Найти тему

Моторная алалия. Как организовать урок, чтобы ребенку было интересно.

Организация рабочего места

Ирина: - Сегодня мы обсуждаем организационные моменты коррекционной работы. Ой, как много слов. По-человечески. Как организовать рабочее место и рабочее время с ребенком с моторной алалией для мамы. Во-первых, рабочее место. Если вы хотите заниматься с ребенком какими-то делами за столом, тогда стоит учитывать, что у неговорящего ребенка (у моториков в том числе) большие проблемы с устойчивостью внимания. То есть, если что-то будет попадать в поле его зрения, он обязательно отвлечется от того, что вы ему предлагаете. Потому что то, что мы ему предлагаем для изучения, всегда сложнее, чем муха, которая проползла мимо него. Поэтому продумайте заранее, что это должен быть пустой стол, на который вы будете ему выкладывать необходимые предметы, игрушки и картинки в качестве пособий. Главное, чтобы это появлялось перед ним в тот момент, когда вам нужно с этим работать. Если вы положите перед ним сразу альбом с карандашами, детскую посудку и кукол, он смешает все в одну кучу, поиграет каждой штучкой примерно 30 секунд и скажет: «все, я наигрался, я пошел». Чтобы удерживать его внимание столько, сколько вам нужно, предъявляйте ему это все по очереди. Всегда учитывайте, что из-за этой особенности неустойчивости внимания ребенок долго выполнять однообразную деятельность не может. Давным-давно, в прошлом веке, советские ученые в городе Ленинград изучали, сколько времени может заниматься ребенок полутора-двух лет с обычным развитием. Выяснилось, что дети 2 лет могут выполнять одно задание около 2 минут. Почему-то со временем эта цифра трансформировалась в то, что с двухлетним ребенком можно заниматься 2 минуты. Давайте уточним. Одно задание 2 минуты, второе задание 2 минуты, пятое задание 2 минуты… Фактически он у вас может заниматься столько, сколько вам захочется. Просто ему эти задания нужно регулярно менять.

В каком месте лучше это все организовывать? Желательно не в его детской комнате. По той же самой причине, из-за неустойчивости внимания и повышенной отвлекаемости. Дома, в своей родной комнате, он прекрасно знает, где его любимая зеленая машинка, где у него попугайчики, крокодильчики. И даже если он их не видит, он помнит о том, где они у него лежат. И вместо того, чтобы сидеть и смотреть на вашу красивую книжку, он будет думать о том, где его попугайчики.

Еще один интересный момент. Мы все, как хорошие родители, стараемся как можно больше дать ребенку всяческих разноцветных штучек, игрушечек, карандашиков и фломастеров. Если вы двухлетнему ребёнку подарите набор фломастеров в 24 штуки, он у вас рисовать не будет. Он будет их перебирать, перекладывать, менять колпачки местами. Рисовать точно не будет. Если вы хотите, чтобы он рисовал, дайте ему один листочек бумаги и один карандашик. А ещё лучше папину шариковую ручку. И всё, и у него не будет выбора, что с этим делать. Только рисовать. Вот, поэтому основной смысл нашего поста такой: управляйте вниманием ребенка. Предъявляйте ему ровно то, что нужно вам, не позволяя отвлекаться на то, что хочется ему. Я обычно говорю: «старайтесь заниматься с ребенком в том месте, где он уже все знает, но не в его родной комнате». Как ни странно, мы выяснили с большим количеством родителей, что оптимальное место это кухня. Он там бывает три раза в сутки, как минимум, там уже все изведано, всё увидено, уже ничего не перекрывается. И он там спокойно садится. За большой стол, кстати, нежелательно сажать, что всегда по нормативам. Маленькие дети в детских садах, в логопедических кабинетах должны заниматься за детским столиком и на детском стульчике. Поэтому бедные логопеды всегда жалуются на тяжелую работу, что им приходится сидеть согнувшись с три погибели, с коленками на уровне груди, на детском стульчике. Пробовали? Ужасно. Недостаток есть определенный. Это он с чужой тетей будет сидеть на этом стульчике столько, сколько она ему скажет. С мамой он сидеть не будет. Поэтому лучше посадить его за обычный обеденный стол, на обычный взрослый человеческий стул, подвинуть его максимально близко к столу, чтобы он не мог утечь с этого стула. Хотя бы три секунды, потому что у вас будет три секунды времени, чтобы сказать: «вау, я тебе еще вот это не показала!» И он отключится от того, что хотел удрать и переключится на следующее задание.

