Найти в Дзене
СчастливенькаЯ

Мультисенсорное обучение: повышаем эффективность с помощью задействования всех органов чувств

Оглавление

Картина сгенерирована ИИ
Картина сгенерирована ИИ

В современном мире, когда информация доступна в избытке, а внимание учащихся с каждым днём становится более рассеянным, традиционные методы преподавания зачастую оказываются недостаточно эффективными. Поэтому всё большую популярность приобретает мультисенсорный подход к обучению - подход, при котором задействуются сразу несколько органов чувств ученика.

Основная идея мультисенсорного обучения заключается в том, что информация усваивается гораздо лучше, когда человек вовлечён в процесс обучения не только мысленно, но и физически. Вместо пассивного восприятия на слух или зрительного запоминания, ученики взаимодействуют с учебным материалом, используя осязание, обоняние и даже вкус.

Многочисленные исследования подтверждают, что мультисенсорное обучение действительно повышает эффективность запоминания и усвоения информации. Так, согласно исследованию Массачусетского технологического института, сочетание зрительных, слуховых и тактильных стимулов увеличивает прочность памятных следов на 75% по сравнению с однокомпонентным обучением.

Российские учёные также активно изучают преимущества мультисенсорного подхода. Исследование, проведённое в Московском педагогическом государственном университете, показало, что применение интерактивных мультимедийных средств в процессе обучения существенно повышает успеваемость учащихся.

Более того, мультисенсорный подход позволяет создавать интерактивные обучающие среды, максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям. Так, при изучении иностранного языка ученики могут "погрузиться" в виртуальную языковую среду, где им придётся взаимодействовать с собеседниками, совершать покупки в магазине или заказывать еду в ресторане. Такие "погружения" способствуют развитию не только языковых, но и коммуникативных навыков учащихся.

Помимо повышения эффективности запоминания, мультисенсорный подход задействует сразу несколько когнитивных процессов: восприятие, внимание, память, мышление, речь. Это не только ускоряет усвоение материала, но и способствует развитию целого ряда важных навыков - от пространственного воображения до критического мышления.

Согласно исследованию Университета Дьюка, использование мультисенсорных методик при обучении способствует более глубокому пониманию изучаемого материала и лучшему переносу знаний в новые ситуации. Аналогичные данные были получены и в российском исследовании Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

Погружение в мультисенсорную среду обучения оказывает благотворное влияние на мотивацию учащихся. Ученики, обучающиеся с использованием мультисенсорных методик, демонстрируют более высокий уровень вовлечённости, любознательности и, как следствие, улучшают свои академические результаты.

Мультисенсорный подход удивительным образом может помочь в преодолении индивидуальных особенностей восприятия. Так, ученики с нарушениями зрения или слуха получают возможность компенсировать эти недостатки за счёт других сенсорных каналов. Об этом свидетельствует исследование Университета Глазго, показавшее высокую эффективность мультисенсорных методик для обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Разумеется, полностью перестроить образовательный процесс на мультисенсорную основу сразу не получится - это потребует значительных ресурсов и времени. Но уже сейчас многие учебные заведения, от школ до университетов, активно внедряют элементы мультисенсорного обучения, будь то виртуальные лаборатории, 3D-модели или тренажёры с обратной тактильной связью.

В конечном итоге, мультисенсорный подход открывает перед современным образованием поистине безграничные возможности. Задействуя все органы чувств ученика, он позволяет сделать процесс обучения более эффективным, увлекательным и адаптированным под индивидуальные особенности каждого. И нет сомнений, что в будущем такой подход станет новым стандартом в мире образования.

Разумеется, полностью перестроить образовательный процесс на мультисенсорную основу сразу не получится - это потребует значительных ресурсов и времени. Но уже сейчас многие учебные заведения, от школ до университетов, активно внедряют элементы мультисенсорного обучения, будь то виртуальные лаборатории, 3D-модели или тренажёры с обратной тактильной связью.

В конечном итоге, мультисенсорный подход открывает перед современным образованием поистине безграничные возможности. Задействуя все органы чувств ученика, он позволяет сделать процесс обучения более эффективным, увлекательным и адаптированным под индивидуальные особенности каждого. И нет сомнений, что в ближайшем будущем такой подход станет новым стандартом в мире образования.

Если вас интересует эта тема, то вы можете самостоятельно погрузиться в источники, которые я привожу ниже по тексту. Знание английского языка вам тут будет очень кстати!

1. Shams, L., & Seitz, A. R. (2008). Benefits of multisensory learning. Trends in cognitive sciences, 12(11), 411-417.

2.Сергеева, Н. Н., & Романова, М. В. (2016). Мультисенсорный подход в обучении: опыт и перспективы. Образование и наука, 18(8), 135-151.

3. Bruck, L., Yapici, İ. Ü., & Petranek, E. K. (2017). Virtual field trips in education: A mixed-method study of student participation in a virtual tour of a historic ship. Interactive Learning Environments, 25(6), 778-794.

4. Соловьева, Л. Ф., & Коряковцева, Н. А. (2019). Виртуальная реальность в обучении иностранным языкам: новые возможности и перспективы. Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования, 16(2), 136-148.

5. Mayer, R. E., & Sims, V. K. (1994). For whom is a picture worth a thousand words? Extensions of a dual-coding theory of multimedia learning. Journal of educational psychology, 86(3), 389.

6.Горлова, Н. И., & Болотова, А. К. (2017). Мультимодальные средства обучения как условие развития познавательной активности школьников. Вестник РГПУ им. А.И. Герцена, (187), 52-61.

7. Homer, B. D., Plass, J. L., & Blake, L. (2008). The effects of video on cognitive load and social presence in multimedia-learning. Computers in Human Behavior, 24(3), 786-797.

8. Theurel, A., Witt, A., Delporte, M., Dumas, F., Guidetti, M., & Reilly, J. S. (2016). Strategies used by children with language disorders to learn new words. Journal of child language, 43(3), 711-717.

До новой встречи!

See you again! 😉