вопросом: «Что ещё могло привести к этому?»

Шаг 3. Разбиваем причины на составные части

Чтобы понять причины причин, понадобится информация от задействованных участников команды. Это важно, чтобы не выдумывать и галлюцинировать, а докопаться до истинных причин.

Любые данные могут пригодиться для анализа — это мелкие кости рыбы. Их нужно выписывать, «прикрепляя» каждую к соответствующей кости побольше.

Разбиваем причины на составные части, ищем второстепенные причины
Разбиваем причины на составные части, ищем второстепенные причины

💡 Нормально, если какие-то кости окажутся незаполненными, а другие переполненными. Главное раскопать основные причины и декомпозировать их, понять, почему это произошло.

Шаг 4. Изучить диаграмму и принять дальнейшие решения

Диаграмма Исикавы готова! Теперь можно рассмотреть её всей командой и вместе продумать план действий.

Решения могут быть такие:

  • Как сделать, чтобы этого больше не произошло?
  • Как оптимизировать то, что имеем, чтобы исправить ситуацию и проблему?

💡 Очень рекомендуем фиксировать и проблему, которую разбирали на рыбе, и решения, и накопленный опыт в виде комментариев в проектной документации в любом виде! Это основа управления рисками проектов.

👉 На тему управления рисками проектов у нас есть отдельный текст

Методы для построения диаграммы Исикавы

Как построить диаграмму — вроде понятно. А как же всё-таки раскопать причины, а потом и причины причин? Чтобы научиться задавать правильные вопросы, воспользуйся одним из методов. Все они подойдут для мозговых штурмов.

Метод пяти почему

Использовался ещё в Toyota для построения диаграммы Исикава. Участники дискуссии задаются пятью вопросами «Почему?» вокруг одной проблемы. Эта череда почемучек помогает глубоко погрузиться в проблемы.

Например:

  • Почему машины продаются хуже? Не работает реклама
  • Почему не работает реклама? Трафик перехватывают конкуренты
  • Почему конкуренты лидируют? Их контент интереснее
  • Почему их контент интереснее? У конкурентов вышла новая модель
  • Почему у них вышла новая модель? Они оптимизировали старую, добавив интересные решения, которые привлекают аудиторию

Каждый из этих вопросов даёт вектор для исследования. А главное, показывает истинные причины проблем.

👉🏻 Если бы контент конкурентов был интересен за счёт качества запущенной рекламы, проблема была бы адресована отделу маркетинга или пиара. А в нашем случае придётся решать, нужна ли гонка с конкурентами и новая модель. То есть для диаграммы понадобятся данные по текущему производству, финансам и стратегический план развития компании.

Метод шести шляп

Метод, в котором каждый из участников реализует один из шести подходов мышления: стратегический, аналитический, творческий, эмоционально-интуитивный, позитивный и критический. Участник как бы надевает шляпу, в которой примеряет на себе определённую модель поведения и задаёт соответствующие вопросы.

Про метод шести шляп почитай вот этот текст или посмотри ролик:

Анализ 6М элементов

Анализ по шести сферам, в которых ищутся причины. Это и правда шесть M  — Method, Material, Man, Milieu, Machine, Measurement, или методы, материалы, люди, среда, инструменты, показатели.

По этим параметрам выгружаются данные, которые потом собирают в «скелет рыбы».

Изначально метод применялся на производствах и заточен под эту сферу. Ты можешь не только адаптировать сферы по реалии бизнеса, но и менять компоненты. Например, заменить Machine на Marketing — и вообще отвязаться от темы производства.

Пример диаграммы Исикавы для проекта

Раз уж мы решили отказываться от связи диаграммы со сферой производства, рассмотрим цифровой бизнес и разберём на косточки проблемы диджитал-агентства.