Мария: - Тем более, когда этот стул маленький, то ребенку всегда проще.

Ирина: - Да, коленки разогнул и вышел. Происходит мгновенно.

Мария: - Там даже трех секунд у вас не будет.

Ирина: - Поэтому еще раз посадили на большой. Сколько ему времени понадобится, чтобы сползти со стула? Очень много.

Мария: - А потом ещё посмотреть вниз, что это высоко, и подумать о том, смогу я дотянуться или нет. А тут уже мама что-то предложила.

Ирина: - А тут уже у нас появились новые игрушки, новая эпоха игрушек. Классно же?

Мария: - Вместе мы разобрались. Ещё мы всегда рекомендуем готовить предметы к занятию. То есть во время самого занятия, когда вы сели уже за стол с ребёнком, все предметы, с чем вы хотите заниматься, должны быть у вас рядом. Но они не должны лежать, чтобы ребёнок видел эту гору. Складывайте их или под стол, или в отдельную коробку. Я рекомендую обычно в коробку. Коробочку открыли, достали, ребёнку даже интересен сам факт.

Ирина: -
Целая коробка…

Мария: -
Да, там целая коробка, там что-то новое, там что-то интересное. И дети уже заранее ждут, что мама сейчас достанет. И даже когда ребёнок захочет уйти или отвернётся, вот этот вот звук открытия коробки и ребёнок уже будет оборачиваться, что там будет ещё. Поэтому старайтесь, чтобы все предметы у вас там лежали. Даже чуть-чуть больше, чем вы планируете на занятия. Потому что вы никогда не знаете, как пойдёт само занятие. Какое сегодня у ребёнка настроение или что его зацепит. Поэтому какие-то предметы пусть у вас будут всегда. Особенно карандаш или лист бумаги. Это вот то, что может быть всегда. Если ребёнок любит лепить, тоже пластилин может там быть, потому что как с листом бумаги или с пластилином, можно сделать абсолютно все.

Ирина: - Любой сюжет, на любую тему.

Мария: - Что бы вы не изучали, у вас всё будет подготовлено.

Ирина: - Даже для изучения того предмета, которого у вас нет под рукой в виде картинки, вы его можете слепить или нарисовать.

В какое время лучше заниматься с ребенком

-2

Ирина: - Теперь о времени. В какое время лучше заниматься с ребёнком? Утром, днём или вечером? Никто не знает, это зависит исключительно от вашего ребёнка. Мы имеем в виду только рабочее время за столом, когда его поймать и отзаниматься чем-то конкретно, нудным, скучным, но важным. Это будет зависеть от того, что ваш ребёнок рано встаёт, бодр и свеж, Занимайтесь утром. Или же ваш ребенок рано встает, куча энергии, неугомонный малыш, а вот к обеду он уже успокоился и перед самым обедом он может нормально посидеть хотя бы полчаса, значит занимайтесь в обед. Или же перед сном. Ребенок весь день занят своими делами, вашими делами был занят. К вечеру усаживается, укладывается в кроватку, но спать не хочет. Кстати, тоже еще одно рабочее место у нас такое. У меня один мальчик был, который не хотел заниматься ни под каким соусом. Там до таких скандалов доходило… Пока однажды не обнаружилось, что он не хочет укладываться спать в 9 вечера. Поэтому он в 9 вечера, когда мама говорила «Ложись спать», приносил ей тетрадку с домашними заданиями, типо «а мы еще не позанимались». И всячески сидел в кровати и выполнял все то, что нужно, лишь бы не спать. Почему бы не использовать это? Мы просто взяли это в качестве коррекционной работы. Не хочешь спать – не надо, будем заниматься.

