Найти в Дзене
Т-34

Место подвига — корабль. Герой Советского Союза Емельяненко Анатолий Дмитриевич

Всем привет, друзья!

Вся жизнь Анатолия Дмитриевича Емельяненко неразрывно связана с морем. Он окончил Бакинский морской техникум, плавал на Каспии в торговом флоте. В 1939 году его призвали на службу в Черноморский Военно-Морской флот. Он получил специальность рулевого и был назначен на один из быстроходных тральщиков Севастопольского ОВР'а. На тральщиках т. Емельяненко плавал больше трёх лет и получил крепкую морскую закалку.

В дни войны тральщики ставили мины у берегов противника, подвозили боезапас и подкрепления в осаждённую Одессу, Севастополь, конвоировали транспорты, оперировали на коммуникациях врага, а однажды черноморцы дерзко подошли к Сулину, обстреляли город, разбили офицерский санаторий, повредили консервный завод.

Анатолий Емельяненко показал себя в этих походах стойким, отважным моряком. В августе 1941 года тральщик возвращался из Одессы в Севастополь. Налетело 9 «юнкерсов», начали сбрасывать бомбы. Силой взрыва корабль сильно накренило. Снаряды начали съезжать со стеллажей, мог произойти взрыв. Тов. Емельяненко не растерялся и удержал снаряды от падения.

В начале 1943 года т. Емельяненко принял командование мотоботом № 13.

В феврале мотобот вышел в первый рейс из Геленджика на Мысхако. Так началась работа мотоботов, подвиги экипажей которых навечно вошли в историю Черноморского флота. Семь месяцев изо дня в день водил Емельяненко свой мотобот из Геленджика к Мысхако. За это он получил свою первую награду — медаль «За отвагу».

Наградной лист о представлении к медали «За отвагу» краснофлотцу Емельяненко Анатолию Дмитриевичу, старшине катера дивизиона десантных ботов Бригад траления и заграждения Черноморского флота. Приказ подразделения № 20/н от 16.04.1943. Источник: pamyat-naroda.ru
Наградной лист о представлении к медали «За отвагу» краснофлотцу Емельяненко Анатолию Дмитриевичу, старшине катера дивизиона десантных ботов Бригад траления и заграждения Черноморского флота. Приказ подразделения № 20/н от 16.04.1943. Источник: pamyat-naroda.ru

В ночь на 10 сентября 1943 года начался штурм Новороссийска. Старшина принял на свой мотобот отряд десантников и пушку. Черноморцы смело ворвались в Новороссийский порт. Емельяненко благополучно высадил десант. Лишь когда бот уже выходил из бухты, случайным осколком пробило бензобак. Всё же старшина благополучно довёл судно до Геленджика.

На вторую ночь т. Емельяненко доставил в Новороссийск новую группу десантников. Немцы встретили мотобот ураганным огнём. Причалив всего в 60 метрах от укреплений, где сидели немцы, и, укрываясь за разбитой пристанью, Емельяненко так же успешно высадил людей. Но каким то обломком заклинило винт. Под яростным огнём врага экипаж быстро исправил повреждение и увёл судно.

За участие, в Новороссийской операции отважного моряка наградили орденом Красного Знамени.

Наградной лист о представлении к ордену Красного Знамени старшине I статьи Емельяненко Анатолию Дмитриевичу, старшине десантного мотобота ДБ-306. Приказ подразделения №: 175/н от 06.11.1943. Источник: pamyat-naroda.ru
Наградной лист о представлении к ордену Красного Знамени старшине I статьи Емельяненко Анатолию Дмитриевичу, старшине десантного мотобота ДБ-306. Приказ подразделения №: 175/н от 06.11.1943. Источник: pamyat-naroda.ru

В ночь на 1 ноября 1943 г. мотобот вышел в Крым. Немцы открыли сильный огонь. Чтобы ускользнуть от обстрела, нужно было полным ходом итти к берегу, но тогда накат неизбежно выбросит судно на мель. Сбавить ход — немцам легче подбить судно. Емельяненко решил дать самый малый ход. Бесстрашно маневрируя, Емельяненко достиг берега, высадил десантников и потом ещё несколько раз перевозил бойцов с катеров на крымскую землю.

Осколками снарядов один сейнер был серьёзно повреждён и стал тонуть. Бойцы с него прыгали в воду. На мотоботе Емельяненко был повреждён один мотор. Несмотря на это старшина пошёл спасать людей. В этот момент на винт намоталась плававшая в воде шинель и заглох второй мотор. Но Емельяненко успел поставить мотобот с подветренной стороны и судно погнало к плавающим бойцам. Моряки стали спасать погибавших.

Тем временем моторист, ныне Герой Советского Союза т. Швачко, разделся, спрыгнул в воду и освободил винт. Перегруженный до предела мотобот, управляемый твёрдой рукой отважного моряка, благополучно прибыл в базу.

Началась тяжёлая работа на переправе. Причалы обстреливались врагом. Над проливом бушевал шторм. Каждый рейс был подвигом. И мотоботчики т. Емельяненко совершали невозможное.

Командование отметило доблесть Анатолия Дмитриевича Емельяненко вторым орденом «Красное Знамя». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 января 1944 года ему присвоено звание Героя Советского Союза.

Грамота Президиума Верховного Совета СССР о присвоении звания Герой Советского Союза Емельяненко Анатолия Дмитриевича, за героический подвиг, проявленный при форсировании Керченского пролива. 1944
Грамота Президиума Верховного Совета СССР о присвоении звания Герой Советского Союза Емельяненко Анатолия Дмитриевича, за героический подвиг, проявленный при форсировании Керченского пролива. 1944

Слава черноморцу — Анатолию Емельяненко!

Политическое Управление Черноморского флота (1944)

★ ★ ★

Осенью сорок четвёртого года после окончания морских курсов младших лейтенантов А. Д. Емельяненко был переведён на Тихоокеанский флот. Принимал участие в десантах на острова Курильской гряды.

-5

В запасе — с сорок шестого года, после чего уехал в город Ялта, где прожил всю оставшуюся жизнь. Скончался 11 октября 1985 года.

★ ★ ★

ПАМЯТЬ ЖИВА, ПОКА ПОМНЯТ ЖИВЫЕ...

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

★ ★ ★

Поддержать канал:

  • кошелек ЮMoney: 410018900909230
  • карта ЮMoney: 5599002037844364