Проблема и голова рыбы: низкая оценка пользователей в App Store и Google Play

Основные категории причин и крупные кости:

  • Люди — разработчики, дизайнеры, тестировщики
  • Процессы — разработка, тестирование, запуск, поддержка
  • Технологии — платформы (iOS, Android), фреймворки, инструменты
  • Пользователи — их ожидания, потребности, опыт использования
  • Внешние факторы — конкуренты, рынок, изменения в операционных системах
  • Показатели — метрики продукта, метрики трафика, экономика

Кажется, тут неплохо прослеживаются сферы для анализа по 6М. Эти категории составляют основу бизнеса — как раз в них и кроятся причины главной проблемы.

Детализация причин и мелкие кости:

Пройтись надо по всем категориям.

  • Люди — какие проблемы могут быть у них? Недостаток опыта или знаний, а может, плохая коммуникация. Или просто не хватило рук.
  • Процесс — какие проблемы могут быть здесь? Недостаточное тестирование функций или слишком длинный цикл разработки. Приложение потеряло актуальность, не совпало с требованиями и возможностями операционных систем на телефоне
  • Технологии — что здесь? Нестабильность работы приложения, медленная загрузка или проблемы с совместимостью
  • Пользователь — какие проблемы со стороны юзера? Неинтуитивный интерфейс, нет нужных функций или избыток ненужных
  • Внешние факторы — что влияет на судьбу приложения? Сильная конкуренция на рынке, изменение предпочтений пользователей или ограничения платформ
  • Показатели — какие проблемы у нас по метрикам? Плохой трафик и бедная маркетинговая кампания, или не сходится экономика продукта, низкие показатели конверсии или удержания.

Получается что-то такое:

-8

Конечно, по каждой косточке надо копнуть — и докопаться с вопросом «почему» ко всем выделенным проблемам. Здесь как раз классно применить методы пяти почему и шести шляп, о которых рассказали выше.

Где построить диаграмму Исикавы

Miro

Прекрасная платформа для визуализации. Правда, после ухода сервиса российские пользователи могут работать только на бесплатном тарифе — то есть создавать не больше трёх досок.

Здесь можно нарисовать собственную рыбу или воспользоваться шаблоном — например, от компании NEXT LEVEL Partners, разработанный Рюдзи Фукуда по специальной системе CEDAC (Cause and Effect Diagram with the Addition of Cards).

В этой диаграмме можно показывать не только причины, но и решения, используя карточки разных цветов:

-9

Figma и FigJam

Не менее известная платформа для построения визуализаций и графиков.

Есть бесплатный тариф. Расширенные функции стоят по тарифам Professional до $12 в месяц или Organization (до $45 в месяц).

В Figma тоже есть шаблон по запросу Fishbone Diagram. Удобно, что в нём нет делений по 6М, как во многих подобных шаблонах — то есть можно вписать только те факторы, которые касаются твоей ситуации.

-10

Lucidchart

Мощный сервис для визуализации проектов и процессов с кучей идей для инфографик. Помимо бесплатного, есть несколько тарифов: индивидуальный ($9 в месяц), для команды ($30 в месяц) или крупного предприятия ($36,50 в месяц).

Диаграмма Исикава тут, конечно, тоже есть! Лаконичная и со специальными строками для уточнений связей и причин.

-11

Canva

Платформа для графического дизайна. Работать можно индивидуально — бесплатно или в тарифе Pro за $12 в месяц. Или пригласить команду от трёх человек и платить по $10 в месяц за каждого.

Шаблонов в Canva море — и рыба в этом море тоже есть! Выбирай любую.

-12

Скелет выводов

  • Диаграмма Исикавы, она же диаграмма скелет рыбы или рыбья кость — графический метод анализа причин и оценки рисков
  • Поможет найти неочевидные причинно-следственные связи и составить стратегию для решения проблем или оптимизации процессов
  • Чтобы собрать диаграмму, нужно разложить процессы на составные части, пройтись по каждой из них и рассмотреть ещё детальнее. Дальше разбирать проблемы в мелочах
  • Классные программы для составления диаграммы рыбы — Miro, Lucidchart, Figma, Canva. Там есть специальные шаблоны!