Мария: - Именно так. Поэтому самая главная цель – это продуктивность работы. То есть, у вас в голове должно быть не «я мать, я должна сейчас посадить его работать утром, до завтрака (или после), потому что где-то так написано». Самое главное – это продуктивность.

Ирина: - Когда вашему ребенку удобнее всего заниматься, когда вам удобнее заниматься. Вообще считается, что желательно выдерживать определенный режим. То есть, мы всегда занимаемся утром или мы всегда занимаемся вечером, но это не самый принципиальный вопрос с моторными алаликами, они вполне себе мобильные дети. Это что касается тех самых серьезных заданий. Тут порисовать нужно, тут все картиночки попереназывать нужно. Но набор лексики и автоматизация грамматики и многое другое, кроме всего прочего, нужно отрабатывать еще и в повседневной жизни. Помните, в речевом режиме написано: «ребенок должен не заниматься, ребенок должен играть и жить». Поэтому стараемся каждую секунду времени, проводя его с ребенком, посвящать тому, чтобы развивать его речь. Оречевляем практически все. Есть такое понятие, называется «оречевление». Это означает, что любое наше телодвижение, любое действие, любую мысль, любой предмет нужно проговаривать. Это называется оречевление. Поэтому. Пошли играть в футбол: «мяч», «гол», «попал», «мимо». Это слова первого концента, которые может освоить даже самый маленький ребенок. Он думает, что он играет в футбол, а папа учит с ним слова. Пошли на третьем этапе коррекционной работы в магазин. А почему бы и нет? Когда нужно изучать, допустим, фрукты и овощи. Берете с собой ребенка. Заходите в овощной отдел. И начинаете изучать даже то, что он в принципе не ест. Баклажаны какие-нибудь, брокколи. Но они там все лежат красивые. Возьмите, потрогайте, понюхайте. Ну, облизывать не желательно. Но там можно все это изучить на ходу и между делом.

Еще одна насущная проблема многих мам. Огромное количество мам сейчас не носят платья и юбки. Потому что с нашими шустрыми детьми приходится носить джинсы и бегать за ними как можно быстрее. Поэтому, когда изучаем тему «одежда», все мамы такие: «Упс, а у меня нет платья, чтобы ребёнок выучил, что это». Это не проблема. Идём в магазин, всё перемерили, всё показали, ребёнок выучил, что это платье. Можно даже не покупать ничего. Поэтому, чем бы вы ни занимались, уборкой в доме, мытьём посуды, купанием ребёнка, чтением книжек, колыбельных - вы все время с ним можете заниматься. Ну а мы постараемся в наших лекциях об этом напоминать, подсказывать и находить какие-нибудь возможные упражнения для этого.

Мария: - Хотела еще добавить про организацию занятия. Когда мы занимаемся за столом, всегда будет хорошо, если в вашей коробочке, где лежат все задания, будет лежать что-то, что привлечёт внимание ребёнка, или то задание, которое он всегда любит делать. То есть, порой для переключения его внимания, или когда он устал – иметь в запасе что-то такое, что ему будет интересно.

Ирина: - То, что можно считать вознаграждением.

Мария: - Да.

Ирина: - Это уже хорошо выученное, простое задание, и чаще всего даже не речевое. Я обычно использую лабиринты.

Мария: - Я сегодня с малышом на занятии взяла вкладыши (лабиринты он не любит). Вот мама достаёт, он их прекрасно умеет собирать, но когда она перед ним ставит, он прям чувствует себя королём. Мы их достали, он их поставил, у него уже настроение прекрасное, он готов дальше продолжать работать, несмотря на то, что перед этим хотел уйти.

Ирина: - Это могут быть пазлы. Только не сумасшедшее количество, а то, которое малыш вполне себе по силам освоить. Это могут быть кубики Лего, которые очень-очень рекомендую. Лего крупные.

Мария: - Да даже та же игра в ладушки. Повернулись к маме, сделали ладушки. Как такую «физминутку», чтобы ребёнок не ушёл из-за стола, а то вы его потом назад не вернёте.

Ирина: - С моториками этот номер не проходит, они уходят насовсем.

Мария: - Да, поэтому... Поэтому занимаемся развитием межполушарных связей, играя в ладушки.

Ирина: - Или так. Мы все думаем, что эти «сорока-ворона, кашу варила» какой-то детский сад из древности. Это все развитие межполушарных, межанализаторных связей. Все эти всевозможные «в ямку бух», «кашу ели», «полетели, на головку сели». Наши предки были не глупыми, судя по тому, что они выжили и нас вырастили. Поэтому, если у вас есть хорошие знакомые бабушки, которые знают всяческие шутки-прибаутки, потешки-потягушки, тоже пойдёт в урок. Не как самостоятельное задание, а как разбивка от того, что ты сейчас потрудился чем-то серьёзным, позанимался, потом ещё серьёзней задание будет, а в промежутке можно и в зайчиков поиграть.

Мария: - Ещё я всегда стараюсь на занятия отпускать ребенка за несколько минут до того, как он выдохнется. То есть не дотягивайте до того момента, когда ребенок уже совсем устал и ему хочется отсюда уйти. Отпускаем его чуть-чуть раньше и, чтобы ребенок ушел не на усталости, а на хороших эмоциях, чтобы ему было весело с мамой и потом захотелось назад к ней. То есть, даже если вы видите, что мы сейчас еще одно задание точно сделаем - лучше отпустите немножко раньше, вы потом выиграете гораздо больше.

Ирина: - Да, есть еще один поведенческий момент, когда мама, глядя ребенку в глаза, видит, что все, больше уже ничего из него не выжмешь, и сейчас он просто будет страдать и рыдать, чтобы удрать - до этого не стоит доводить. Если вы его отпустите тогда, когда он зарыдал, на следующий урок он у вас рыдать начнет примерно через три минуты после начала. А не доводя до самого конца, мама говорит «ты молодец» и теперь можешь идти и заниматься своими делами. Со временем ребенок понимает, что сколько бы я ни сидел, что бы я ни делал - мама сама меня похвалит и отпустит. Тогда он, приходя на следующий урок, не будет заранее планировать «когда бы мне удрать». Он будет заранее планировать «когда меня мама похвалит и отпустит». Вы управляете поведением ребенка, он в этом моменте развивается. Расскажу одну историю, про нашего сыночку. Когда мне пришлось заниматься с ним, выяснилось, что я не могу его заставлять сидеть за столом и заниматься. У меня просто сердце не выдерживает его страданий. Что же было делать? Мы сделали все очень просто. Он всегда любил купаться, поэтому он купался каждый день. Он по полтора часа сидел в ванне, а я ему туда перетаскала все возможные игрушки, пособия, утопили пару книжек. Там были и пинцеты, и пипетки, и мензурки, и всё-всё-всё. При этом он даже не знал, что он чем-то занимается. А мы тем временем всё развили. Найдите для своего ребёнка место, и время, и занятие, где он будет думать, что ему хорошо, и он играет. А вы тем временем занимайтесь. Он играет, вы занимаетесь, а он развивается в этот момент.

Сколько раз в день нужно садиться за стол?

-3

Мария: - Еще самый частый вопрос родителей, сколько раз в день нужно садиться за стол?

Ирина: - Можно вообще не садиться. Можно и на диване порисовать. Но мамина голова должна быть все время занята речевой работой. Это у мамы целый день, 24 часа в сутки работа, а у ребенка это просто жизнь. Поэтому если вам и ребенку удобно заниматься столом раз в день, или два раза по 15 минут, или три раза по 3 минуты, дело ваше. Главное результат. Каким способом его добиться уже не важно.

Ещё больше информации на нашем канале:

Видео лекции о том, что такое Моторная алалия | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед | Дзен
Статьи о том, что такое Моторная алалия. | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед | Дзен

Записаться на занятия онлайн к логопеду: